Цель: Изучить основные виды обучения. Выделить специфику методов и функций, достоинства и недостатки каждого вида обучения.
Основные понятия:
· метод обучения;
· вид обучения;
· прием обучения.
Задания студентам:
1. Заполнить и проанализировать сравнительную таблицу видов обучения (см. ниже). Дополнить сведениями из прочитанной литературы к занятию (см. литературу, п.1,2 – объяснительно-иллюстративное обучение, п.3-6 – проблемное, п. 7-10 – программированное).
2. Привести примеры педагогического взаимодействия по каждому из видов обучения.
Виды обучения | Методы обучения | Функции | Деятельность ученика | Достоинства / Недостатки |
1) Объяс нитель но- иллюст ратив ное обу чение | 1) Рассказ 2) Чтение книг 3) Прослушивание записей 4) Показ образцов деятельности | 1) Передача обучаемым систематического и обобщенного опыта человечества 2) Организация усвоения информации и её успешное восприятие Развитие психических процессов, с помощью которых учащийся осознает информацию (воля, внимание, память) | 1) Восприятие знаний 2) Осознание знаний 3) Запоминание | Достоинства: 1) Экономия времени 2) Экономия материальных затрат педагога 3) Развитие воли, внимания, памяти 4) Последовательность знаний 5) Системность подачи и усвоения знаний Недостатки: 1) Малая активность учащихся 2) Нет индивидуализации обучения |
2) Про блем ное обу чение | 1) Рассуждающее изложение (анализ материала, создание проблемных ситуации, беседа) 2) Эвристические задания 3) Исследовательские задания | 1) Развитие познавательной самостоятельности и творческой способности учащихся 2) Формирование диалектико-материалестического мышления 3) Воспитание навыков творческого усвоения и изменения знаний | 1) Активная творческая деятельность 2)Самостоятельное добывание знаний 3) Практическая деятельность 4) Поисковая деятельность | Достоинства: 1) Учит мыслить логически, научно, творчески, развивает самостоятельность 2) Делает учебный материал более доказательным и основательным 3) Вызывает эмоциональное отношение к знаниямРазвитие воли, внимания, памяти Недостатки: 1) Большие затраты времени 2) Темп передачи информации зависит от индивидуальной работы ученика 3) Проблемное обучение не универсально |
3) Про грамми рован ное обу чение | 1) Объяснительно-иллюстративные методы 2) Практические методы и упражнения 3) Работа с книгой 4) Видео 5) Частично-поисковый 6) Исследовательский 7) Активный | 1) Обеспечение управления всеми этапами познавательной деятельности учащегося 2) Закрепление знаний 3) Контроль | 1) Активное изучение материала 2) Самостоятельная проверка собственных знаний 3) Творческая активность | Достоинства: 1) Индивидуализация обучения 2) Создание особых средств мотивации обучения в виде пошагового подкрепления 3)Развивает инициативность, активность, самостоятельность, уверенность Недостатки: 1) Исключение упражнений творческого характера 2) Трудность прочтения программных учебников 3) Вероятность подглядывания |
Работа студентов на занятии:
1. Организация деятельности и сообщений микрогрупп по видам обучения.
2. Анализ вышеприведенной таблицы по видам и методам обучения на занятии.
3. Сформулировать выводы по системности применения видов и методов обучения в деятельности педагога.
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем отличаются виды обучения друг от друга?
2. Чем отличается позиция педагога – организатора того или иного видов обучения?
3. В чем системность применения методов обучения?
Литература:
1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - с. 94-100, 114-123.
2. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968. - с. 9-11.
3. Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. - с. 321-328.
4. Лернер И.Н. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - с. 100-113, 114-123.
5. Меретукова З.К. Проблемное обучение, как средство реализации единства дидактики и диалектики // Вестник Адыгейского Государственного Университета, 2006, №6.
6. Ушаков Г.А. Некоторые "проблемы" проблемного обучения // Родное слово, 2005, №4.
7. Шварц И.Е. Педагогика школы. - Пермь, 1968. - с. 240-257.
8. Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. - с. 307-315.
9. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высш. школа, 1990. - с. 236-260.
10.Михайлычев Е.А. Дидактический контроль и педагогическая диагностика в педагогическом процессе // Педагогическая диагностика, 2006, №5.
Тема Формы обучения.
Цель: изучить основные формы организации обучения. Выделить специфику классно-урочной формы организации обучения, её преимущества и недостатки.
Основные понятия:
- форма организации обучения;
- урок, его преимущества и недостатки;
- формы обучения в вузе, их разнообразие.
Задания студентам:
1. Выделить дидактические, воспитательные и развивающие требования к занятию на конкретном примере урока, лекции.
2. Составить план — конспект урока по схеме.
3. Проанализировать урок и определить возможности его совершенствования.
4. Рассказать о новаторских уроках, занятиях.
Работа студентов на занятии:
1. Анализ выделенных студентами дидактических, воспитательных и развивающих требований к занятию на конкретном примере урока, лекции.
2. Презентация плана-конспекта занятия, определение возможностей его усовершенствования.
3. Дискуссия по новаторским урокам среди микрогрупп.
Вопросы для самоконтроля:
1.Перечислите дидактические требования к уроку, занятию.
2. Что такое урок?
3. В чем системность применения требований к занятию?
4. Перечислите вузовские формы обучения.
Литература:
- Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для университетов и педагогических институтов, 2 издание. - М., 1990.
- Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005.
- Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 1999.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. - М., 1989.
- Подласый И.П. Педагогика: учебное пособие для вузов. - М.: Просвещение, 1996.
- Троянская С.Л. Развитие общекультурной компетентности в процессе образования: монография. - Ижевск: типография УдГУ. 2004. - с. 89-98.
Тема Содержание воспитания.
Цель: Изучить содержание воспитания, дифференцировав его на составляющие воспитательного процесса (умственное, правовое, физическое, полоролевое, семейное, трудовое, художественное, экологическое и нравственное воспитание).
Основные понятия:
· содержание воспитания;
· целостный процесс воспитания.
Задания студентам:
1. Изучить основные понятия и категории.
2. Заполнить таблицу на основе изученной литературы.
3. Дать определение понятию «содержание воспитания».
Воспитание | Определение и задачи | Методы, свойства, формы, отношения | Эффективность и издержки | Связь с другими видами воспитания |
1. Физическое воспитание | ||||
2. Нравственное воспитание | ||||
3. Семейное и поло-ролевое воспитание | ||||
4. Правовое воспитание | ||||
5. Трудовое воспитание | ||||
6. Экологическое воспитание | ||||
7. Умственное воспитание | ||||
8. Художественное воспитание |
Работа студентов на занятии:
1. Организация деятельности и сообщений микрогрупп и отдельных студентов по видам воспитания.
2. Анализ деятельности микрогрупп и отдельных студентов на занятии.
3. Формулировка вывода по семинару.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем целостность процесса воспитания?
2. Определить понятие «содержание воспитания».
Литература:
- Умственное воспитание:
1. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. - Ростов-на-Дону, 2006.
2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М., 1972.
3. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. - Спб.:Питер, 2006.
4. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. - М., 1999.
5. Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое. - М., 2003.
6. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. - СПб, 1891.
7. Пидкасистый П.И., Коротаев Б.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. - М., 1978.
- Экологическое воспитание:
1. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996.
2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М., 2005.
3. https://berdiev.temator.ru/cont/2160/1.html
4. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. - М., 1999.
5. Захлебный А.Н Охрана природы в школьном курсе биологии. - М., 1977.
- Трудовое воспитание:
1. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сел. сред. школе, 2 изд. - М.: Просвещение, 1979. - 393 с.
2. Подласый И.П. Педагогика: новый курс. - М., 2000. - 256 с.
3. Педагогика // Под. ред. Бабанского Ю.К. - М: Просвещение, 1988. - 479 с.
4. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2004.
5. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Книга для учителя.- М., 1987.
- Семейное или поло-ролевое воспитание:
1. Макаренко А.С. Книга для родителей. Педагогика, 1983.
2. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. - М.: Просвящение, 1991.
3. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика-пресс, 1992.
4. Семейное воспитание. Хрестоматия. - М.: Изд-во Академия, 2001.
5. Каптеров П.Ф. Педагогический процесс. - СПб., 1905.
6. Мой мир и я. Путь любви / Под ред. Б.П. Битинаса. - М.: Международный фонд образования, 1994.
- Нравственное воспитание:
1. Сухомлинский В.А. Собрание сочинений в 3-х т. Рождение гражданина. т. 1. - с. 406-447. Павлышская средняя школа. т. 2. - с. 161-205. - М.: Просвящение, 1979.
2. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях / И.Д. Демакова. - СПб.: КАРО, 2007. - с. 160.
3. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005.
4. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие. - М., 2001.
5. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М.: Просвящение, 1986.
6. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 2000.
7. Мой мир и я. Путь к еденению / Под ред. Б.П. Битинаса. - М.: Международный фонд образования, 1994. - с. 11-14, 71-76, 92-106, 115-119, 135-170.
8. https://www.cdrm.ru/kerigma/vosp-det/potap/stat/pot01.htm
- Художественное и эстетическое воспитание:
1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1972. - с. 154-174, 211-214.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1985.
3. Петровский. Новое педагогическое мышление. - М., Педагогика, 1989.
4. Боревю. Эстетика. - М.: Издательство политической литературы, 1988.
5. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. Собрание в з-х т. - М.: Просвящение, 1979.
6. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвящение, 1987.
7. Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. - М.: Просвящение, 1985.
8. https://www.bolshe.ru/unit/18/books/2916/s/6
- Физическое воспитание:
1. Сухомлинский В.А. Собрание в 3-х т. Павлышская средняя школа. т. 2. - М.: Просвящение, 1979.
2. Погодаев В.И. Настольная книга учителя физической культуры. 2-е издание, дополн. и перереб. - М.: Физкультура и Спорт, 2000.
3. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. - СПб.: Речь, 2005.
4. Сидоров А.А. Педагогика. Учебное пособие для вузов физической культуры. - М., 2000.
- Правовое воспитание:
1. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека. - М., 1993.
2. Сластенин В.А. Педагогика - учеб. пособие. - М., 1997.
3. Элиасберг Н.И. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. - М., 2002.
4. Мошер Р. и др. Воспитание гражданина демократической школы. - М., 1996.
5. https://www.hro.org/