ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
для студентов V курса очной и заочной форм обучения
специальности 080111 «Маркетинг»
Хабаровск 2009
ББК У 9 (2) 291.3
Х 12
Программа производственной практики для студентов специальности «Маркетинг» специализации «Международный маркетинг» / сост. доцент, канд. экон. наук Н. М. Герасименко, доцент, канд. экон. наук С. А. Пиханова. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2004. – 16 с.
Рецензент Гуринович Е. В., канд. экон. наук, заместитель руководителя управления федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве методических указаний для студентов
© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2009
Содержание
Введение………………………………………………………………… | |
1 Цель и задачи производственной практики………………………... | |
2 Организация и сроки прохождения практики……………………… | |
3 Календарный план и содержание практики………………………... | |
4 Методические рекомендации по выполнению отчета по практике………………………………………………………................ | |
5 Подведение итогов практики и защита отчёта………………………. | |
Библиографический список…………………………………………… | |
Приложение А………………………………………………………….. |
Введение
Производственная практика является логическим продолжением теоретического обучения в вузе. В ходе прохождения практики будущие специалисты должны получить практические навыки в избранной области деятельности.
В процессе освоения теоретического курса студенты изучили основные положения маркетинговой концепции управления, содержание маркетинговых функций, таких как маркетинговые исследования, маркетинговые коммуникации, управление маркетингом. Также разобрались в специфике реализации маркетинга в организациях различных сфер и отраслей деятельности, в частности в банках, страховых компаниях, производственных предприятиях, организациях сферы услуг и некоммерческой сферы. В этой связи производственную практику студент может проходить на базе организаций, относящихся практически к любой отрасли экономики.
Программа производственной практики является основным нормативно-методическим документом, регламентирующим деятельность студента по время прохождения практики. Программа содержит разделы, определяющие цель и задачи производственной практики, основные требования к её организации, календарный план и содержание производственной практики, а также рекомендации по написанию отчёта.
Программа производственной практики составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебными планами по специальности «Маркетинг», Положением о порядке проведения практики студентов ХГАЭП и другими нормативными документами.
Прохождение производственной практики является обязательным для студентов всех форм обучения.
Цель и задачи производственной практики
Цель производственной практики:
- формирование профессиональных компетенций в основных областях маркетинговой деятельности, в т. ч. экономико-управленческой, информационно-аналитической, сбытовой и т.д.
Цель практики определяют её задачи:
- закрепление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения;
- развитие практических навыков и умений в решении конкретных маркетинговых задач;
- ознакомление с практикой маркетинговой деятельности организации;
- развитие способности студента оценивать маркетинговую стратегию организации с точки зрения адекватности рыночной среде и разрабатывать рекомендации по её совершенствованию;
- сбор информации для выполнения выпускной квалификационной работы.
Организация и сроки прохождения практики
В соответствии с учебным планом специальности «Маркетинг» производственнаяпрактика студентов проводится в следующие сроки:
– для студентов очной формы обучения в 10 семестре после сдачи зимней экзаменационной сессии в период с января по март;
– для студентов заочного отделения, обучающихся 5,5 лет – на 6 курсе в октябре-ноябре; обучающихся 3,1 года – на 5 курсе в марте.
Непосредственное руководство производственной практикой студентов осуществляется преподавателями кафедры маркетинга и рекламы. Ответственный за организацию практики от кафедры распределяет студентов по базам практики и закрепляет за каждым местом практики преподавателя кафедры, осуществляющего руководство студентами. Распределение на практику и назначение руководителя от кафедры оформляется приказом ректора академии.
Перед началом практики преподаватели, осуществляющие руководство, ответственный от кафедры за распределение студентов по базам практики и завкафедрой маркетинга и рекламы совместно с представителем Центра занятости студентов проводят со студентами 5-го курса собрание по организации прохождения производственной практики. На организационном собрании студентов знакомят с приказом по практике, с её целью и задачами, доводят до сведения студентов их обязанности в период прохождения практики, знакомят с требованиями к содержанию отчёта и обсуждается порядок его защиты.
Последовательность прохождения и содержание производственной практики определяется календарным планом, который представлен в разделе 3 настоящей программы.
По прибытии на базу практики студент должен сделать отметку (подпись руководителя практики от предприятия и печать) в дневнике о дате начала производственной практики. Со стороны организации ему назначается руководитель, который организует и контролирует работу студента в период практики. В ходе прохождения практики студент ведёт дневник, где отмечает выполненные работы в соответствии с календарным планом.
За время практики студент также может выполнять научно-исследовательскую работу по индивидуальному заданию, которое выдаётся руководителем практики от кафедры.
По окончании практики руководитель от организации в дневнике даёт характеристику студенту и делает отметку о его выбытии с базы практики.
Студент при прохождении практики обязан:
– полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики (все разделы программы практики и научно-исследовательской работы, если её предусматривает индивидуальное задание);
– подчиняться действующим в организации правилам внутреннего распорядка;
– изучать и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;
– своевременно представлять руководителю практики дневник, письменный отчёт о выполнении всех заданий и сдать отчёт по практике
Руководитель практики от кафедры:
- проводит собрание перед началом практики и конференцию по итогам проведения практики;
- устанавливает связь с руководителем практики от организации;
- разрабатывает тематику индивидуальных заданий;
- принимает участие в распределении студентов по рабочим местам;
- осуществляет контроль за соблюдением практики и её содержанием;
- оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материала для подготовки отчёта по практике и выпускной квалификационной работы;
- оценивает результаты выполнения студентами программы практики.
Руководитель практики от организации:
- организует и контролирует прохождение практики студентами в соответствии с программой;
- обеспечивает проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности;
- контролирует соблюдение практикантом производственной дисциплины и сообщает в академию о случаях нарушения студентами правил внутреннего трудового распорядка;
- осуществляет учёт работы студентов-практикантов.
3 Календарный план и содержание практики
Календарный план прохождения практики
Наименование раздела программы практики | Сроки выполнения (в днях) | ||
д/о | з/о | ||
5,5 лет | 3 года | ||
1. Общая характеристика организации | |||
2. Экономическая характеристика организации | |||
3. Характеристика маркетинговой среды организации | |||
4. Оценка маркетинговой стратегии организации | |||
5. Анализ практики планирования и контроля маркетинговой деятельности | |||
6. Оценка перспектив развития организации | |||
Итого |
Содержание разделов программы практики
1. Общая характеристика организации:
- история создания;
- организационно-правовая форма;
- виды деятельности;
- организационная структура управления и круг обязанностей сотрудников подразделений;
- организация маркетинговой деятельности;
а) организационная структура службы маркетинга, если она существует; задачи и функции сотрудников службы маркетинга; взаимодействие службы с другими подразделениями организации; участие других подразделений фирмы в выполнении маркетинговых функций;
б) сложившаяся практика реализации маркетинговых функций, если в организации служба маркетинга отсутствует:
- состояние производственного потенциала.
- состояние кадрового потенциала.
2. Экономическая характеристика организации:
- анализ основных экономических показателей деятельности организации за последние 3 – 5 лет и факторов, определяющих их динамику;
- анализ структуры доходов или прибыли от различных видов деятельности.
3. Характеристика маркетинговой среды организации:
- анализ факторов макросреды;
- характеристика рынка товаров, на котором работает организация;
- анализ конкурентной среды и места организации на рынке;
- вывод о характере влияния маркетинговой среды на деятельность организации.
4. Оценка маркетинговой стратегии организации:
- характеристика целевого рынка.
- описание комплекса маркетинга организации;
- выявление конкурентных преимуществ организации;
- анализ соответствия комплекса маркетинга организации рынку;
- оценка согласованности элементов комплекса маркетинга с точки зрения доведения позиции до целевого сегмента (на примере организации или конкретной марки товара).
5. Анализ практики планирования и контроля маркетинговой деятельности:
- виды планов, относящихся к маркетинговой деятельности;
- структура планов (разделы);
- направления и уровни контроля маркетинговой деятельности.
6. Оценка перспектив развития организации:
- анализ использования организацией возможностей, открывающихся во внешней среде;
- предложения по развитию организации.