Лексический повтор как средство выразительности




Что такое повтор?

Виды повтора

Лексический повтор как средство выразительности

 

Что такое повтор?

Лексический повтор — это фигура речи, стилистический прием,который состоит в намеренном повторении одинаковых элементов текста — одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания.

Пример: казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!

 

Чтобы найти отклик у читателя, создать образную картину мира, авторы прибегают к повтору. Прием повтора очень часто встречается в художественной литературе.

 

С помощью повтора отдельных слов, синтаксических конструкций и даже звуков или элементов словадостигается выразительность, эмоциональность художественного текста.

 

«…Повторенное слово всегда экспрессивно сильнее предыдущего, создает эффект градации, эмоционального нагнетения». (В. Е. Холшевников)

 

Виды повтора

Этот стилистический прием осуществляется на разных уровнях текста и слова как единицы речи. В литературе различают несколько видов повтора:

 

фонетический (повтор одинаковых гласных и согласных);

морфемный (повтор морфем и частей слова);

лексический (повтор слова);

синтаксический (использование одинаковых или однотипных синтаксических конструкций).

 

Если в поэтической строке повторяются одни и те же гласные звуки, то в нем используются ассонанс. Повторение согласных звуков — это аллитерация.

 

Наиболее часто используются повторы лексических средств языка:

Анафора

Эпифора

Симплока

Анадиплосис

Все эти стилистические приемы объединяются одним термином — «лексический повтор».

 

1. Анафора, или единоначалие, состоит в повторе начальных частей слова, морфем, отдельных слов и групп слов. Вот как использует анафору поэт А. Фет в стихотворении «Первый ландыш»:

 

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей,

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

 

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен подарок

Воспламеняющей весны.

 

Анафора может быть лексической, то есть выражается в повторе одного и того же слова в начале строки:

 

Здесь лапы у елей дрожат на весу,

Здесь птицы щебечут тревожно —

Живешь в заколдованном диком лесу,

Откуда уйти невозможно.

ВладимирВысоцкий

 

2. Эпифора возникает там, где автор повторяет конечные слова или выражения на границе смежных строк, предложений

 

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Константин Бальмонт

 

3. Сочетанием анафоры и эпифоры является симплока. Симплока — это сложный стилистический прием, который выражается в одновременном использовании анафоры и эпифоры в пределах одного и того же отрезка текста. При симплоке повторяются начальные и конечные слова в соседних фразах или смежных стихотворных строках:

 

В мире горы есть и долины есть,

В мире хоры есть и низины есть,

В мире море есть и лавины есть,

В мире боги есть и богини есть.

Марина Цветаева

Август — астры,

Август — звезды,

Август — грозди

Винограда и рябины

Ржавой — август!

Марина Цветаева, Август

 

4. Анадиплосис (греч. «удвоение») — это стилистическая фигура, заключающаяся в повторе заключительной части стихотворного текста в начале следующего. Анадиплосис образует смысловую цепочку, связанных и последовательно развертывающих друг друга частей текста. Такой прием позволяет показать внешнее течение событий, их замедленность и причинно-следственную обусловленность.

 

Придет оно, большое, как глоток, —

Глоток воды во время зноя летнего.

Роберт Рождественский

Или в прозе:

Что такое гармония? Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни. Порядок — космос, в противоположность беспорядку — хаосу. Из хаоса рождается космос, мир, учили древние.

Александр Блок

 

Разные виды повтора широко используются художниками слова для придания тексту экспрессивной выразительности.

 

Лексический повтор как средство выразительности

Повтор слов в художественном тексте употребляется с разной целью:

 

1. для обозначения большого количества предметов

За тем лесом поля, поля, поля.

 

2. для усиления признака, степени качества или действия

Туда ведет длинная, длинная дорога…

 

3. для указания на длительность действия

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа,

Снег выпал только в январе

А. С. Пушкин

 

Автор прибегают к лексическому повтору, если хочет выделить важное с его точки зрения слово для более точного выражения мысли или для придания ей большей выразительности и экспрессивной окраски.

 

Сельский букет стоял на круглом столе. Лет десять назад такой букет не поставили бы на стол (Юрий Тынянов).

 

Благодаря повторению слова «стол» фиксируется внимание читателя именно на нем. Этот прием способствует усилению его смысловой и эмоциональной роли в тексте.

 

С помощью лексического повтора повествование становится эмоционально напряженным.

 

На батарее

Нету снарядов уже.

Надо быстрее

На вираже!

Парус! Порвали парус!

Каюсь! Каюсь! Каюсь!

Владимир Высоцкий

 

Поэт подчеркивает значимое для смысла строки слово, заставляет читателя заострить внимание на его смысловом наполнении, создает ритм, особую пульсацию строки.

 

Итак, в тексте лексический повтор выступает как средство

– создания выразительности речи;

– актуальности важного с точки зрения автора смысла, который выражается подтекстно;

– цепной межфразовой связи в тексте.

 

Есть урок, который идет не сорок пять минут, а всю жизнь. Этот урок проходит и в классе, и в поле, и дома, и в лесу. Я назвал этот урок седьмым потому, что в школе обычно бывает не больше шести уроков. Не удивляйтесь, если я скажу, что учителем на этом уроке может быть и береза возле вашего дома, и бабушка, и вы сами (В. Песков)

 

Следует отличать лексический повтор как стилистическую фигуру от речевых ошибок в виде тавтологии и плеоназма. Тавтология выступает как необоснованное употребление одинаковых или близких по смыслу слов (совместное сотрудничество). Плеоназм состоит в ошибочном дублировании смысла слов в словосочетании (подпрыгнуть вверх).

 

Но не стоит доходить до абсурда в стремлении избежать тавтологии. Нас так запугали этим, что на протяжении всего текста мы стараемся не употреблять дважды не то что одно слово, а даже однокоренные слова разных частей речи. К чему это приводит:

– восприятие текста затрудняется, читатель уже не понимает, об одном предмете или лице идёт речь или о разных;

– в качестве синонима подбирается слово, которое не соответствует общей стилистике текста;

– нам может казаться, что слова — синонимы, хотя на самом деле нет, из-за чего утрачивается фактическая точность речи.

 

Писатель Денис Драгунский, пародируя язык современных СМИ, показал, что может получиться, если механически убрать все речевые повторы:

 

Наверное, до факультета журналистики многие журналисты ходили в специальный журналистский детский сад. И там строгая воспитательница говорила: «Детки! Не смейте повторять одно и то же слово! А то будет вам а-та-та по попке». Вот с этого перепугу новостники не любят слово «он» и пишут так:

«Иван Сидоров попал под автомобиль. Москвич получил травму ноги. Скорая помощь отвезла мужчину в больницу, где менеджеру «Росбанка» сделали операцию. З0-летний выпускник Вышки чувствует себя нормально. Жена отца двухлетней дочери благодарит врачей, которые сохранили здоровье сыну военного пенсионера».

 

Примеры:

 

Белый праздник — рождается предвечное Слово,

белый праздник идет, и снова —

вместо елочной, восковой свечи,

бродят белых прожекторов лучи,

мерцают сизые стальные мечи

вместо елочной, восковой свечи.

Зинаида Гиппиус (1869–1945)

 

Красные зори,

Красный восход,

Красные речи у Красных ворот

И красный на площади Красной народ.

Николай Асеев (1889–1963)

 

Когда умирают кони — дышат,

Когда умирают травы — сохнут,

Когда умирают солнца — они гаснут,

Когда умирают люди — поют песни.

Велимир Хлебников (1885–1922).

 

НАД ДОМАМИ

Над домами, домами, домами

голубые висят облака —

вот они и останутся с нами

на века, на века, на века.

 

Только пар, только белое в синем

над громадами каменных плит…

никогда никуда мы не сгинем,

Мы прочней и нежней, чем гранит.

 

Пусть разрушатся наши скорлупы,

геометрия жизни земной, —

оглянись, поцелуй меня в губы,

дай мне руку, останься со мной.

 

А когда мы друг друга покинем,

ты на крыльях своих унеси

только пар, только белое в синем,

голубое и белое в си…

Борис Рыжий

Задание:

Найдите и приведите пример лексического повтора в детских стихах К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Д. Хармса



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: