С. А. Козлова Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников




Задание 1.

Содержание труда и методика руководства в младших группах. Малыши помогают воспитателю ухаживать за животными и расте­ниями в уголке природы и на участке. Их следует привлекать к сов­местному поливу комнатных растений. Он учит детей правильно поли­вать растения, обтирать крепкие кожистые листья влажной тря­почкой. Дети сажают луковицы и крупные семена в землю, подготовлен­ную воспитателем (в ящики, стаканчики, грунт), поливают посадки. Следует привлекать детей и к сбору урожая овощей: выдергивать редис, морковь, репу. Труд этот можно организовать как труд рядом. Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают 1-2 трудовые операции (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение приготовленной водой и т. д.). Труд этот кратковременный, но воспитатель должен привлекать к нему всех детей поочередно, так как всем необходимо сформировать элементарные трудовые навыки. Во второй младшей группе возможен труд подгруппами. Одновре­менно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и ту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядке или поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана, во-первых, с большой подражательностью малышей, а во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать. Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе харак­терна дробность показа трудовой операции с одновременным выпол­нением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объясне­нием, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс. Такая дробность показа связана с недостаточным развитием у детей про­извольного внимания, памяти. Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выполнения задания. Оценка всегда положи­тельная, носит воспитательный характер. Обучение новым трудовым действиям, как правило, осуществляется на занятиях.

Содержание труда и методика руководства в средней группе.

Воспитанники средней группы должны самостоятельно поливать ком­натные растения, пользуясь меркой, установленной воспитателем, обтирать растения с кожистыми листьями, вместе с воспитателем поддерживать чистоту растений с опушенными листьями, с листьями, имеющими зазубрины, с мелкими листьями (обливать, опрыскивать, чистить кисточкой), рыхлить землю в цветочных горшках. Дети овладевают первоначальными умениями выращивать растения: по­могают взрослым готовить землю для посадок на участке (разрав­нивают граблями перекопанную землю), сажают крупные семена и луковицы, а затем их поливают, рыхлят землю между рядами, про­палывают грядки с растениями, ярко отличающимися от сорняков (салат, лук). Дети принимают участие в уборке участка: сгребают листья, разгребают снег на дорожках и т. В средней группе большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят более длительный характер. Дети могут выполнять поручения в течение 2 - 3 дней. Труд подгруппами также имеет свои особенности. Одновременно могут работать 2 - 3 подгруп­пы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). На­пример, одна группа детей рыхлит землю в горшках, другая обтирает растения. Навыки детей средней группы еще очень несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным. Большое место занимают коллективные формы труда. Их в основ­ном воспитатель использует, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способом посадки семян. Воспитанники средней группы становятся все более самостоятель­ными в связи с приобретением навыков. Они охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым; у них начинают разви­ваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания, появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, критическое отношение к результатам своей деятельности. У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувст­вовать необходимость проведения того или иного трудового процесса. Все эти особенности развития детей - основа для усложнения методики руководства их трудом. При обучении новой трудовой опе­рации воспитатель в средней группе уже не дает дробного показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он де­лится на логические этапы (проложить бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Воспитатель проверяет выполнение каж­дого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным детям. Меняет­ся и характер оценки труда. Теперь не всегда оценка может быть положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда. Он объясняет, почему нужно выполнять ту или иную трудовую опе­рацию: осматривает вместе с детьми растения; проходит пальцем по крупным листьям, выясняя, сильно ли они запылились; находит растения, которые нужно полить (земля сырая, сухая). Если в клетке грязный песок, его надо сменить, в аквариуме мало воды - нужно долить и т. д.

Содержание труда и методика руководства в старшей и подготовительной группе.

Воспитанники под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие листья, подкармливают растения, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения. В уголке природы, в огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделке грядок и клумб, сеют семена, высажи­вают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай. У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые на­выки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений. Старшие дошкольники должны приобрести некоторые навыки охраны природы: собирать семена деревьев, кустарников, дикорас­тущих трав и подкармливать ими птиц, в жаркое время ставить для птиц поилки на участке детского сада. В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за объектами уголка природы, знакомит с новыми. Одновре­менно дежурят 2 - 4 человека. Важно подбирать группы таким обра­зом, чтобы вместе с детьми, имеющими хорошие навыки, дежурили и дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность де­журств - до двух дней, возможно и до недели. Длительные де­журства формируют чувство ответственности, деловитости, устой­чивость интересов. В том случае, если дети дежурят целую неделю, возможна смена обязанностей в середине недели. Порядок и после­довательность назначения детей на дежурство фиксируются на доске дежурных. В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за объектами уголка природы, знакомит с новыми. Одновре­менно дежурят 2 - 4 человека. Важно подбирать группы таким обра­зом, чтобы вместе с детьми, имеющими хорошие навыки, дежурили и дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность де­журств - до двух дней, возможно и до недели. Длительные де­журства формируют чувство ответственности, деловитости, устой­чивость интересов. В том случае, если дети дежурят целую неделю, возможна смена обязанностей в середине недели. Порядок и после­довательность назначения детей на дежурство фиксируются на доске дежурных. Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового, интересного заметили в развитии расте­ний и поведении животных. При оценке дежурств следует подчерк­нуть хорошее состояние животных, растений. Дети оценивают выпол­ненную дежурными работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношении к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отрицательные проявления дежурных. Имеет место и наиболее сложный вид коллективного труда - труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации. В процессе руководства трудом детей ставится задача развития контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполнение зада­ния, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внима­ние на результат труда. Такой прием развивает самоконтроль, умение соотносить свои действия с указаниями воспитателя. Оценка носит положительный характер, но она дифференцирует­ся по качеству: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Воспитатель предлагает одному ребенку оценить работу другого с точки зрения выполнения задания. При работе подгруппами одна подгруппа оце­нивает работу другой. Особенностью руководства трудом в старшей и подготовительной к школе группах является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

Ответы на вопросы

1. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потреб­ности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), о животных (внешний вид, потребности, способы пере­движения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы. руд в природе способствует развитию у детей наблюдатель­ности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда. Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

2. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, жела­ние в нем участвовать. В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, ре­зультатов и способов их достижения. Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животны­ми, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, пла­нирующие умения детей. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затра­ченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым зада­ниям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе - в пределах 5 - 7 минут, в средней - от 10 до 15 минут, с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте – 15 - 25 минут с перерывом на отдых, или сменой характера труда. Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Так, при переноске воды, лейки или ведра нужно носить в обеих руках, при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды). Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Труд в природе часто связан с работой с землей. Поэтому необходимо следить, чтобы земля была «чистой», т.е. без осколков стекла, острых камней, без химических удобрений и т.д.

3. Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства.

Задание 2.

С. А. Козлова Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников

В учебнике раскрываются проблемы трудового воспитания дошкольников, его теоретические и методические основы; история трудового воспитания в общественном дошкольном образовании, характеризуются задачи трудового воспитания, средства и методы его реализации. Дается описание видов детского труда, особое внимание уделяется умственному труду, так как именно этот вид труда способствует развитию мышления, речи, помогает подготовке ребенка к школе, формирует трудолюбивую, думающую, творческую личность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: