Aнятие 8
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Вспомним теорию
Сложноподчинённое предложение состоит из главного предложения [ ] и придаточного ().
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении:
1. [ ], ().
2. (), [ ].
3. [, (), ]. — придаточное предложение находится в середине главного.
4. [ ], (что), (когда), (если). — сложноподчинённое предложение с разными придаточными (союзы взяты произвольно).
5. [ ], (что), (что). — сложноподчинённое предложение с однородными придаточными.
6. [ ], (что) и (что). — сложноподчинённое предложение с однородными придаточными, соединёнными одиночным союзом и.
7. [ ], (что), и (что), и (что). [ ] и (что), и (что), и (что). — сложное предложение с однородными придаточными, соединёнными повторяющимся союзом и.
8. [ ], (что) и (...). (когда) и (...), [ ]. — сложное предложение с однородными придаточными, в одном придаточном пропущен союз.
9. [ ] и [ ], (когда), (если), [ ] и [ ] — сложноподчинённое предложение с общим придаточным.
! Если при стыковке союзов далее следует вторая часть союза (то, но, так), то запятая между союзами не ставится, если же далее нет второй части указанных союзов, то запятая между союзами ставится.
10. [ ], что если [ ], то...
11. [ ], что, если [ ],...
12. [ ], и когда [ ], но...
13. [ ], и, когда [ ].
Виды подчинения
1. [ ], (что), (когда), (который) — последовательное подчинение.
2. [ ], (что), (что), (что) — однородное подчинение.
3. (когда), [ ], (что) — параллельное подчинение.
Разберём примеры
Упражнения
Подчинительные союзы и союзные слова выделены жирным шрифтом.
1. Глаз его не было видно, потому что он их всё время держал опущенными. (А. Куприн)
Предложение состоит из главного и придаточного причины (отвечает на вопрос почему?), перед подчинительным союзом ставится запятая. (Схема 1)
2. Когда развеялся дым, на равнине билось несколько лошадей... (А. Толстой)
Предложение состоит из придаточного времени (стоит в начале предложения, отвечает на вопрос когда?), запятая ставится после придаточного. (Схема 2)
3. И по вечерам, которые теперь были темнее и дольше, стало скучно жить в бараке. (А. Платонов)
Придаточное определительное (отвечает на вопрос (каким?) стоит в середине главного предложения, значит, выделяется запятыми с обеих сторон. (Схема 3)
4. У Петра сдавливало сердце, когда он подумал, что послезавтра будет в Петрограде. (С. Дангулов)
Предложение состоит из главного и двух придаточных (1-е — времени, отвечает на вопрос когда?, 2-е — изъяснительное, отвечает на вопрос о чём?), запятые ставятся. (Схема 4)
5. Иловайская узнала, что её собеседника зовут Григорием Михайловичем, что он родной брат тому самому Лихареву... (А. Чехов)
Предложение состоит из главного и двух однородных придаточных изъяснительных, оба отвечают на один и тот же вопрос что?, запятые ставятся, так как придаточные соединены бессоюзной связью. (Схема 5)
6. Старуха горничная сказала, что барыни нет дома и что, должно быть, они скоро приедут. (А. Чехов)
Предложение состоит из главного и двух однородных придаточных изъяснительных (отвечают на вопрос что?), которые соединены одиночным союзом и, между придаточными запятая не ставится. (Схема 6)
7. Извозчик рассказал ему, что нынешний день разбирают в Кремле оружие, и что на завтрашний народ выгоняют весь за трёхгорную заставу, и что там будет большое сражение. (Л. Толстой)
Предложение состоит из главного и трёх однородных придаточных изъяснительных (отвечают на вопрос что?), которые соединены повторяющимся союзом и, между придаточными запятые ставятся. (Схема 7)
8. Когда они скрылись там и последним исчез за бруствером высокий капюшон старшины, Ивановский сел в снег. (В. Быков) Предложение состоит из главного и двух однородных придаточных времени (отвечают на вопрос когда?), во втором придаточном (последним исчез за бруствером высокий капюшон старшины) пропущен союз когда, придаточные соединены одиночным союзом и, запятая между придаточными не ставится. (Схема 8)
9. Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днём. (А. Чехов)
Предложение состоит из двух главных (было уже светло и с улицы доносился шум) и двух придаточных (когда Каштанка проснулась и какой бывает только днём). Первое придаточное времени (отвечает на вопрос когда?) зависит от первого главного и от второго, т.е. является общим для них, значит, запятая перед союзом и, соединяющим два главных предложения, не ставится; второе придаточное (определительное, отвечает на вопрос какой?) отделяется от второго главного запятой. (Схема 9)
10. Он знал только, что, если нагрянут немцы, придётся отбиваться, пока хватит патронов... (В. Быков)
Предложение состоит из главного и трёх придаточных (изъяснительное, условное, времени). Между рядом стоящими подчинительными союзами запятая ставится, так как далее в предложении нет второй части союзов (так, то, но). (Схема 11)
11. Но уж действительно, если где есть какая коряга, то ночью обязательно налезешь на неё. (В. Быков)
Между рядом стоящими подчинительными союзами нет запятой, так как далее в предложении следует вторая часть союза то. (Схема 10)
12. Разговаривать со мной он не хотел, это было очевидно, и, чтобы не докучать ему, я отошёл в сторонку, не упуская из виду дорогу. (В. Быков)
Предложение состоит из двух главных, соединённых сочинительным союзом и, перед которым ставится запятая, и придаточного цели (отвечает на вопрос зачем?). Между рядом стоящими союзами (сочинительный и подчинительный) ставится запятая, так как далее нет второй части союза. (Схема 13)
13. Она села в третьем ряду, и когда Гуров взглянул на неё, то сердце у него сжалось... (А. Чехов)
Предложение состоит из двух главных, соединённых сочинительным союзом и, перед которым ставится запятая, и придаточного времени (отвечает на вопрос когда?). Между рядом стоящими союзами (сочинительный и подчинительный) запятая не ставится, так как далее в предложении следует вторая часть союза то.
14. Всё время она смотрела на меня с любопытством и, когда я осматривал в альбоме фотографии, объясняла мне: «Это дядя... Это крёстный папа». (А. Чехов)
Перед нами сложноподчинённое предложение, состоящее из главного и придаточного времени. В предложении есть рядом стоящие союзы (сочинительный и подчинительный), однако обратите внимание: союз и соединяет однородные члены предложения (смотрела, объясняла), значит, запятая перед и не ставится, а запятая перед союзом когда отделяет придаточное от главного.
15. Ипполит Сергеевич остановил её, доказывая, что её суждение о мужчине вообще неправильно, потому что она слишком мало видела людей. (М. Горький)
Предложение состоит из трёх частей (главное предложение и два придаточных). Первое придаточное, присоединяемое союзом что (придаточное изъяснительное), относится к главному предложению; второе, присоединяемое союзом потому что (придаточное причины), относится к первому придаточному, значит, предложение с последовательным подчинением.
16. Волошин стоял в стороне, понимая уже, что это начальство и что немедленно следует доложить. (В. Быков)
Предложение состоит из трёх частей (главное предложение и два придаточных), оба придаточных — придаточные определительные, зависят от главного предложения, следовательно, предложение с однородным подчинением, поэтому запятая перед и не ставится.
17. Когда казак вскочил и, пригибаясь, побежал по подсолнухам, Прохор захохотал во всё горло, тронул было коня, чтобы скакать вдогонку... (М. Шолохов)
Предложение состоит из трёх частей — главное предложение и два придаточных. 1-е придаточное времени, 2-е — цели, придаточные относятся к главному предложению, следовательно, предложение сложное, с параллельным подчинением.
Потренируемся
Упражнения
Расставьте знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.
1. Неизвестные люди оказались новыми рабочими что прислал Пашкин для обеспечения государственного темпа. (А. Платонов)
2. Когда Аню провожали домой то светало и кухарки шли на рынок. (А. Чехов)
3. И Меркулов слышит как солдат долго охлопывает себя по карманам и как, наконец, тарахтят в коробке найденные спички. (А. Куприн)
4. Лучшим местом считался угол около большой голландской печи старинные изразцы которой были разрисованы синими тюльпанами. (А. Куприн)
5. От момента когда он выпускал лошадь и до того пока дорывался до противника был неуловимый миг внутреннего преображения. (М. Шолохов)
6. И когда Тима опрокинул на пол керосиновую лампу и похожий на шляпу зелёный стеклянный абажур разбился вдребезги отец только сказал огорчённо: «Ну, брат, натворили мы с тобой». (Б. Кожевников)
7. Понимаю и что уже два часа и что самоцветы, плывущие в бездонном пространстве с востока становятся всё крупнее и лучистее и что мои ноги подламываются от смертельной усталости. (По И. Бунину)
8. Он слегка расслабил ногу, перенеся тяжесть тела на здоровую и чтобы подошедший Пивоваров ничего не заподозрил, сделал вид что осматривается хотя осматриваться не было надобности. (Б. Быков)
9. Неужели ты думаешь что если бы всё от нас зависело мы не действовали бы иначе? (Б. Вересаев)
10. И вдруг лейтенант подумал что если не всем и не с ранеными то хотя бы с одним-двумя, наверное, стоит рискнуть и, используя ров, перебраться через шоссе на ту сторону. (Б. Быков)
11. Звёзды уже начинали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском. (И. Тургенев)
12. Так продолжалось до вечера, и он даже не заметил как радуга растаяла и как загрустило и полиняло небо как почернел бор. (М. Булгаков)
Тестовые задания
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Петр проснулся (1) когда окна были занавешены тьмой (2) и (3) луна стояла высоко в небе.
1) 1, 2 2) 1 3) 3 4) 1, 3
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Дрожа, шагнул Мишка к Солдатову (1) и (2) если бы тот побежал в этот момент (3) скрестились бы над ними смерть и кровь.
1) 1 2) 1, 3 3) 2, 3 4) 1, 2, 3
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Лаврушка заметил это (1) и (2) чтобы развеселить его (3) сказал, притворяясь (4) что не знает (5) кто он.
1) 2, 3, 4, 5 2) 2, 4 3) 2, 4, 5 4) 1, 2, 3, 4
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Когда я очнулся от продолжительного раздумья (1) в течение (2) которого не замечал (3) что говорю и думаю (4) и (5) что говорил Марк (6) я увидел (7) что в палатке на столе лежал бархатный костюм.
1) 1, 6, 7 2) 2, 3, 6, 7 3) 1, 3, 5, 7 4) 1, 3, 6, 7
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Гостю постлали в зале на диване (1) и (2) чтобы ему не было темно (3) зажгли лампаду.
1) 3 2) 2, 3 3) 2 4) 1, 2, 3
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Было сказано (1) что в комнате открывали окна изнутри (2) что доносились из неё звуки пианино и пения (3) и (4) что в окне видели сидящего на подоконнике (5) и греющегося на солнце чёрного кота.
1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 4, 5 3) 1, 2, 5 4) 1, 2
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Он чувствовал (1) что с Верой ускользнула от него часть его молодости (2) и (3) что минуты (4) которые он так бесплодно пережил (5) уже более не повторятся.
1) 1, 4, 5 2) 1, 2, 4 3) 1, 4 4) 1, 2, 3, 4, 5
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Волчица помнила (1) что летом и осенью около зимовья паслись баран и две ярки (2) и (3) когда она не так давно пробегала милю (4) то ей послышалось (5) будто в хлеву блеяли.
1) 1, 2, 3, 5 2) 1, 2, 5 3) 1, 2, 4, 5 4) 1, 2, 3, 4, 5
9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Лишь подходя к дому, я понял (1) что продал также ту книгу (2) где был записан телефон (3) и (4) что я его бесповоротно забыл.
1) 1, 2, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2, 3
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
И снова в кабинете стояла такая тишина (1) что (2) когда зазвенел телефон (3) все вздрогнули.
1)1, 3 2) 1, 2, 3 3) 1 4) 2, 3
11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Чудилось (1) что в этом далёком и сказочном городе (2) живут радостные люди (3) вся жизнь (4) которых похожа на сладкую жизнь.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 1, 2, 4 4) 3
12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
В тёмных пустых комнатах (1) через (2) которые (3) я прохожу (4) мутно сереют окна.
1) 2,4 2) 1, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3
13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Проезжающий уже закрыл глаза и, сложив сморщенные старые руки (1) на пальце одной (2) из которых (3) был большой чугунный перстень (4) неподвижно сидел.
1) 2, 3 2) 3, 4 3) 1, 4 4) 1, 2, 3, 4
14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Мы имеем главную цель (1) назначение (2) которой (3) состоит в том (4), чтобы исправлять сердца наших членов, очищать и просвещать их разум.
1) 1, 2, 3, 4 2) 2 3) 3 4) 1, 4
15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
И большая, остро содрогающаяся изумрудом звезда на северо-востоке кажется звездою божьего трона (1) с высоты (2) которого (3) господь незримо присутствует (4) над снежной лесной страной.
1) 2, 3, 4 2) 3, 4 3) 1 4) 1, 2, 3, 4
16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Впереди других подбегала к коляске черноволосая девушка (1) голова (2) которой (3) была повязана белым платком.
1) 1 2) 1, 3 3) 1, 2, 3 4) 2
17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
В продолжение скучного дня (1) во время (2) которого (3) князя Андрея занимали старшие хозяева (4) Болконский несколько раз взглянул на Наташу.
1) 2, 4 2) 1, 4 3) 3, 4 4) 2, 3, 4
18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Здесь начинался старинный графский парк (1) в густой зелени (2) которого (3) были разбросаны красивые дачи.
1) 1 2) 1, 2, 3 3) 2 4) 1, 3
19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
У Анатоля Курагина нынче вечером должно было собраться игорное общество (1) обычно после (2) которого (3) шла попойка.
1) 2 2) 1, 2, 3 3) 1 4) 1, 2
20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
На самом верху стоял приземистый одноэтажный домик (1) фасад и крыша (2) которого (3) были выкрашены грязносиней краской.
1) 1, 3 2) 1, 2, 3 3) 2 4) 1
Занятие 9
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Вспомним теорию
Запятая и точка с запятой
Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если части тесно связаны по смыслу, произносятся с интонацией перечисления.
Если же по смыслу части бессоюзного сложного предложения отдалены друг от друга, более распространены и имеют внутри себя запятые (т.е. есть обособленные члены, однородные и т.д.), то ставится точка с запятой.
Двоеточие и тире
В бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие, если:
• вторая часть предложения разъясняет, дополняет то, о чём говорится в первой части. Слова-помощники: а именно, что (их можно поставить между частями предложения);
• вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Слова-помощники: потому что, так что;
• между частями предложения можно вставить слова: и увидел, и услышал, и почувствовал и т.д.
В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если:
• есть указание на быструю смену событий. Между частями предложения можно поставить союз и;
• вторая часть предложения противопоставлена первой. Между частями предложения можно поставить союзы а, но;
• первая часть предложения указывает на условие или время. Слова-помощники: если, когда;
• вторая часть предложения содержит вывод, следствие. Слова-помощники: так что, следовательно.
Разберём примеры
1. Слышалось хлопанье пастушьего кнута, мычали коровы, скрипели ворота. (А. Толстой)
Предложение состоит из трёх частей, которые тесно связаны по смыслу, произносятся с интонацией перечисления, между частями предложения ставятся запятые.
2. Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я продвигался вперёд с трудом. (И. Тургенев)
Предложение состоит из двух частей, не имеющих тесной смысловой связи, поэтому можно поставить точку с запятой. Первая часть предложения осложнена причастным оборотом, что также даёт право поставить между частями бессоюзного сложного предложения точку с запятой.
3. А солнце всё выше и выше поднималось по нежно-голубой синеве неба, по которому бежали нежные перистые облачка; в остром утреннем воздухе, полном какой-то бодрящей свежести, чувствовалась уже тёплая струя благодатного юга. (К. Станюкович)
Предложение состоит из трёх предложений, по смыслу оно распадается на две части, которые отдалены друг от друга. Первая часть — сложноподчинённое предложение (главное и придаточное определительное), вторая часть — простое предложение, осложнённое обособленным определением, между частями ставится точка с запятой.
4. Ты давно сказал себе: красоту распределяет бог, волю — ты сам. (С. Дангулов)
Вторая часть предложения разъясняет то, о чём говорится в первой. Можно подставить союз что. (Сравните: Ты давно сказал себе, что красоту...)
5. В клубе всё шло своим обыкновенным порядком: гости, съехавшиеся обедать, сидели группами и здоровались с Пьером и говорили о городских новостях. (Л. Толстой)
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. После первой части можно поставить а именно.
6. Но в комнате уже не было темно: начинался день. (В. Гаршин) Вторая часть предложения указывает на причину. Можно подставить союз потому что. (Сравните: Но в комнате уже не было темно, потому что начинался день.)
7. Я заглянул в иллюминатор: и там была серая темь. (И. Бунин)
Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет содержание первой части; между частями предложения можно подставить и увидел. (Сравните: Я заглянул в иллюминатор и увидел, что и там была темь.)
8. Он спустил курок — ружьё дало осечку... (А. Чехов)
В предложении есть указание на быструю смену событий. Между частями предложения можно подставить союз и.
9. Я вас понимала — вы меня не поняли. (М. Лермонтов)
Части предложения противопоставлены друг другу. Между ними можно подставить союз а.
10. Спрятал бы хорошо — не нашли бы. (В. Быков)
Первая часть указывает на условие. Можно подставить союз если. (Сравните: Если спрятал бы хорошо, не нашли бы.)
11. Стемнело — пошли. (В. Быков)
Первая часть предложения указывает на время. Можно подставить союз когда. (Сравните: Когда стемнело, пошли.)
12. Поезд шёл медленно — к утру не добрались и до Пскова. (С. Дангулов)
Вторая часть предложения указывает на следствие. Можно подставить союз так что. (Сравните: Поезд шёл медленно, так что к утру не добрались и до Пскова.)
Потренируемся
Упражнения
Расставьте знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
1. Где-то мычит корова из чащи сада несётся заунывная песня... (В. Вересаев)
2. Снег перестал идти небо было чисто на другой стороне улицы ослепительно белый сад, окутанный инеем, сверкал под лунным светом. (В. Гаршин)
3. Валил мокрый снег закрутилась небывалая вьюга.
4. Загремела цепочка долго не поддавался дверной крючок. (А. Толстой)
5. Пришедший Дрон подтвердил слова Дуняши мужики пришли по приказанию княжны. (Л. Толстой)
6. Он говорил ему покорялись... (И. Тургенев)
7. У них были винтовки можно было постоять за себя. (В. Быков)
8. Любишь тепло люби и дым. (Пословица)
9. Издали не видать было цвета воды всё кипело пеной, точно в гигантском котле. (К. Станюкович)
10. А непорядок был вот в чём посредине народа, в страхе великом обступившего бочку с известью, на бочке стоял тощий, сутулый человек без шапки. (А. Толстой)
11. Молод да пригож всюду вхож. (Пословица)
12. Вдруг что-то упало в воду: я хвать за пояс пистолета нет. (М. Лермонтов)
13. Взгляд как бы говорил возьмёшь хорошо, а нет напрашиваться не стану. (В. Быков)
14. Во всём видно было отсутствие заботливой Пульхерии Ивановны за столом подали один нож без черенка; блюда уже не были приготовлены с таким искусством. (Н. Гоголь)
Тестовые задания
1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Тротуар быстро высыхал () дул тёплый западный ветер.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой, ставится двоеточие.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части, ставится тире.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, разъясняет то, о чём говорится в первой, ставится двоеточие.
4) В предложении есть указание на быструю смену событий, ставится тире.
2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Я говорил правду () мне не верили.
1) В предложении есть указание на быструю смену событий, ставится тире.
2) В предложении содержится перечисление событий, ставится запятая.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части, ставится тире.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает причину того, о чём говорится в первой части, ставится двоеточие.
3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Только последний совет Владимир и исполнил () стихов он не писал.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит вывод, следствие того, о чём говорится в первой части, ставится тире.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание первой части, ставится двоеточие.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части, ставится тире.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает причину того, о чём говорится в первой части, ставится двоеточие.
4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Посчастливится () подъедем.
1) Бессоюзное сложное предложение содержит перечисление событий, ставится запятая.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит вывод, следствие того, о чём говорится в первой части, ставится тире.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части, ставится двоеточие.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части, ставится тире.
5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Что-то в нём появилось новое () он загрубел, движения стали резче и развязнее, и он так просто рассказывал о своём участии в этой охоте.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, разъясняет содержание первой части, ставится двоеточие.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения более распространена, там есть другие знаки препинания, ставится точка с запятой.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на вывод, следствие того, о чём говорится в первой части, ставится тире.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части, ставится тире.
6. Отметьте предложение, в котором на месте пропуска лучше поставить точку с запятой.
1) Веки её сжались () из-под ресниц поползла слеза.
2) Как-то в полдень я отправился на каток один () смешавшись с толпой, я вижу, как к горе подходит Наденька, как ищет глазами меня...
3) Хлестал дождь порывами () дико шумели голые липы в Летнем саду.
4) Блестели воды () бежали ручьи по дорожным колеям.
7. Отметьте предложение, в котором на месте пропуска лучше поставить точку с запятой.
1) В пузырчатое окошко хлестал дождь () на дворе мотались акации.
2) Прошёл вечер () наступила ночь.
3) Вот пролетел мимо полустанок () два солдата с котомками глядели на окна поезда, и на скамье сидела в клетчатом пальтишке грустная барышня.
4) Тем временем летний свет в небе начал тускнеть () солнце склонилось к закату, в лесу под соснами растекались прохладные сумерки, надвигалась ночь.
8. Отметьте предложение, в котором на месте пропуска лучше поставить точку с запятой.
1) В дверь были видны плотные полоски тучи () солнце, склонившись к закату, протянуло широкие лучи под их свинцово-мокрыми днищами.
2) С лица генерала сразу исчезла благодушная улыбка () лицо покраснело, глаза сверкнули.
3) Темнел вдали огромный дуб () серел на тропинке пыльный подорожник.
4) В небе то и дело вспыхивали нити () комнату заливало трепетным пугающим светом.
9. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении:
Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
10. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении.
Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
11. Отметьте предложение, в котором на месте пропуска можно поставить двоеточие.
1) Настала пауза () несколько дверей открылось в глубине далёких низов, и как бы вошли новые лица.
2) День был серый () птицы щебетали как-то вразлад.
3) Король дал знак рукою () со стуком растворилась дверь.
4) Только в полночь пришли к общему решению () казакам ехать в отступ, а бабам оставаться караулить дом и хозяйство.
12. Отметьте предложение, в котором на месте пропуска можно поставить двоеточие.
1) Я был скромен () меня обвиняли в лукавстве.
2) Голос его поразил Вадима Петровича () страшно знакомый, связанный с чем-то далёким, с каким-то прекрасным воспоминанием, он словно завораживал.
3) Привольно зеленеют кругом хлеба и травы () далеко-далеко темнеют курганы.
4) Иван Ильич взобрался на очень высокую пролётку с узким сиденьем () наглый, красивый лихач с ласковой снисходительностью спросил у него адрес и дал шику, сидя боком и держа в левой руке брошенные вожжи...
13. Отметьте предложение, в котором на месте пропуска можно поставить тире.
1) Пётр взглянул в окно () снег в парке был ярко-белым, не городским.
2) Он не мог долго оставаться на одном месте () тоска его грызла.
3) В углу залы был насыпан ворох овса () тут же на соломе повизгивали, ползали и тыкались мордами гончие щенята.
4) Попробовал идти пешком () ноги мои подкосились.
14. Отметьте предложение, в котором на месте пропуска можно поставить тире.
1) Я побывал в скиту () там было тихо.
2) Турбин избегал попадать на такие вечера () его усаживали за карты, а он не любил проигрываться.
3) Воздух был столичный () пахло возбуждённым газом машин и чугунной пылью трамвайных тормозов.
4) Взятие Азова было чрезвычайно легкомысленным и опасным делом () русские накликали большую войну со всей Турецкой империей.
15. Отметьте предложение, в котором на месте пропуска можно поставить запятую.
1) Отъезд задержался из-за неожиданной неприятности () раскрылся заговор среди донских казаков...
2) Пётр перестал есть, ждал, не глядя на дверь. Растворилась дверь () не поднял он глаз.
3) Подбородок был выбрит () усы чернели ярко.
4) На Катю музыка всегда действовала странно () охватывало сладкое, безмолвное безумие.
16. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении.
Я вам скажу: это бешеный человек.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время или условие того, о чём говорится во второй части.
17. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Едва войдя, я понял, что Прохор нуждается в собеседнике: на столе был нарезанный на опрятной тарелке копчёный язык и стояла бутылка.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие или время того, о чём говорится во второй части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
18. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Напролом идут — волос не жалеют.
1) В бессоюзном сложном предложении есть указание на быструю смену событий.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время или условие того, о чём говорится во второй части.
19. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Это были три женщины: рыжая, худенькая, с сжатым ртом и прищуренными глазами; крупная, заносчивого вида блондинка и третья — бледная, черноволосая.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие или время того, о чём говорится во второй части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит вывод.
20. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Дядя за ужином был угрюм и молчалив: он собирался начать назавтра возку сена, а барометр неожиданно упал.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время или условие того, о чём говорится во второй части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Занятие 10
Знаки препинания в предложениях с разными видами связи
Между частями сложного предложения могут быть разные виды связи: сочинительная, подчинительная, бессоюзная.
Разберём примеры
1. (1) Грише нравился этот запах, (2) и он долго сидел на пороге, помахивая на себя картузом и глядя в поле, (3) где дрожало и убегало дрожащими волнами марево жаркого майского дня. (И. Бунин)
Предложение состоит из трёх частей. Между первой и второй частью связь сочинительная (и), между второй и третьей — подчинительная (где), следовательно, предложение с сочинительной и подчинительной связью.
2. (1) И степь, и горы, и река, натрудившись за день, будто присмирели — (2) слышались лишь замирающие удары колокола да голоса ребят, (3) что резвились сейчас у того берега Кубани. (С. Дангулов)
Предложение состоит из трёх частей. Между первой и второй частью связь бессоюзная, между второй и третьей — подчинительная (что), следовательно, предложение с бессоюзной и подчинительной связью.
3. (1) За два года он разительно изменился: (2) на нём ловко сидела хорошо подогнанная кавалерийская шинель, (3) холёные русые усы были лихо закручены, (4) и во всей фигуре, в подчёркнуто бравой походке, в самодовольной улыбке сквозило сознание собственного превосходства и отличия. (М. Шолохов)
Предложение состоит из четырёх частей. Между первой и второй частью связь бессоюзная, между второй и третьей — бессоюзная, между третьей и четвёртой — сочинительная (и), значит, предложение с бессоюзной и сочинительной связью.
4. (i) Приближалась праздничная ночь, (2) вечерние тени играли свою игру, (3) и, вероятно, усталому прокуратору померещилось, (4) что кто-то сидит в пустом кресле. (М. Булгаков)
Предложение состоит из четырёх частей. Между первой и второй частью связь бессоюзная, между второй и третьей — сочинительная (и), между третьей и четвёртой — подчинительная (что), значит, предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью.
Потренируемся
Упражнение
Расставьте знаки препинания.
1. Громыхнул под колёсами расшатанный мостик внизу холодно блеснула осенняя вода усыпанная палым листом и сразу же на той стороне на взгорье завиднелись избы но уже другого села — Заполья.
2. Ростову стало неловко он искал и не находил в уме своём шутки которая бы ответила на слова Долохова.
3. Когда я прочёл эти слова мир стал темнеть и слово одно слово могло бы объяснить всё.
4. Лицо девушки покраснело она двинула вверх нижней губой как будто полумаска мешала видеть и рассмеялась но неохотно.
5. Глазами Марья Ивановна кокетничала бойко и гордо прищуривала их однако бойкость не удавалась ей и чаще всего особенно при новых людях взгляд Марьи Ивановны пропадал в пространстве хотя болтала она в это время без умолку.
6. Небо всё ниже нависает над полем слабо брезжит синеватосвинцовый свет угасающего дня и в туманной дали уже начинают появляться те бледные неуловимые огоньки которые всегда мелькают перед напряжёнными глазами путника в зимние степные ночи.
Тестовые задания
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должн