Тема 1.4. Философия эпохи Возрождения




Основные термины и понятия: эпоха Возрождения, антропоцентризм, пантеизм, гуманизм, прометеизм, неоплатонизм, макиавеллизм.

 

Эпоха Возрождения – переход от Средневековья к Новому времени. Она охватывает период примерно с к. XIV по XVII вв. В это время происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы.

Падает авторитет церкви и растёт авторитет науки. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают искусство и философия. Эта новая эпоха осознаёт себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда идёт и само название эпохи – «Возрождение» или «Ренессанс».

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

· формирование пантеистической картины мира, выражающейся в отождествлении Бога и природы;

· оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии и Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики;

· антропоцентризм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

· перемещение основного интереса от формы идеи к её содержанию;

· ориентация на искусство.

В целом философия Возрождения антропоцентрична, в отличие от космоцентризма античной и теоцентризма средневековой философии. Гуманисты Возрождения ставят человеческую личность, как творца собственной жизни и судьбы, в центр своего мировоззрения.

Наиболее ярко привилегированное положение человека перед лицом не только материального, но и духовного мира показано у Пико делла Мирандола в речи «О достоинстве человека». В отличие от всех других творений человек сам распоряжается своим моральным обликом. Идея человека как «славнейшего мастера и скульптора» самого себя прибавляет новый элемент к базовой идее христианской антропологии – идее богоподобия. Образ Божий – это не дар, а подвиг, который человеку еще предстоит совершить: он должен быть осуществлен самим человеком.

В развитии философии эпохи Возрождения можно выделить три этапа:

1. Гуманистический (сер.XIV в. – сер. XV в.).

2. Неоплатонический (сер. XV – нач. XVI вв.).

3. Натурфилософский (сер. XVI - нач. XVIIвв.).

Гуманистический этап характеризуется противостоянием средневекового теоцентризма и интереса к человеку. На первый план здесь выходит социально-этическая проблематика. Основные представители: Колюччо Салютати (1331 – 1404), Лоренцо Валла (1407 – 1457), Эразм Роттердамский (1469 – 1536).

В эпоху Возрождения впервые наиболее полно был раскрыт принцип гуманизма. Гуманизм (от лат. humanitas – человечность, человеколюбие) – мировоззрение, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование защиты достоинства личности, её свободы, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.

Гуманизм эпохи Возрождения зарождается в литературной среде. Начало гуманистического периода связано с творчеством великого итальянского поэта Франческо Петрарки (1304 –1374). Своим памфлетом «О своем и чужом невежестве» Петрарка задал программу критики всей системы средневекового философского знания. Философские тексты впервые стали объектом критического историко-филологического исследования, а не вневременным источником авторитетных цитат. Внимательно изучается античная культура, вырабатываются методы исторической и филологической критики античных текстов, создается литературный латинский язык.

Гуманисты создали новую систему ценностей, важное место в которой занимают стремление к славе, гимн красоте человеческого тела, принятие радостей земного существования, культ наслаждения и пользы. Антропология становится подлинной царицей наук. Человек рассматривается как неразрывное единство бессмертной души и смертного тела. Духовное и материальное, небесное и земное – равноправные начала в человеке.

Трактат Лоренцо Валлы «Об удовольствии или истинном благе» является манифестом гуманистической этики Возрождения. Под видом стоицизма Валла критикует средневековый аскетический моральный идеал. Монашеские обеты бедности, безбрачия, послушания, по мнению Валлы, – лишь проявления рабского страха перед наказанием, признаки нравственной неустойчивости личности. Правильное пользование деньгами, брак, разумное пользование свободой — не меньшие добродетели, чем бедность, безбрачие, послушание, и столь же спасительны для человека.

В философии Возрождения появилась идея прометеизма, в которой человек понимается как сотворец мира. Творчество, как исключительная характеристика Бога, переносится на человека. Понимание человека как творческой личности привело к убеждению, что творчество – это главное его достоинство. Эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся личностей, таких, как Леонардо да Винчи, проявивших себя в различных видах творческой деятельности.

Неоплатонический этап характеризуется преобладанием онтологической проблематики, поиском новых путей синтеза учений Платона и Аристотеля. Основные представители: Николай Кузанский (1404 – 1462), Пико делла Мирандола (1462 – 1494).

Основателем ренессансного неоплатонизма является самый крупный и самый оригинальный философ Возрождения Николай Кузанский.

Опираясь на учение неоплатоников, Кузанский развил три главные диалектические идеи своей философии: концепцию «ученого незнания», учение о совпадении противоположностей в бесконечности и структурно-математический метод.

Концепция «ученого незнания» подчеркивала сложность и противоречивость процесса познания мира и Бога, невозможность выразить полноту истины в терминах схоластической формальной логики. Бог – сверхсубстанциален, бесконечен, в нем совпадает бытие и творение, абсолютный минимум и абсолютный максимум, он стоит выше всякого утверждения и всякого отрицания. Бог мыслится как нечто более совершенное по сравнению с природой, но составляющее ее разумное основание.

Онтологическую позицию Николая Кузанского можно охарактеризовать как мистический пантеизм. Главными проявлениями пантеистической позиции Кузанского явились идеи бесконечности Вселенной, связи всего сущего.

Совпадение противоположностей проявляется и в природе человека. Человек –величайшее из божественных творений, способное познать Бога и созданный им прекрасный мир. Человек понимается как «второй Бог», обладающий подобием божественных атрибутов: мудростью, совершенством, творческой активностью. Совершенствование человека, по мысли Кузанского, состоит в развитии способностей и возвышении бессознательного до уровня сознания.

Натурфилософский этап характеризуется полным отождествлением Бога и природы (пантеизм) и взглядом на человека как на исключительно природное существо. Основные представители: Никколо Макиавелли (1469 – 1527), Джордано Бруно (1548 – 1600), Мишель Монтень (1533 – 1592).

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI века. природа трактуется пантеистически. В переводе с греческого «пантеизм» означает «всебожие». Пантеизм (от греч. pan – всё, theos – Бог) – философское учение о том, что всё есть Бог, Бог во всем. В пантеизме христианский Бог утрачивает свой трансцендентный, внеприродный характер, он сливается с природой, а природа – обожествляется.

Развивая эту идею, и отождествляя космос с бесконечным Божеством, Дж. Бруно приходит к выводу и о бесконечности Вселенной. Он выдвигает тезис о единстве и бесконечности мира, его несотворимости и неуничтожимости, о том, что Земля, движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца, не может быть центром Космоса, так как, в мире нет ни центра, ни границ. Учение Бруно противоречило принципам христианского богословия, и вскоре после выхода в свет его книги «О бесконечности, Вселенной и мирах», он был арестован и по приговору инквизиции сожжён на костре на площади Цветов в Риме.

Никколо Макиавелли осмысливает историю с целью обоснования политики как науки, а политических отношений, в которые вовлечен каждый человек, как автономную от религии и морали сферу человеческой деятельности. Политика для Макиавелли – это объективные правила властвования и управления гражданским обществом. А свобода понимается как стремление людей в рамках гарантированного гражданского порядка быть творцами своей истории. В политике, в отличие от морали, цель (а вернее, достигнутый результат) всегда оправдывает средства. Политика делает необходимым превращение личности правителя, как бы он себя ни вел, лишь в средство для достижения целей. Этот тезис социально-политического учения Макиавелли и описание правил политического поведения абсолютного правителя в произведении «Государь» дали основание для резко отрицательной характеристики его учения как проповеди аморализма, жестокости и безнравственности. Возникло лаже такое понятие, как макиавеллизм, означающее политику, основанную на пренебрежении нормами морали, на культе грубой силы для достижения своих целей.

Домашнее задание:

Учебники: В.Д. Губин Основы философии, стр. 10-30; О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова, Основы философии, стр.26-50.

Вопросы для самоконтроля.

1. Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения.

2. Какие идеи доминируют на разных этапах философии Возрождения?

3. В чем состоит специфика гуманизма эпохи Возрождения?

4. Почему доминирующим аспектом философии Возрождения является эстетическое?

5. Является ли неоплатонизм основой всей философии Возрождения?

6. Натурфилософия Николая Кузанского и Джордано Бруно.

7. Основное содержание философских идей Н. Макиавелли.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: