Задания выполнять в рабочих тетрадях.
Присылать не надо. Готовьтесь к тесту на следующем занятии по теме: Философия Древнего мира.
Тема: Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика.
Средневековая философия.
Средневековая философия - это философское направление, распространенное в Европе V – VIX вв. которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – его творения. Средневековая философия была неразрывно связана с христианством, поэтому общефилософские и христианские идеи тесно в ней переплетаются. Основная идея средневековой философии – теоцентризм.
Основные черты средневековой философии:
• Теоцентризм – главной причиной всего сущего, высшей реальностью, предметом изучения философии является Бог;
• Господство догматов;
• Догмат о творении - космос, природа, явления окружающего мира являются творениями Бога;
• Догмат об откровении - мир познаваем через познание Бога, через веру в него;
• Мир познаваем через познание Бога, которое осуществляется через веру в него;
• Догмат о спасении – человечество спасется благодаря боговоплощению и принятию Иисусом Христом на себя грехов всего человечества;
• Сглаживание противоречий между материализмом и идеализмом;
• Человек - творение Бога, стоящее над природой;
• Человек свободен в рамках божественного предопределения.
Основные понятия средневековой философии
· Креационизм – учение о "сотворении" мира Богом из ничего. Идея креационизма возвышает Бога над природой. Аврелий Августин (354-430) утверждает, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая форма, высшее благо;
· Провиденциализм – учение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются таинственными силами – провидением, Богом. Судьба мира предопределена, и окончится апокалипсисом. Из различных вычислений назывались разные даты грядущего Страшного суда – его ждали и в 1491, и в 1666, и в другие годы;
· Теодицея – оправдание Бога перед лицом царящего на Земле зла;
· Эсхатология – учение о конце света.
· Монотеизм - в отличие от античного многобожия – политеизма, средневековая философия признает лишь одного Бога.
· Идея богочеловека - Иисус Христос бог, сын бога, но он в то же время и человек, гораздо более близкий у обыденному, чем его отец.
· Идея заповедей - заповеди – договор между богом и человеком, первый список преступлений, которые может совершить человек. Человеку, преступившему эти заповеди, будет судьей не правитель или государство, а сам бог. Лишь вера, а не страх перед наказанием, не дает человеку нарушить их.
· Идея первородного греха - Адам и Ева нарушили запрет Бога и попробовали запретный плод. За это они были изгнаны из эдема, но стали свободными и самостоятельными. Совершив первый грех человек доказал свое право на самоопределение.
· Идея воскресения души - на место веры в переселение душ приходит вера в воскресение души – теперь умерев, праведный человек окажется вновь не на бренной земле, а в лучшем мире - Царстве Божьем. Жизнь рассматривается лишь как кратковременное пребывание на земле, по сравнению с вечной жизнью в раю, а смерть – лишь уход из нее.
· Идея святости тела - свята не только душа, но и тело. Христос состоит из плоти и крови, как и человек.
· Идея всеобщего равенства - все люди равны, так как бог создал их равными, и в раю люди тоже равны. Для бога и религии нет крестьянина или короля – есть только христианин.
· Герменевтика - объяснение и интерпретация библейских текстов.
Этапы развития средневековой философии
Патристика – совокупность философско – теологических учений христианских мыслителей, имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии II – VIIIвв. Основные проблемы патристики: формирование символов веры, проблема трех ипостасей, христология, креационизм и другие.
Схоластика – зрелое и систематическое учение о Боге, мире и человеке VI – XV вв.
Схоластика - господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, учительство.
В ее рамках выделяются два направления:
Номинализм
Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных. Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Наиболее известным номиналистом был Пьер Абеляр.
Реализм
(от лат. reales - вещь) учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Наиболее известные последователи реализма: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, которого называли в Англии вторым Августином. Ансельм Кентерберийский знаменит своим онтологическим доказательством существования бога – он утверждал, что само понятие Бога доказывает его существование.