Тема урока: Деньги, банки и банковская система
Цели урока:
Образовательные: ознакомить обучающихся с сущностью и назначением денег, а также с их классификацией и функциями; рассмотреть виды банков и их основные функции в современной экономике; роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы; выяснить суть кредитной эмиссии.
Развивающие: развить стремление к анализу полученной информации, развивать логическое мышление и творческий потенциал учащихся, закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях; формировать умение коллективного обсуждения информации и принятия решений в условиях ограниченности времени; воспитывать терпимое отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Метод: рассказ, беседа, работа в парах.
Оборудование: плакаты «Деньги», «Виды банкнот» в электронном виде, мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация.
Эпиграф к уроку:
«Деньги – очень плохой господин, но весьма хороший слуга.»
Френсис Бэкон.
Ход урока
І. Организационный момент.
Приветствие, подготовка аудитории к работе, контроль присутствия учащихся на занятии.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
Вопрос 1. Мы знаем, что в экономике немаловажную роль играют деньги. Вспомните, пожалуйста, что такое деньги, и какими свойствами они обладают?
Вопрос 2. Каковы функции денег и в чём они заключаются?
Одна из функций денег – это средство сбережения или накопления. Представьте, что у Вас появились свободные деньги – 1000 рублей. Как вы можете распорядиться ими? А как лучше и надежнее поступить, если Вам необходимо отложить данную сумму, чтобы потратить ее во время летних каникул?
Вы правы, наверное, самое надежное средство сохранения и накопления денег, а если повезёт, и получение прибыли – это вклад в банке. И это закономерно. Банки – одно из главных действующих лиц в мире денег. Поэтому настало время поговорить о банках специально. Ведь именно банки создают деньги и более того – превращают их в товар, помогая экономике развиваться, а странам богатеть.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности.
Человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги. Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах, банках и банковской системе.
IV. Сообщение темы, целей и задач урока.
1. История происхождения денег.
2. Деньги, их сущность и функции.
3. Виды денег.
4. Происхождение, виды и функции банков.
5. Принципы кредитования.
V. Первичное восприятие и осознание учебного материала.
История происхождения денег.
Каждому из нас приходится иметь дело с деньгами, получать и тратить их. Экономическая наука помогает разобраться в сущности денег и их роли в жизни людей.
Развитие свободного рынка породило деньги, денежные отношения. Деньги возникли в результате развития обмена, углубления и преодоления противоречий товарного хозяйства.
При натуральном обмене денег нет. Работнику трудно было найти людей, которым нужен его товар и которые имели бы товар, нужный работнику.
В экономической истории эта задача была решена с помощью меновых, ходовых товаров в качестве посредников. Эти товары обладали специфичной общественной полезностью – были всеобщим эквивалентом (ВЭ).
С начала роль всеобщего эквивалента выполняли скот, меха, соль, зерно, ракушки и т.п. В последующем роль всеобщего эквивалента выполняли те товары, естественные свойства которых были более благоприятными для этого.
Известно, что, в конечном счете, золото стало выполнять функцию всеобщего эквивалента и превратилось в деньги.
Итак, золото стало деньгами 7000 лет назад. Первоначально оно выполняло эту функцию в форме золотого песка, самородков. При покупке товаров золото взвешивали, что вызывало неудобства. Затем стали делать золотые пластины и отрезать от них кусочки. В процессе дальнейшей эволюции денег появились слиточки, а затем – «лепёшечки». Слитки серебра в 13 веке рубили на куски, получившие название рублей.
Бумажные деньги начали хождение в 18 веке, но зародились они гораздо раньше. Выпуск первых бумажных денег в России начался в 1769 году при Екатерине ІІ, они назывались ассигнациями и обращались в виде государственных казначейских билетов. В это период российские денежные банкноты почти целиком обеспечивались наличным золотом.
После первой мировой войны (1914 – 1918) начался постепенный «отрыв» бумажных денег от их реального золотого содержания.И только в 30 – х г.г.20 века обеспечение бумажных денег золотом прекратилось.
Деньги, их сущность и функции.
На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары, затем благородные металлы, чему способствовали их однородность, делимость, сохраняемость и транспортабельность.
Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.
Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют, а именно: мера стоимости, средство обращения, средство образования сокровищ и накопления, средство платежа, мировые деньги.
Функции денег:
1)Мера стоимости – эту функцию деньги выполняют через установление цен на товары.
2)Средство обращения – деньги выполняют роль посредника в обмене товаров (Т – Д – Т) осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т).
3)Средство накопления (образования сокровищ) – если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то он изымает деньги из обращения, накапливает их, превращая в сокровища. Сокровища накапливают и частные лица, и государство (в виде государственных золотых запасов, хранящихся в ЦБ страны).
4)Средство платежа – товары не обязательно продавать и покупать только за наличные средства. Иногда у покупателя может не быть наличных денег, тогда он покупает товары в кредит, т.е. с отсрочкой платежа.
5)Мировые деньги – эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.
В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото). Сегодня в качестве мировых денег широко используются конвертируемые валюты.
Виды денег
1)Наличные деньги – это денежные средства, используемые в наличном обращении.
· Монеты – это металл определённой формы и веса. Они служат в качестве разменных денег.
· Банкноты – это бумажные деньги. Выпускаемые в обращение ЦБ РФ.
· Казначейские билеты – это те же бумажные деньги, но выпускаемые государственным казначейством – Министерством финансов.
Безналичные деньги.
К ним относятся:
· Ценные бумаги(акции, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты)
· Вклады в банках
· Дорожные чеки(American Express)
3)Электронные деньги – это деньги, находящиеся на счетах компьютерной памяти банка, распоряжение которыми осуществляется с помощью специального электронного устройства (банкомат).
Пластиковая карта – пластинка из пластического материала с нанесённым на неё магнитным кодом или с встроенным кодируемым элементом памяти (дебетовые и кредитовые; «золотые», «серебряные», «корпоративные», «Private-карточки», «карточки для VIP клиентов»).