Тема 3.4. Общие сведения о передачах.
Общие сведения о передачах. Назначение механических передач и их классификация по принципу действия.
Механическими передачами, или передачами, называют механизмы, передающие энергию от двигателя к рабочим органам машины с преобразованием скоростей, сил или моментов, а иногда и характера движения.
Основные причины применения передач в машинах:
· требуемые скорости рабочих органов машины часто не совпадают со скоростями стандартных двигателей;
· скорости рабочего органа машины часто необходимо регулировать (изменять) в процессе работы;
· большинство рабочих органов машин должны работать при малых скоростях и обеспечивать большие вращающие моменты, а высокооборотные двигатели экономичнее;
· двигатели изготовляют для равномерного вращательного движения, а в машинах иногда требуется прерывистое поступательное движение с изменяющимися скоростями.
Классификация передач
· по принципу передачи движения: передачи трением и передачи зацеплением; внутри каждой группы существуют передачи непосредственным контактом и передачи гибкой связью;
· по взаимному расположению валов: передачи с параллельными валами (цилиндрические), передачи с пересекающимися осями валов (конические), передачи со скрещивающими валами (червячные, цилиндрические с винтовым зубом, гипоидные);
· по характеру передаточного числа: с постоянным передаточным числом и с бесступенчатым изменением передаточного числа (вариаторы).
Фрикционные передачи (передачи трением) — передачи, в которых передача движения осуществляется силами трения. Для создания трения в контакте катков применяют пружины и специальные нажимные и натяжные устройства. На рис. 1.1 а, б изображены фрикционные передачи непосредственным контактом, на рис. 1.1, в вариатор — фрикционная передача с бесступенчатым регулированием скорости за счет смещения ролика 1, на рис. 1.1, з передача гибкой связью — ременная.
Передачи зацеплением «работают» за счет зацепления зубьев и шарниров цепи с зубьями звездочки. Трение в данном случае вредно, и большинство передач работает со смазкой. Основное достоинство передач зацеплением — высокий КПД, компактность и надежность.
На рис. 1.1, г, д изображены цилиндрическая и коническая зубчатые передачи, на рис. 1.1, е — червячная (зубчато-винтовая передача), на рис. 1.1, ж — цепная передача.
Кинематические и силовые соотношения в передаточных механизмах
Кинематические соотношения в передаче можно рассмотреть по схеме цилиндрической фрикционной передачи (см. рис. 1.1, а).
Окружная скорость ведущего шкива
При отсутствии проскальзывания скорость ведущего и ведомого шкивов должна быть одинаковой:
Тогда
Отношение угловой скорости ведущего колеса к угловой скорости ведомого или частоты вращения ведущего колеса к частоте вращения ведомого называется передаточным отношением:
Для передач зацеплением можно использовать следующее выражение (поскольку диаметр колеса пропорционален его числу зубьев):
Связь между мощностями на ведущем и ведомом звеньях можно получить из известных формул механики:
Известно, что Р = Тω, где Т — вращающий момент; ω — угловая скорость.
Тогда
В зависимости от величины передаточного отношения i передачи делятся на передачи с постоянным передаточным отношением (I /> 1; ω1 > ω2 — редукторы, понижающие передачи; I < 1; ω1 < ω2 — мультипликаторы, повышающие передачи) и передачи с бесступенчатым регулированием скорости.
Параллельно с понятием передаточного отношения i используется понятие передаточного числа и для редукторов i = и.
В передачах с бесступенчатым регулированием скорости (вариаторы) передаточное отношение i — величина переменная, и их характеристикой является диапазон регулирования
Если в механизме необходимо значительное изменение скорости, применяют многоступенчатые передачи.
Ступенью считают передачу одной парой колес, одним ремнем или одной цепью.
На рис. 1.2 изображены многоступенчатые (двухступенчатые) передачи. Нумерация ступеней и колес начинается от двигателя.
Для многоступенчатой передачи общее передаточное число
где u1, и2, иn — передаточные числа ступеней.
Общий КПД передачи
где η1, η2 и т.д. — КПД ступеней.
Например, для привода, изображенного на рис. 1.2, а, общий КПД
где η р — КПД ременной передачи; η ц — КПД цилиндрической зубчатой передачи; η подш — КПД подшипников.
Для передачи, изображенной на рис. 1.3, можно записать
Скорости валов:
Мощности на валах: Р2 = Р1η 1; Р3 = Р2η2. Вращающие моменты на валах:
Т2 = T1u1, Т3 = Т2и2η2.