Методы: эксперимент, наблюдений, беседа, игра




Методы и приёмы обследования произносительной стороны речи

Прием называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам. Для самостоятельного называния подбирается 50-60 картинок. С изображениями предметов, действий, качеств, встречающихся в обиходе часто и сравнительно редко (конура, бинокль, скачет и т.п.), но в большинстве случаев известных детям с нормальным речевым развитием. Кроме того, в наборе наглядного материала должны быть представлены изображения целого предмета и его частей, а также предметов и явлений, названия которых отличаются фонетической и семантической близостью (конфетыконверты, шьет - пришивает, вышивает).
Картинный материал подбирается либо по тематическому (учебные вещи, игрушки, транспорт, профессии людей, одежда и т.д.), либо по ситуативному признаку (мастерская, магазин, класс).
При предъявлении картинок ребенку предлагается следующая инструкция: «Назови, кто (что) нарисован(о) на картинке? - «Кто это делает?» или «Какой, какая, какое?..». Ответ ребенка фиксируется в протоколе.

Прием подбора синонимов, антонимов, родственных слов.
С этой целью обследующий называет соответствующие слова, а ребенку дается инструкция подобрать к каждому слову другое, схожее по смыслу, которым можно было бы данное слово заменить. Инструкцию можно пояснить, разобрав с ребенком один-два примера. Вот перечень слов, которым можно пользоваться: имена существительные — труд, храбрость, печаль; имена прилагательные — печальный, медлительный, смелый; глаголы — радоваться, выигрывать. Данный прием позволяет также выяснить способность ребенка ориентироваться в словах одного семантического поля.
Прием называния обобщенных слов по группе однородных предметов. Существует несколько вариантов этого приема:

— ребенку предлагается набор картинок, обозначающих видовые понятия, и задается вопрос: «Как все эти предметы можно назвать одним словом? (стол, стул, шкаф, кровать — это.. .) »;

— обследующий перечисляет однородные предметы и просит ребенка назвать их одним словом;

— ребенок самостоятельно дополняет тематический ряд, начатый обследователем. Сразу после выполнения задания следует спросить ребенка, почему он назвал именно эти слова.

Прием направленный на изучение способов адекватного употребления слов в разных видах контекста.
самостоятельное составления ребенком предложения с заданным словом или по предметной картинке;

добавление к неоконченному предложению одного-двух слов («С тех пор прошло несколько...»);
выбор слов из числа данных для добавления в предложение. Слова для выбора логопед подбирает либо по смысловой, либо по звуковой близости. Например:

· Стало... (слова для выбора: теплее, холоднее).

· Сирень начала... (слова для выбора: расцветать, рассветать).

· «На вершину горы можно..., а из класса... (слова для выбора: взойти, выйти).

· Из лесной чащи выбрался на поляну... медведь (огромный, неуклюжий, добродушный).
подбор к прилагательным существительных, с которыми их можно употребить густой, дремучий (лес, туман), горячий, знойный (лето, вода, привет).
Прием корректирования ошибочного употребления слов в предложении (Искусственный мастер соткал красивый ковер. В зале раздавался заразный смех).
Метод направленной ассоциации. Ребенку предъявляется задание, в ходе выполнения которого необходимо составить осмысленное словосочетание. С этой целью ребенку предлагают отдельные слова и инструкции: «К каждому из данных слов нужно подобрать слово, которое сочетается с ним по смыслу и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? или «Что делает предмет?», «Что делается с предметом?». Ребенок должен актуализировать не любое слово, а только относящееся к определенному грамматическому классу (глагол или имя прилагательное и т.д.).

Прием составления предложений по опорным словам, а также по отдельным словам, расположенным в беспорядке (деформированные предложения).

1.Предлагаются (устно или на карточке) 2-3 изолированных слова и инструкция: «Составь предложение, дополнив его соответствующими словами». Обычно предъявляемые слова даны в начальной форме, с тем чтобы при включении в предложение ребенок самостоятельно преобразовал их в нужную грамматическую форму.
2. Предлагаются слова, из которых можно составить предложение, например: С, ветки, перепрыгивала, на, белка, ветку. Инструкция: «Восстанови нужный порядок слов и произнеси составленную фразу». Слова этого задания могут быть даны на отдельных карточках. Ребенок, оперируя этими карточками, размещает их в нужном порядке и прочитывает. Усложнение данного приема — написание всех слов сплошным текстом на одной карточке или предъявление задания в устной форме. помощью определенных приемов выявляется их умение строить сложные предложения. Например:

1. Составить предложения по картинке, на которой изображено выполнение двух или нескольких действий;

2. Закончить сложноподчиненное предложение по данному главному.

С этой целью ребенку предлагаются карточки с записью незаконченных сложноподчиненных предложений, например таких: Поезд остановился, потому что... Я буду смотреть телевизор, когда... Более сложный вариант этого приема — выполнение его устно.

3. Составить сложноподчиненное предложение по двум простым. Этот прием имеет два-три варианта:
составить сложноподчиненное предложение по двум картинкам, изображающим различные события, на одной из которых, например, изображен мальчик, надевающий плащ, на второй — идущий дождь. Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки; составь по каждой из них предложение и ответь на вопрос: Почему (или зачем) мальчик надевает плащ?» В случае необходимости инструкция разъясняется на 1-2 примерах;
составить сложноподчиненное предложение по двум простым, записанным на карточках: на одной карточке предложение «Мы не пошли гулять», на второй — «Шел дождь»;
составить сложное предложение по данным союзам и союзным словам, таким, как потому что, хотя, если, когда и т.п. (это является наиболее сложным приемом из выявляющих умение детей самостоятельно построить сложноподчиненное предложение).

Прием подстановки недостающего предлога в текст. Нужный предлог может отсутствовать, или ребенку приходится находить его среди других предлогов. Например, предлог под — среди предлогов под, на, около

Прием подстановки пропущенных окончаний в слова предложения. Материал обследования — карточки с записью словосочетаний и отдельных предложений со словами, в которых пропущены окончания. Инструкция: «Прочти и вставь нужное окончание».
Другой прием подстановка в предложение недостающего слова из числа слов, данных для выбора. Выбор адекватного заданию слова осложнен наличием конфликтных слов: одно из них верно по грамматической форме, но не подходит по значению; второе — верно по значению, но не подходит по грамматическим признакам; третье — не соответствует всем параметрам, а четвертое — искомое. (Мальчик пьет из... чашки. Слова для выбора: сладкий, красный, стол, большой.) используют ряд приемов:
Прием преобразование слов, выраженных именами существительными, из формы единственного числа в форму множественного и наоборот. С этой целью подбирают совокупность слов, имеющих различные окончания во множественном числе (о, я, ы, и). Примерные проверочные слова: коза, стул, глаза, рукав, воробей и т.д. Ребенку предлагается от каждого слова образовать форму множественного числа или, наоборот, форму множественного числа преобразовать в форму единственного числа.
Более сложный вариант — преобразование слов среднего рода (гнездо, ведро, озеро, море) или слов с уменьшительными суффиксами (котенок, козленок, мышонок).

Способы словообразования.

Суффиксы делятся на две группы:

Суффиксы первой группы образуют от имени существительных не новые слова, а слова с добавочным значением — уменьшительным, ласкательно-пренебрежительным, увеличительным.

Суффиксы второй группы образуют от глаголов имен существительных и прилагательных новые слова, которые обозначают профессии людей, вещи, качества и т.д.
Материал для обследования — слова, выраженные именами существительными в исходной форме и записанные на карточках, или картинки с изображением предметов: голова, птица, перо, ведро, рука, ухо, лоб, локоть. Инструкция: «Рассмотри предметы и назови их в уменьшительной форме». Инструкцию надо пояснить на 1—3 примерах.
обозначающие профессии. Материал для обследования — слова, записанные на карточках. Примерный перечень их: сапог, работа, чертеж, печь, стекло, газета;
обозначающих названия животных и их детенышей (волк — волчицаволчата; медведьмедведицамедвежонокмедвежата).
существительные, обозначающие материал (дерево, стекло, железо),

в имена прилагательные с помощью суффиксов. В этих случаях задача облегчается постановкой вопроса: «Если предмет сделан из дерева, то какой он?» В случае затруднения ребенку подсказывают ответ: «Стол деревянный, а крыша?..»;
преобразовать глаголы в имена существительные, обозначающие названия профессий. Материал обследования — слова, записанные на карточках (летать, переводить, возить, рассказывать). Инструкция аналогична предыдущей.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: