Значение основания Санкт-Петербурга




Дата основания

Официальная дата основания Санкт-Петербурга – 27 мая 1703 года (по старому календарю 16 мая). Изначально до 1914 года именовался как Санкт-Петербург, затем как Петроград, а до 6 сентября 1991 года носил имя Ленинград.

История основания города на Неве

История прекрасного города на Неве Санкт-Петербурга берет свое начало с 1703 года, когда Петром I была заложена крепость под названием Санкт-Питер-Бурх на земле Ингерманландия, отвоеванной у шведов. Крепость была спланирована лично Петром. Имя этой крепости и получила Северная столица. Крепость была названа Петром в честь святых апостолов Петра и Павла. После возведения крепости был построен деревянный домик для Петра, с расписными масляной краской стенами, имитирующими кирпич.

В короткие сроки стал разрастаться город на нынешней Петроградской стороне. Уже в ноябре 1703 года здесь был сооружен первый храм в городе под названием Троицкий. Назвали его в память о дате заложения крепости, ее заложили на праздник Святой Троицы. Троицкая площадь, на которой стоял собор, стала первой городской пристанью, куда подходили и выгружались корабли. Именно на площади появился первый Гостиный двор и петербургский трактир. Кроме этого, здесь можно было увидеть здания воинских частей, служебные здания и ремесленные слободы. Новый городской остров и Заячий, где стояла крепость, соединял подъемный мост. Вскоре постройки начали появляться и на другом берегу реки, и на Васильевском острове.

Его планировали сделать центральной частью города. Изначально город называли на голландский лад «Санкт-Питер-Бурх», так как Голландия, а именно Амстердам, были для Петра I чем-то особенным и можно сказать самым лучшим. Но уже в 1720 году город стал называться Санкт-Петербург. В 1712 году царский двор, а вслед и официальные учреждения, начали потихоньку перемещаться из Москвы в Санкт-Петербург. С того времени до 1918 года столицей был Санкт-Петербург, а во время правления Петра II столица была вновь перенесена в Москву. Почти 200 лет Санкт-Петербург был столицей русской империи. Не зря же до сих пор называют Санкт-Петербург Северной столицей.

Значение основания Санкт-Петербурга

Как уже говорилось выше, основание Санкт-Петербурга связано с основанием Петропавловской крепости, имевшей особое назначение. Первое сооружение в городе должно было перекрывать фарватеры по двум рукавам дельты рек Нева и Большая Невка. Затем, в 1704 году была сооружена крепость Кронштадт на острове Котлин, которая должна была служить как защита морских рубежей России. Эти две крепости имеют огромное значение как в истории города, так и в истории России. Основывая город на Неве, Петр I преследовал важные стратегические цели. Прежде всего, это обеспечивало наличие водного пути от России к Западной Европе, и, конечно же, основание города нельзя никак представить без торгового порта, расположенного на стрелке Васильевского острова, напротив Петропавловской крепости.

 

ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ, трансп. средства для внутригор. перевозок грузов и пассажиров, а также транспорт, осуществляющий работы по благоустройству города. По назначению Г. т. подразделяется на пасс., грузовой и специальный. Первыми видами Г. т. в СПб.были водный и гужевой. К 1815 в СПб.имелось ок. 1,5 тыс. пасс. и грузовых лодок, яликов, катеров и пр. В 1820-х гг. открыт регулярный водный маршрут между СПб.и Кронштадтом, в 1842 - по Неве. В 1848 учреждено "Легкое невское пароходство". В кон. 19 в. маршрутные и прогулочные пароходы курсировали по Неве, Фонтанке, Екатерининскомукан. Со 2-й пол. 20 в. водный Г. т. продолжает существовать в осн. как прогулочный. С сер. 1950-х гг. на речных линиях курсировали "речные трамвайчики" типа "Москвич", "Москва" и др. С кон. 1960-х гг. на внутригор. линиях эксплуатируются скоростные теплоходы типа "Ракета", "Метеор", позже - "Восход". С первых лет существования СПб.в нем появились частные извозчики, к-рые были единств. наземным Г. т. до появления в 1847 омнибусов (пасс. вагон на конной тяге), к-рые стали первым казенным и первым маршрутным Г. т. (существовали до нач. 20 в.). С их появлением положено начало системе Г. т. В 1854 возник рельсовый Г. т. - конка. В 1882 пущен паровой, в 1895 - электрич. трамвай (ходил по льду Невы, с 1907 - по улицам СПб.; тогда же началось создание сети гор.трамвайных линий). К кон. 20 в. СПб.имел самую протяженную в мире трамвайную сеть. В 1902 на з-де "Фрезе и К°" проведен пробный пуск гор.троллейбуса. Однако троллейбусное движение открылось в Л. только в 1936. В 2003 в городе действуют св. 40 троллейбусных маршрутов. В целях централизации управления Г. т. в кон. 1940-х гг. создано Трамвайно-троллейбусное управление Л. (ТТУЛ, ул. Зодчего Росси, 1/3; с 1998 - Горэлектротранс). В нач. 20 в. на улицах СПб.появились первые автомобили, в 1908 - первые таксомоторы (см. Такси). В 1889 в Гор.управу поступило предложение открыть в городе моторно-омнибусное (автобусное) движение. Регулярное движение автобусов началось в 1907, однако в 1914 оно прекратилось и возобновилось лишь в 1926. Тогда же на Конюшенной пл. открыт первый автобусный парк (см. ст. Автобус, Автобусные парки). К кон. 1930-х гг. в Л. действовали 10 гор.и 12 пригородных автобусных маршрутов, в кон. 1980-х гг. - ок. 200 гор. и св. 100 пригородных. В сер. 1980 в Л. стали курсировать маршрутные такси (микроавтобусы ЛИАЗ, РАФ и др.). В нач. 1990-х гг. появился коммерч. транспорт - рейсовые автобусы с договорной оплатой поездки. Парком коммерч. транспорта владеют акц. об-ва "Сеть пасс.перевозок" (ул. Седова, 10) и др. Первый проект прокладки гор. метрополитена в СПб. появился в 1889, но к его стр-ву приступили лишь в 1941. В том же году оно было прервано войной и возобновилось в 1945. 1-я очередь метро открыта в 1955. К 2002 в СПб.действовали 4 линии метрополитена с 58 станциями (из них 3 наземных). Отдельной отраслью является спец. Г. т. (транспорт для обслуживания нужд города) - пожарная техника (пожарные тележки и упряжки появились в нач. 19 в., пожарные автомобили - в 1911; см. Пожарная охрана), уборочная техника (появилась в 1930-40-х гг., включает снегоуборочные, поливочные машины, машины-подметальщики и т. п.). Каждый вид спец. Г. т. имеет свои парки, управление и систему планирования и организации. Управление трансп. сетью СПб.возложено на К-т по транспорту (Московский просп., 83), к-рый осуществляет оперативное руководство работой пасс. трансп. х-ва, изучает динамику трансп. потоков, принимает решения об изменении маршрутной сети в связи с ремонтом улиц и др.

Кронштадт, г.

 

Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Топография города/Историческая география/Города в составе Большого Петербурга

 

КРОНШТАДТ, город на о. Котлин, в 32 км к З. от центра СПб. Ведет историю от построенного зимой 1703-04 мор.форта Кроншлот. К маю 1704 сооружены две батареи на юж. берегу острова. В ходе Сев.войны 1700-21 К. стал гл. базой Балт. флота: были возведены мощные форты, искусств. гавани, бастионы (см. Кронштадтская крепость). По замыслу царя Петра I К. должен был также стать крупным мор.портом на З. страны. С этой целью сооружены гавань, пристани и магазейны (склады), в К. на пост.жительство переселялись дворяне и купцы с семьями, многочисл. работные люди. В 1712 арх. Д. М. Фонтана начал планомерную застройку юго-вост. части острова. Среди первых построек - 3-этажный дворец Петра I (сгорел в кон. 18 в.) и Итал. дворец А. Д. Меншикова (1711-16, перестроен, Макаровская ул., 1/3; ныне Дом офицеров), значительно превосходивший по красоте и размерам его дворец на Васильевском о. в СПб., а также т. н. губ.дома (1717-25, Петровская ул., 8-12, 14, Красная ул., 2). К сер. 1720-х гг. в осн. сформировался центр города. После катастрофич. пожара 23.7.1764 К. восстанавливался по ген. плану, составленному арх. С. И. Чевакинским. В 1783 в К. переведено Адмиралтейство, комплекс зданий к-рого построен в 1780-90-х гг. по проектам арх. М. Н. Ветошкина, В. И. Баженова и Ч. Камерона (ныне Якорная пл., 1). С 1786 центром культурной жизни К. стало Мор.офицерское собрание. Значит.часть построек К., порта и крепости разрушена в результате наводнения 1824. Для руководства восстановит.работами создан "К-т об устройстве Кронштадта". Были сооружены: Гостиный двор (1833-35, ныне просп. Ленина, 16), комплекс Воен.-мор. госпиталя (1830-40-е гг., ныне ул. Восстания, 2), Арсенал (1832-36, ныне Макаровская ул.) и др. Среди авторов построек - арх. А. Д. Захаров, А. П. Брюллов. В 1858 завершено стр-во Пароходного з-да (ныне Кронштадтский мор.з-д), признанного лучшим в Европе. В 1913 построен грандиозный Морской собор, силуэт к-рого виден за неск. десятков км до подхода к городу. К. имеет своеобр. планировку: в центре города - малозастроеннаятерр., ограниченная П-образным в плане Обводным кан., вдоль к-рого проходит глубокий овраг. Все осн. улицы (Макаровская, Советская, Петровская, просп. Ленина) идут параллельно каналу. К сев.участку Обводного кан. примыкает Якорная площадь с Морским собором и пам. адм. С. О. Макарову. В юж. части К. расположены Летний сад и Петровский парк. В центр.части города здания 18-19 вв. чередуются с постройками 1930-70-х гг. С С. и З. центр. часть К. ограничена крепостными сооружениями. В 2 км к З. от старой части города по Кронштадтскому ш. расположен квартал №19, застроенный в сер. 1980-х гг. многоэтажными жил.домами. С 1970-х гг. в р-не К. ведется стр-во защитных сооружений от наводнений. В 1988 открыто автомоб. движение по дамбе, связавшей К. с Горской. В навигацию поддерживается регулярная теплоходная связь К. с СПб.и паромная с Ломоносовом. До нач. 1990-х гг. К., как воен.-мор. база и погран. зона, был "режимным" городом. Нас.ок. 45 тыс. жит. (2002). В К. филиал Центр. воен.-мор. музея "Кронштадтская крепость", памятники: Петру I (1841), Ф. Ф. Беллинсгаузену (1870), П. К. Пахтусову (1886), С. О. Макарову (1913), Героям-подводникам (1965), Труженикам мор.з-да (1967) и др. С 1998 К. - центр Кронштадтского района СПб.

Автор Название Тема  
1. М.А. Науменко, Д.В. Севастьянов Географический вестник 2017 2(41) Гидрология  
2. Капиталинин Д.Ю. (АГТУ, г. Архангельск, Р Ф)Щекалев Р.В.(ИЛАН, г. Москва, РФ)     Структура лесов северной части онежского полуострова на ландшафтной основе      
         
         

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: