1. Мониторинг психофизического здоровья учащихся.
Уровень мониторинга здоровья учащихся. | Комплексная поэтапная диагностика. | Исполнитель. |
1. Оценка социально-психологической адаптации детей. | Успеваемость, учебная активность, межличностные отношения, социальная самооценка человека, ценностные ориентации, готовность к обучению. | Учитель, тьютор |
2. Характеристика физического развития, физической подготовленности и функционального состояния. | Рост, вес, уровень физического развития, физической подготовленности, адаптивность кардиореспираторной системы на нагрузку. | Врач-педиатр, учительЛФК |
3.Психофизиологические показатели. | Сила, подвижность, уравновешенность, лабильность нервных процессов, тип ВНД. Работоспособность головного мозга. | Психолог. |
4. Психоэмоциональное состояние. | Уровень личностной и школьной тревожности, уровень стрессоустойчивости, мышление, личностные свойства. | Психолог, тьютор, учитель |
5. Состояние физического здоровья. | Диагноз заболевания, группа здоровья. | Врачи: педиатр, ортопед. |
Методика диагностики физического и психического здоровья, а также уровень физической подготовленности позволит увидеть степень психофизического здоровья, а также поможет найти способы реализации тьюторского сопровождения детей – инвалидов.
2.Методика исследования самооценки.
(Щур Якобсон).
Инструкция: ребенок должен нарисовать три лесенки из пяти ступенек и показать свое место на каждой из них.
_ _ _
_| _| _|
_| _| _|
_| _| _|
_| _| _|
Счастье Здоровье Ум
С завышенной самооценкой не было учащихся.
С адекватной самооценкой показали все учащиеся.
С низкой самооценкой не было учащихся.
3. Методика исследования психоэмоционального состояния.
Для исследования эмоционального состояния детей использовалась следующая методика: вопросник (самочувствие, активность, настроение), шкала самооценки Спилберга-Ханина. Ответы заносятся в специальный бланк, далее подсчитываются результаты.
Диаграмма показателей шкалы самооценки детей – инвалидов на уроках ЛФК в начале учебного года.
1 – самочувствие, 2– активность; 3 – настроение.
.
Диаграмма показателей шкалы самооценки детей – инвалидов на занятиях в ДЮСЛШ «РИФ» в начале учебного года.
Вывод: эмоциональное состояние детей в начале года на занятиях в ДЮСЛШ «РИФ» было нестабильное, так как социальная адаптация детей не была проработана.
Диаграмма показателей шкалы самооценки детей – инвалидов на занятиях в ДЮСЛШ «РИФ» в середине учебного года после участия в соревнованиях.
Вывод: к середине учебного года самооценка и уверенность в себе повысилась, а значит и социальная адаптация, можно сказать проходит нормально.
Особенно ярким проявлением тьютрского сопровождения являются результаты выступления детей – инвалидов в соревнованиях. Второго февраля в г.Петровске на базе спортивного клуба ФОК-газовик проходили областные соревнования «Лыжня России – 2015», где принимали участие и наши дети – инвалиды. Перед началом забегов состоялось торжественное построение. Участников мероприятия приветствовал глава администрации района Юрий Заигралов, который от души поздравил всех с замечательным спортивным праздником и пожелал крепкого здоровья, заряда бодрости и удачи. Победителем в лыжной гонке на 1км стала выпускница нашей школы Барская Юлия. В общекомандном зачете Петровский район занял призовое второе место. Победители, призеры и участники получили грамоты и подарки. Но главный приз, который получили все, - это ощущение праздника, и, конечно, хорошее настроение. Все болельщики, организаторы и судьи, наблюдая и обслуживая эти соревнования, испытывали не жалость к участникам, а великую гордость за этих людей, которые, имея в движениях эстетические погрешности, все равно стремились к совершенству, изменяя свои физические качества, создавая свой индивидуальный стиль, неповторимый облик, вкладывая в него гармонию бодрости и
силу духа.
Барская Юлия является ярким примером для всех учащихся нашей школы.
Адаптивная физическая культура и спорт несомненно придают её характеру, поведению и образу жизни новый колорит, который позволяет повысить самооценку собственного «Я», чувствовать себя полезным гражданином своего общества, т.е. социализироваться в нем.
Рабочий план реализации проекта
Предполагаемая дата проведения мероприятия. Этапы проекта | Содержание проекта | Ответственный за выполнение |
Сентябрь-декабрь I - этап Аналитический | Изучение методической литературы: - изучение теоретических основ тьютора в процессе сопровождения детей с особенностями развитияздоровья в условия санаторной школы-интерната; - выделение проблемы, изучение актуальности и имеющегося теоретического и практического опыта; - подбор диагностических методик; - разработка модели тьюторского сопровождения. | Врач педиатр, психолог, учителя ЛФК, тьюторы. |
Ноябрь – февраль II – этап Диагностический | - Составление списка участников проекта; - выявление готовности тьюторов работать с данной категорией детей. - понимание мотивации к проекту; Систематическое отслеживание: - психолого-педагогического статуса ребенка и динамика его психофизического развития в процессе обучения. | Психолог, учителяЛФК, тьюторы. |
Декабрь – май III - этап Реализация проекта. Разработка индивидуальных маршрутов детей – инвалидов | Обсуждение результатов диагностики. Составление маршрутной карты и реализация модели тьюторского сопровождения; -разработка графика встреч с тьютором. | Психолог, врач педиатр, учителя ЛФК, тьюторы. |
Декабрь – май IV –этап Организационная деятельность тьюторского сопровождения | Сотрудничество учителей ЛФК с психологом и тьюторами в создании условий для тьюторского сопровождения. | Психолог, врач педиатр, учителя ЛФК, тьюторы |
Май V – этап Рефлексия | Анализ деятельности тьютора в процессе сопровождения детей – инвалидов. Обсуждение позитивных и негативных моментов в работе над проектом; - планирование дальнейшей деятельности. | Врач педиатр, психолог, учителя ЛФК, тьюторы. |
Заключение:
Работа, которая проводится в рамках проекта, важная и нужная, причем нужная для всех участников проекта:
- Учащимся и тьюторам для понимания и правильного оценивания перспективы дальнейшей жизни, толерантного отношения к различным членам общества, умения жить в многонациональном обществе;
- Детям-сиротам и детям – инвалидам для расширения круга общения, адаптации к современным условиям в обществе, изживанию комплекса неполноценности, реализации своего потенциала, а также умению работать в команде (формирование коммуникативной компетенции).
Мы благодарны нашему государству в реальной помощи детям – инвалидам и сиротам, оставшихся без поддержки мамы и папы. Безусловно, материальное обеспечение играет не последнюю роль в становлении ребенка как личности. Но, к сожалению, помощь государства, в общем, не решает проблем каждого ребенка в отдельности. Поэтому, совместно с нашими учащимися - тьюторами, стараемся помочь детишкам реализовать свои возможности, раскрыть таланты, научиться общаться и помогать друг другу, вовлекать и информировать в привлечение внимания всех слоев общества к проблеме сиротства и инвалидности. Взаимодействие со СМИ, государственными органами, а также с широким кругом общественности для решения проблемы сиротства и инвалидности.
Участвовать в этом может каждый, но, решая эту проблему внешне, не нужно забывать: «Ничего не добиться, если не трудиться над умножением любви в своем сердце. Это главное".
Литература:
1.Сайт межрегиональной общественной организации «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация» (www.thetunor.ru)
2 Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1989 – 416с. (Б-ка учителя).
3.Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения: материалы международной научно-практической конференции (28-30 марта 2012г., г.Пермь) / под общ. ред. Л.А.Косолаповой; ред. кол.: Т.Я. Шихова, Н.В. Юняева, Т.П. Гаврилова; Перм.гос. гуманит.-пед. Ун-т. – Пермь: ПГГПУ, 2012. – 205с.
4. Сунагатова Л.В. Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов (Текст) / Л.В.Сунагатова, У.А. Марченкова// Молодой ученый – 2012. – с 603-607.
5.Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 21.03.2006г. №СК-02-10/3685).
6. Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О Физической культуре и спорта в Российской Федерации».
7. Рубцова Н.О. К проблеме формирования инфраструктуры системы физической культуры и спорта для инвалидов // Теория и практика физ.к-ры. 1998. №1.С.16-18.
8.Теория и организация адаптивной физической культуры (Текст): учебник. В 2 т.Т2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика её основных видов / Под общей ред. проф. С.П, Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 448 стр.
9. Комплексная реабилитация инвалидов. Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Т.В.Зозуля, Е.Г.Свистунова, В.В. Чешихина и др.: под ред. Т.В. Зозули. – М.: Издательский Центр «Академия», 2005. – 304 с.
: