Часть вторая. ПУТИ КАРМЫ




 

ОСНОВАНИЕ

За идеей Кармы стоят два понятия, которые являются составляющими ее факторами: закон Природы, энергии или действия и Душа, которая живет по этому закону, приводит энергию в действие и получает результат в соответствии и характером его. В связи с этим возникают определенные соображения, которые не следует игнорировать. Приведение в действие и получение результата может иметь только механический смысл и не иметь ментального, морального и духовного значения, если действие универсальной Природы совершенно отлично от действия Души по характеру, смыслу, закону бытия, работы ума, Души, Духа. Если индивидуальная энергия есть энергия Души, производящая действие и получающая результат физический, ментальный, моральный и духовный от универсальной энергии, то последняя, в свою очередь, должна быть энергией Всеобщей Души, в которой и в отношении с которой живет этот индивидуальный огонь. Очевидно, что энергия индивидуального действия это не что-то чудесным образом отдельное и независимое, не сила, родившаяся сама собой, живущая в себе, действующая в своем сепаратном и полностью самосформированном могуществе, а наоборот, это универсальная энергия, действующая, несомненно, в индивидуальном применении, но на универсальных путях и в гармонии с универсальным законом. Если бы в этом была заключена вся Истина, то не было бы реального индивидуума и его ответственности, кроме ответственности универсальной Природы за выявление идеи или силы, выдвинутой вперед в индивидуальном, как и в универсальном, Всеобщей Душой, космическим Духом. Но есть еще также Душа индивидуума, и она — бытие Бесконечного, сознательная и эффективная часть, делегат или представитель Всеобщей Души и использует энергию, данную ей, соответственно ее потенциалу, типу и ограниченности, посредством воли.

Дух в космосе — Господин, Ишвара всей Природы, индивидуальная Душа, сходным образом, представитель, делегат Ишвары, по крайней мере, руководитель, если не хозяин своей природы, агент, свидетель за ее формой и использованием универсальной энергии.

Далее мы видим, что каждое существо в мире в жизни принадлежит к определенному виду, каждый вид имеет свою природу, Свабхаву или способ бытия, каждый индивидуум тоже имеет свою природу, ему присущий способ самобытия в пределах вида. Закон действия в общем определяется Свабхавой вида, и индивидуально — Свабхавой индивидуума, но в пределах более широкого круга. Сам по себе, человек одновременно особенный и уникальный, он униженная часть Бога и естественная часть человечества. Иными словами, существует общая и индивидуальная Свадхарма или естественный принцип и закон всякого действия для вида и для индивидуума в пределах вида. Ясно также, что всякое действие должно иметь особое применение, единый результат, совершенно или несовершенно, правильно или неправильно использовать общую и в ее пределах индивидуальную Свадхарму.

Но все-таки, если бы каждый человек приходил со своей природой, уже определенной для него и неизменной, и вынужден был действовать соответственно ей, не было бы никакой реальной ответственности, потому что он делал бы добро и зло согласно добру и злу своей природы, был несовершенным согласно ее несовершенству и совершенным согласно ее совершенству, и вынужден был бы претерпевать справедливые последствия своих качеств, но механически, так как кажущийся выбор был бы вынужден его природой и никаким образом, ни прямо, ни косвенно, не был бы результатом воли его Духа. Но в действительности, в его существе есть способность развития, способность к изменению или, говоря языком современных концепций, эволюционная способность. Его природа такова, потому что он сделал ее своим прошлым, вызвал ее современное выражение предшествующей волей своего Духа, достиг человечности силой этого Духа и силой Всеобщей Души из множества возможностей универсальной Природы. Он создал в ходе эволюции характер и закон действия своего нынешнего индивидуального существа, создал форму своей человеческой природы. Он может изменить то, что создал, даже может, если это в пределах возможностей универсума, подниматься за пределы человеческой природы к сверхчеловеческой. Возможности и закон универсальной Природы определяют его бытие и действие, но в этот закон входит и подчинение Духу, тогда она будет развиваться в ответ на настойчивый призыв и должна откликаться, поставлять необходимую энергию, ориентировать свои действия в этом направлении, обеспечивать результат. Прошлая и нынешняя природа и выбранное окружение могут быть постоянными препятствиями, но они все же должны, в конце концов, подчиниться эволюционной воле, соответственно искренности, целостности и настойчивости. Все возможности Всеобщего Бытия есть в человеке, вся сила Всеобщей Воли стоит за ним. Эволюция и ее обстоятельства, ее жизнь и форма, ее события и смысл вытекают из этой потребности и формируются согласно прошлой, настоящей и будущей активной воле Духа. Как он использует энергию, таким и будет ответ со стороны универсальной энергии и сегодня, и впоследствии. В этом фундаментальный смысл Кармы.

В то же время, действие и эволюция Духа, рождающаяся в теле, не такая простая и легкая вещь, как это было бы или могло быть, если бы Природа была единой, а эволюция — восхождением этой единой силы. Существует множество потоков, степеней и форм энергии Природы. В мире Рождения есть энергия физического существа и природы, вырастающая из нее энергия витального существа и природы, выходящая из витальной энергия ментального существа и природы и выходящая из ментальной энергии энергия духовного или Супраментального существа и природы. И каждая из этих энергий имеет свой закон, свои пути действия, отвечающие ее манере бытия и существования, потому что каждая из них важна для какой-то потребности целого. Мы видим, что соответственно этому каждая следует своей линии, невзирая на все остальное, и пытается, насколько может, установить свое господство над другими. Ментальное существо наиболее сложное и имеет несколько форм энергии: интеллектуальную, моральную, эмоциональную, гедонистическую энергию ментальной природы, и хотя каждая из них считает свой закон абсолютным, все же вынуждена модифицировать свою работу во взаимодействии с другими.

Пути и движения мирового действия действительно сложный и запутанный процесс, так же как путь и движение нашего действия, которое мы не можем отдалить от мирового закона, как бы этого ни хотелось нашему уму. И, если все это формы энергии природы Духа, то, вполне вероятно, что, только поднявшись в сознание высшего Духовного бытия, мы можем надеяться полностью понять весь общий секрет и гармонию мирового действия, а потому и интегральный смысл и закон Кармы.

Попытка рассечь узел загадки сведением всего явленного клубка космического действия к закону только одной из форм энергии может служить частной цели, но мало полезна для окончательного результата. Универсум не только этическое построение и проблема антиномии добра и зла. Дух универсума ни в коем случае нельзя представить как жесткого моралиста, озабоченного только тем, чтобы заставить все вещи повиноваться закону морального добра, или как поток тенденции к праведности, пытающийся, правда с весьма малым успехом, доминировать и управлять, или как строгого Законодателя, награждающего и наказывающего существа в мире, который он создал полным зла и страдания или позволил ему стать таким. Универсальная Воля, очевидно, должна проявить много других, более гибких методов, бесконечное количество интересов и различных элементов своего бытия, следовать многим линиям и целям. Закон мира не только в том, что наше добро приносит нам добро, а зло — зло; и этикогедонистический закон, что моральное добро приносит нам счастье и успех, а моральное зло — печаль и несчастье, тоже не достаточен. Миром правит закон, но это закон Истины Природы и Истины Духа, он велик и разнообразен, и принимает слишком много разных форм, чтобы мы могли понять его прежде, чем постигнем его высший или интегральный принцип.

Воля интеллектуального существа должна утверждать знание и его Истину как руководящий принцип Духа; воля волевого существа — видеть в воле и силе самого Бога, воля эстетического существа возводит на трон красоту и гармонию как суверенный закон, воля этического существа видит в этой роли Право, Любовь или Справедливость и т.д. Но, даже если все эти вещи вполне могут быть аспектами Высшего, это сводит действие Бесконечного к одной формуле. И поэтому, для начала, лучше всего выражать закон Кармы в как можно более общей и неопределенной форме, без особой окраски и содержания, соответствующей определенной энергии, не с математической точностью сознательной воли и ее механическими следствиями, а в согласии со сложным действием множества мировых сил. Если мы примем такое широкое основание, простота обычных решений исчезнет, но это потеря только для любви к догме или для умственной лени. Целостный закон космического действия или даже один закон, управляющий всеми другими, не может быть мерой физической, механической и химической энергии, так же как закон жизненной силы, моральный закон, закон ума или идеи, потому что очевидно, что ни одна из этих вещей, сама по себе, не перекрывает или не учитывает все фундаментальные силы. Вероятно, должно быть что-то другое, для которого все это только средства и энергии. Наша начальная формула может быть общим механическим условием, но все же, вероятно, она будет практическим правилом для всех частей механизма, и, даже если только утвердит себя и поначалу не сделает ничего другого, все же беспристрастное рассмотрение разнообразия ее операций может открыть множество смыслов и привести нас к сущностному пониманию.

Практическое основание Кармы — это все отношение Души к энергиям Природы, использование Пракрити Пурушей. Потребности Души, ее согласие на использование или употребление энергий Природы и отклик или рефлекс ее энергий, должны определять шаги нашего прогресса, будет ли он движением в заданном направлении, длительным колебанием вверх и вниз, или движением по кругу. Есть еще другой, обстоятельный аспект закона Кармы, он связан с направленностью нашего действия не только на себя, но и на других. Природа энергий, выделяемых нами, и даже их последствия, воздействуют не только на нас самих, но и на все окружающее, и мы должны учитывать направленность наших действий на других, воздействие на них и ответную направленность следствий этого воздействия на нашу жизнь и существо. Но энергия, которую мы направляем на других, обычно смешанного характера — физическая, витальная, моральная, ментальная, духовная — и следствия ее тоже носят смешанный характер. Наше физическое действие и витальное давление несет в себе как физическую и витальную, так и ментальную или моральную силу, и результаты часто не подвластны нашей сознательной воле и знанию, а следствия, для нас и для других, часто достаточно сильно отличаются по характеру и масштабам от того, что мы планировали или могли предвидеть. Но расчеты не оправдываются потому, что слишком сложна универсальная энергия, действующая через вис, и сознательная воля для нее только инструмент; наше истинное согласие — это согласие с более фундаментальной внутренней силой, скрытое, сублимированное согласие с нашим подсознательным и сверхсознательным Духом. Реакция, какими бы ни были агенты, идет от той же сложной универсальной энергии и определяется соотношением действующей и подвергающейся действию силы.

Но есть другой, высший и сущностный смысл Кармы: отношение между нашей Душой и Высшим, или Всеобщей Сущностью; на нем основано, к нему ведет и должно соотноситься все на каждом шагу. Это отношение не такая простая вещь, как воображают религии, потому что оно должно соответствовать огромному Духовному смыслу всего процесса Кармы, и здесь нужна связь каждого нашего действия, использующего универсальную энергию, с этим фундаментальным и, может быть, бесконечным смыслом. Эти три вещи — воля Души в Природе и действие Природы в Душе и на Душу, через нее и в ответ ей, результат воздействия ее на других и возвращения к ней силы действия, осложненной силой других, и смысл действия Души в отношении ее к высшей Сущности и Всеобщей Сущности, к Богу — определяют между собой все поведение Кармы.

ЗЕМНОЙ ЗАКОН

Рассмотрение путей Кармы, безусловно, следует начинать с изучения действия мира как он есть, в целом, как бы это ни противоречило закону или желанию нашего морального или интеллектуального разума, чтобы посмотреть, не можем ли мы найти объяснение в фактах. Если актуальная Истина мира ломает слишком жесткие рамки, которые наше чувство или наш разум хотели бы навязать свободно или неизбежно самоопределяющемуся движению Бесконечного, неизмеримой широте его бытия или могущественной сложности его воли, то, вероятно, это происходит потому, что наше моральное чувство и наш интеллект, поскольку они ментальные и человеческие, слишком узки, чтобы понять Его. Всякое смещение основания проблемы, с помощью которой мы пытаемся избавиться от трудностей, навязывает нашу ограниченность тому, что превышает нас и вынуждает Бога становиться отклонением и интеллектуальным приспособлением, а не путем Истины. Проблема знания в том, чтобы отражать движение Бесконечного и видеть, а не загонять его в форму, приготовленную нашим интеллектом.

Обычная идея Кармы следует этому последнему, не пригодному методу. Мир, который мы видим, по нашим представлениям, если не аморальный, то все же не моральный и противоречит нашей идее того, что должно быть. Поэтому мы идем дальше, узнаем, что эта земная жизнь еще не все, воздвигаем свой моральный закон заново и радуемся, что универсум все же повинуется нашим человеческим концепциям и, следовательно, все хорошо. Таинственный конфликт, манихейская борьба, неразрывное переплетение добра и зла не разрешается, не учитывается, но мы говорим, что, по крайней мере, добро и зло получают по заслугам, одно должным образом вознаграждается, а другое — наказуется в иных мирах или в других рождениях, поэтому моральный закон доминирует, и мы можем лелеять надежду, что добро победит, победит Ахурамазд, а не Ариман, и, в общем, все так, как должно быть. А если нет, если эту связь не разорвать, если мир — зло, или само существование огромная ошибка — что должно быть, как склонен думать человек, если это не соответствует его желаниям и представлениям, — тогда по крайней мере можно, исполняя моральный закону индивидуально выбраться из этой путаницы и приобщиться к радостям лучшего мира или к бестелесному и безумному миру Нирваны.

Но возникает вопрос: не слишком ли это незрелое и поспешное настроение, и ведут ли такие размышления к разрешению проблемы во всей ее сложности. Давайте признаем, что моральный закон управляет не действием — поскольку оно или свободно, или, если не свободно, может быть разным, — а результатом действия в мире, и что высшее благо, в конце концов, осуществится. Остается непонятным, почему это благо должно использовать зло, как одно из своих самых главных средств, почему моральный закон, суверенный, неизбежный, категорический, императивный, практический правитель, если не причина нашего существования, вынужден реализовывать себя через многое из того, что аморально, через посредство не моральной силы, через ад на Земле и в небесах, мелочную жестокость наказания и великую ярость мстительных бедствий, через безмерные, кажется, никогда не кончающиеся страдания и мучения. Безусловно, это потому, что в Бесконечном есть другие вещи и, следовательно, другие законы и силы, и моральный закон, каким бы великим и суверенным он ни был, должен учитывать и сообразовывать свои пути с их движением. Если это так, если мы хотим увидеть истинные связи, наш путь должен начинаться с изучения частного закона и цели этих сил, потому что пока это не сделано, мы не можем правильно понять, как они воздействуют или используются моральным законом, который мы можем увидеть в сложности мирового действия. Для начала давайте рассмотрим земной закон как он есть, вне связи с вопросом перерождения — соединение, действие, цель сил; может быть, весь принцип уже здесь, и перерождение не столько исправит и изменит, сколько дополнит его смысл.

Но первая энергия на Земле — физическая; направления физической энергии, создающей формы, развертывающей силы материального универсума — первые явные условия нашего рождения и образуют практический базис и первоначальную форму нашего земного существования. Каков закон этой первой энергии, ее природа, Свабхава и Свадхарма? Очевидно, что в человеческом смысле слова он не морален: Боги стихий физического универсума ничего не знают об этике, только абсолютно буквальный закон энергии, прямые линии и круги движения силы, правильное действие, точный результат и реакция их. Ни в наших, ни в мировых элементах нет морали, нет угрызений совести. Огонь не уважает личности; если святой или мыслитель брошен в него, он не пощадит его тела. Море, штормовой ветер, скалы, о которые разбивается корабль, не спрашивают, заслужил ли свою судьбу человек, утонувший в водах. Есть ли космическая или Божественная справедливость в такой жестокости? Является ли молния, беспристрастно поражающая дерево, зверя или человека — но, особенно, человека, потому что все остальное случайность — мечом Бога или инструментом Кармы; является ли разрушение, причиненное вулканом, тайфуном или землетрясением, наказанием за грехи сообщества или каждого из пострадавших и погибших индивидуально, за его грехи в прошлой жизни? Природные силы не знают этого и не заботятся об этом и, скорее, скрывают от нас в слепой ярости всякие свидетельства таких намерений. Солнце светит, и дождь падает равно на правых и виноватых; благоволение или злая воля Природы, милостивой и грозной Материи, ее красота и ужасы, ее полезность и ее опасность распространяются на всех ее детей без предпочтения или неприязни, и добрый человек не больше любим ею, чем грешник. Если закон морального наказания осуществляется действием ее физических сил, то, должно быть, по Воле Свыше или Силой, неизвестной ей и скрытой в бессознательных недрах.

Но такая Воля не может быть волей морального Бытия, этической, по мнению человека, если, конечно, не напоминает его холодной безжалостности и дикарского морального разума или неразумности, потому что в ее действия входят ужасные наказания, которые были отвратительной жестокостью для действий человеческого правителя и не иначе, как чудовищными, в действиях морального Божественного Правителя. Личный Бог, действующий таким образом, был бы Иеговой-Молохом, безжалостно и недостойно требующим праведности и милосердия. С другой стороны, бессознательная сила, механически использующая вечный этический закон, не имеющий автора или двигателя, должна быть парадоксом, потому что мораль — это создание сознательного ума, у бессознательного механизма не может быть ни идеи добра и зла, ни моральной цели или смысла. Безличная или вселичная сознательная Воля, или Дух в универсуме, вполне могла бы создать такой закон и обеспечить его выполнение, но сама тогда, хотя она и навязывает нам добро и зло и их результаты, должна быть за пределами их. И что тогда остается, кроме как сказать, что универсальное Бытие выходит за пределы наших этических границ и становится супраморальным, являясь нам в физической Природе, как инфраморальное Бесконечное?

Что сознательное Бесконечное есть в физической Природе, подтверждается для нас всеми признаками, хотя это сознание не устроено и не ограничено, как наше. Все его конструкции и движения — это конструкции и движения безграничной интуитивной Мудрости, слишком великой, спонтанной и таинственно самоэффективной, чтобы называть ее разумом; Силы и Воли, действующей для Времени в вечности с неизбежным и предопределенным движением в каждом из своих шагов, даже тех, что в своем внешнем и поверхностном импульсе кажутся бессознательными. И как есть в ней это великое сознание и великая сила, так есть в ее конструкциях безграничный Дух гармонии и красоты, который никогда не покидает ее, хотя произведения ее не ограничены нашими эстетическими канонами. Бесконечный гедонизм здесь тоже есть, безграничный Дух блаженства, который мы осознает, когда входим в безличное единство с ней; и как то в 166, что ужасно, есть часть ее красоты, так и то, что в ней опасно и разрушительно, является частью ее блаженства, ее универсальной Ананды. Тогда, если все в нас, наш разум, наше динамическое и волевое, наше эстетическое и гедонистическое существо, глядя на физический универсум, интуитивно ощущает удовлетворение от чего-то великого и безграничного, но все же таинственно родственного, разве не должно и наше моральное чувство, наше ощущение Правильного, тоже найти удовлетворение от чего-то, отражением которого оно является? Интуитивное восприятие такого рода лежит в основе наших требований морального порядка в универсуме. Да, но здесь наши частные концепции, наши моральные каноны также недостаточны; это великая и безграничная Справедливость, не связанная этической формулой, и первый ее принцип в том, что каждая вещь должна соблюдать закон своей энергии, каждая вещь движется в общей схеме своими путями, реализует свои функции, приносит свои результаты. Физический закон есть право и справедливость, долг и обязанность физического мира. Божество Огня в Упанишаде на вопрос Духа: "Какая сила в Тебе?" — отвечает: "Моя сила в том, что все, что брошено в меня, я сжигаю". Подобный ответ на вопрос жизни и ума дает каждая физическая вещь. Она соблюдает пути своей физической энергии и не озабочена больше никаким законом или справедливостью. Закон Кармы, включая моральный закон, не мог бы существовать, если бы не было этого принципа как первой основы порядка.

В чем тогда отношение человека к физической Природе, этой Души, входящей в нее и физически рождаемой в теле. подчиненном закону ее действия? В чем его функция как чего-то большего, чем она, как жизни, ума и Духа? В чем его Свабхава и Свадхарма? Прежде всего, человек обязан механически подчиняться ей, о чем она, действуя в его теле, заботится сама, но, кроме того, его дело, как Души, развертывающей силу сознания, скрытую в ней, узнать и использовать ее закон, чтобы трансцендировать ее более материальные границы, привычки, цели, выражения. Изучение, но также и трансцендирование первичной природы — постоянная цель Духа в нем. Непрерывная последовательность трансценденций наиболее важная вещь в мировом действии, и сама эволюция только постоянное стремление и усилие Природы к самопревышению, самостановлению, ее способ все большего выражения, создания лучшей формы рождения и пробуждения силы или присутствия сущности, которая есть в ней. Жизнь приносит с собой целую область таких трансценденций, ум — другую и еще большую область, а поскольку он так очевидно несовершенен и неполон, вещь, по своей природе, ищущая, то, несомненно, должна быть область или много областей трансценденций, превышающих ум. Человек, сталкиваясь с законом физического действия и законом витальной Кармы, силами своего ума вводит закон ментальной и моральной Кармы и поднимается по лестнице этих градаций к чему-то большему, к возможности Духовного действия, которое может привести его даже к превышению самой Кармы, свободе от рождения и становления, совершенной трансценденции.

Превышение человеком физического закона достигается не только развитием морального чувства в не моральном мире Природы. Его сущностное правило, скорее, обращение сознательного разума и воли к жизни и материи, сама моральность — только знание и воля, ищущие закона Истины и правильного действия в его отношении к своей внутренней сущности и к родственным существам. Но его отношение к чисто физическим проявлениям Природы не морально, сначала это дело наблюдения, где он должен, удовлетворяясь инстинктивным или экспериментальным использованием, страдая в ее руках от принуждения, по мере своего роста, во все большей борьбе знания и воли, познать и овладеть ее силами для своей пользы и удовольствия, как инструментами и приспособлениями, как более широкой базой и кругом возможностей для радости служения. Он делает ее силы своими возможностями, и чтобы увеличить их, встречается с ее опасностями. Он бросает вызов ее силам, нарушает ее ограничения, постоянно грешит против ее главных запретов, терпит наказания с ее стороны и преодолевает их, в борьбе своего ума и воли с ней знакомится с большими возможностями, которые она, в ожидании его прихода, оставляла неиспользованными. Природа встречает его усилия физическим сопротивлением, которое постоянно сокращается, маской невежества, угрозой опасности. Можно вообразить — приписывая ей то сопротивление, которое некоторые инстинкты в человеке противопоставляют смелости духовного приключения, новому расширению знания, новым формам воли или стандартам поведения, глупо рассматривая их как грех и нечестивость, поскольку они нарушают то, что установлено — что для физической Природы, в ее первоначальном виде, сама жизнь с начинаниями, отклонениями, колебаниями и страданиями есть грех против закона устойчивой физической гармонии и точной меры, а тем более ума, с его дерзостью, безграничными авантюрами, стремлением к неизмеримому сверхзаконному, бесконечному.

Но фактически все, чем озабочено Божество физической Природы в отношениях с человеком, — это точное соблюдение закона отклика своих энергий на его усилие. Там, где его знание и воля могут привести себя в гармонию с движением ее энергий, она откликается согласно воздействию, а где он воздействует некомпетентно, невежественно, беззаботно, неправильно, она разрушает его усилия или причиняет вред; когда человек желает больше и открывает больше, она отвечает ему большей полезностью и плодотворностью своих сил, соглашается на господство и благосклонна к насилию. Он достиг единства, Йоги с ней в ее великих скрытых возможностях, он высвободил их и, используя, получает результат. Он изучает и расширяет для нее пути, и она отвечает точным служением и повиновением. Все это можно делать сегодня только в определенных физических пределах и в определенных направлениях действия, это только модификация, но не радикальное изменение. Есть указания, что при более непосредственном давлении ментальной и психической энергии на физическую отклик может стать более разнообразным, физическое может избавиться от своей ограниченности и привычек, и, возможно, что по мере того, как знание и воля будут входить в области все более высоких сил, действие физической энергии должно стать полностью отзывчивым, давать результат, который от нее требуется, и движения ее станут совершенно пластичными. Но даже такая трансценденция должна учитывать изначальные пределы, установленные Всеобщей Волей; возможно, свободное использование, может быть, значительная трансформация физической энергии, но не уклонение от ее фундаментального закона и цели.

Всем этим обосновывается закон правильного возврата энергии, составляющий нейтральную сущность Кармы, но не рассматривается этический принцип и моральный смысл. Человек может изобретать, и делать это, используя и аморальные средства овладения физическим знанием и его силами или обращаясь к неэтичным целям энергии, которые она предоставляет в его распоряжение, но это касается отношений между его волей и Душой и его отношений с другими существами, это забота его и их, а не ее. Физическая Природа бесстрастно производит свои результаты и требует от человека соблюдения не морального, а физического закона; она требует точного знания и тщательного соблюдения физических свойств, и ничего другого. В ней нет кармического отклика на множество жестокостей науки, нет бунта против неэтичного использования ее способностей; наказание за невежество большое, а за злонамеренность — никакого. Если и есть в низших кругах Природы что-то, что реагирует на некоторые нарушения морального закона, то это проявляется в неявной форме на более высоких уровнях жизни. Там есть определенного рода витальная реакция, которая производит психовитальные результаты, но, заметьте, что в такого рода реакции не соблюдаются наши границы и меры, а скорее присутствует то же неразборчивое безразличие, что и в действиях физической Природы. В этом поле мы должны признать закон неуместного наказания, постоянно обрушивающийся на невинного за грехи виновного, что показалось бы нам шокирующим, грубо неэтичным и несправедливым в действиях человеческого существа. Кажется, что жизнь наказывает себя за свои ошибки и эксцессы, без всякой попытки ограничить реакцию самим агентом эксцесса или ошибки. Здесь порядок энергетических линий, который ни изначально, ни в намерении не этичен и скорее связан с системой реакций, не управляемых нашими моральными идеями.

Действительно, кажется, что движения жизни так же мало идут этическими путями, как физические. Фундаментальная правда и справедливость жизни в том, чтобы следовать кривой витальных энергий, поддерживать функционирование жизненной силы и давать возврат своим собственным силам. Ее функция в том, чтобы выживать, воспроизводить себя, расти, овладевать и наслаждаться, продолжать, расширять и укреплять свою деятельность, силу, удовольствие, насколько позволит Земля. Все средства, служащие этим целям, для жизни хороши; все остальное — дело правильного баланса между витальной энергией и ее физическими средствами, приложением своих сил и получаемым от этого результатом. Сначала — и это продолжается даже после появления в жизни ума, пока ум подчинен жизненной силе — это все, что мы видим. Витальная природа осуществляет свои цели достаточно безошибочно, но ни в коем случае не невинно с этической точки зрения. Смерть — второе средство ее самосохранения, разрушение — постоянный инструмент изменения, обновления и прогресса, и страдания, которые она навлекает на себя и на других, наиболее частая цена ее побед и удовольствий. Всякая жизнь живет за счет другой жизни, занимает свое. место с помощью агрессии и эксплуатации, овладевает через объединение, но чаще — в борьбе. Она осуществляется через взаимные удары и взаимное использование существами друг друга, по очень редко употребляет взаимопомощь и очень часто взаимную агрессию и пожирание. Ее воспроизводство связано со средствами, которые этическое чувство, даже наиболее терпимое, считает животными и низкими, аморальными по своей сути, а когда она возвышается до своей аскетической или пуританской строгости, отвергает как отвратительные. И все же, когда мы откладываем в сторону наши ограниченные человеческие представления и смотрим безличными глазами на эту великую, разнообразную и удивительную витальную природу, в которой мы рождены, мы находим в ней таинственно совершенный порядок, работу глубокой и безграничной интуитивной мудрости, огромную силу и волю в ее идеально видящем действии, великую целостность красоты и гармонии, созданной из того, что кажется нам системой диссонансов, могучую радость жизни и творчества, которую не могут уменьшить тяжелейшие испытания индивидуальной смерти и страдания и в которой, когда мы входим в единство с великой Анандой ее движения, эти вещи растворяются; на фоне ярких красок ее экстаза эти тени не играют роли. В этих шагах витальной Природы и законе ее энергий есть также Истина Бесконечного, как будто ради нее самой, и эта Истина жизни и радости творения имеет свои стандарты, права и гармонии, точный баланс и меру, действия и реакции энергии, которые нельзя судить по человеческим правилам. Это доментальный и все еще безличный Тапас и Ананда, и потому все еще не моральный порядок.

Итак, отношение человека с витальной Природой в том, чтобы сначала стать единым с нею через соблюдение и подчинение ее законам, а затем познавать и направлять ее сознательным разумом и волей, трансцендировать этим первичный закон жизни, ее правила, привычки и изначальный смысл. Сначала он вынужден повиноваться ее инстинктам и даже действовать как животное, но при расширенных условиях ментализированного импульса, растущей ясности сознания и разумной воле в том, что он делает. Он также должен, прежде всего, стремиться существовать, занять место для себя и своего вида, расти, овладевать и наслаждаться, продолжать, расширять и утверждать первичные витальные направления жизненного движения. Он делает это, как и другие, борясь и убивая, пожирая, нападая, порабощая Землю, ее животных детей и подобных себе людей. Его добродетель, Дхарма витальной природы, это, прежде всего, обязанность к силе, быстроте, смелости и всем тем вещам, что направлены на выживание, овладение, успех. Многие вещи в нем, которые приобрели этический смысл, имеют корни не подлинно этические, а динамического характера, такие как самоконтроль, Тапасья, дисциплина. Это витально-динамические, а не этические энергии; это правильно собранные и сконцентрированные. правильно направленные ментализированные силы жизни и результат, которого они ищут и добиваются, витального и динамического рода: сила, успех, господство, увеличение способности обладания и экспансии или удовлетворение своих желаний, витальное счастье, наслаждение, удовольствие.

Первое дело человека — это использовать свой сознательный разум и волю, чтобы расширить пути жизни индивидуума и расы. И здесь, прежде всего, этим двум силам и, только во-вторых и частично, какой-либо моральной силе, жизненная энергия дает свой ответ. Борьба в примитивных ценностях жизни для сильного, гонка — для быстрого; слабый и ленивый не может достигнуть цели, и в этом есть справедливость, в то время как моральный принцип вознаграждения был бы несправедливым, поскольку отрицал бы принцип правильного возврата энергии, фундаментальный для любого возможного закона Кармы.

Все же, большие успехи, слава и победа достаются людям великого разума и великой воли, и не обязательно этического разума и моральной воли. Моральность играет роль в этом динамическом аспекте жизни только как предусмотрительный контроль или концентрирующая Тапасья. Жизнь помогает тем, кто наиболее мудро и доверчиво следует ее побуждениям, соблюдая в то же время ее ограничения, или тем, кто больше всего способствует ее стремлению к расширению. Это те, кто предусмотрительно извлекают из нее больше всего пользы, и те, кто больше всего получают ее силы, движения и радости.

Большее движение приносит с собой большую силу страдания, так же как и радости, большие грех и добродетели. Как человек навлекает на себя опасности физической Природы, так навлекает он на себя и опасности витальной энергии, нарушая правила безопасности и границы, которые она автоматически устанавливает для животного. Есть равновесие в использовании ее энергии и ограничения, которые делают жизнь безопасной, насколько это возможно, потому что всякая жизнь, естественным образом, опасность и приключение, но определенная предусмотрительность Природы уменьшает эту опасность в той мере, в какой это совместимо с ее целями, а разум человека пытается сделать еще больше: исключить наиболее грозные опасности из своей жизни. Но инстинкт расширения постоянно нарушает витальный баланс Природы, человек пренебрегает собственными границами и мерами. Он хочет переживать неизмеримое и неизвестное как обычное и известное, а опасные пределы — как обычное среднее. Он хочет испробовать все возможности жизни, правильное и неправильное употребление ее энергий, заплатить дань страданий и получить награду более блестящих побед. В той степени, в какой он может, ум должен расширять пути жизни и трансформировать действия и возможности. Это всегда вело к возвеличиванию форм и никогда не заходило достаточно далеко, чтобы вызвать радикальную перемену, преодолеть ее первичную природу. Только через трансформацию своей внутренней жизни мы можем выйти за пределы возвеличенного, ментализированного и сознательного желающего животного, которым обычно большинство из нас является, и только поднимаясь к единству с Духовной силой, которой мы еще не достигли, можем надеять



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: