Внеклассное мероприятие
Птицам - нашу заботу
Цели мероприятия:
· воспитание любви к природе, доброго и бережного отношения ко всему живому;
· развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
· развитие внимания, памяти, логического мышления, речи учащихся;
· воспитание экологической культуры;
· вовлечение в практическую деятельность по охране птиц зимой.
Задачи мероприятия:
1. Привлекать внимание детей к изучению жизни плиц.
2. Формировать у учащихся желание самостоятельного сбора информационных материалов.
3. Уточнять знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы; о значении природных условий для жизни птиц.
4. Развивать умение находить взаимосвязи в природе.
5. Совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию.
6. Уточнять знания учащихся о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.
Сценарий мероприятия
Этап. Мотивационный.
Учитель:
- Добрый день! Я очень рада приветствовать вас на нашем мероприятии. Подарим друг другу улыбку и начнём занятие.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
(С.Есенин)
- Сегодня мы отправимся в путешествие по зимнему лесу.
- Ребята, послушайте, кто же нас встречает в лесу?
Звучит запись «Голоса птиц».
- Не правда ли, прекрасны творения природы, ими только бы восхищаться.
- О ком мы будем говорить на нашем занятии?
- Почему мы проводим занятие о птицах?
Этап. Подготовка к восприятию.
- Что вы знаете о птицах?
Выступления детей:
1. Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни.
2. Птицы – дети радуги: их перья раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета.
3. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.
4. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов.
5. Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства.
Учитель: О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки, без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
Выступление детей:
О птицах много знаем мы
И в то же время мало.
И нужно всем: и вам и нам,
Чтоб их побольше стало
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых.
И поредеют все сады.
Без наших птиц знакомых!
Этап. Основная часть.
- Ребята, проведём игру «Подскажи словечко». Я буду загадывать загадку, а вы хором называть отгадку.
Ведущий показывает картинку с изображением отгаданной птицы.
Загадки «Подскажи словечко»
В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись… (дятел)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири)
Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит…(сорока)
В каждом городском дворе
Есть на радость детворе
Птичка. Ты её не бей!
Эта птичка…(воробей)
Небольшая и пёстрая птица
Не боится зимой простудиться,
Угощение наше ей снится
Прилетает к нам часто… (синица)
- Молодцы, вы очень хорошо умеете разгадывать загадки!
- Птицы – друзья нашего детства, вестники радости. Птицы – верные помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Недаром о них сложены стихи и песни, легенды и сказки, пословицы и поговорки. Я раздам вам написанные на листочках поговорки и пословицы, прочитайте их.
«Птичьи мудрости»
(Ребята читают пословицы и поговорки, связанные с птицами)
Пословицы и поговорки
· Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
· Старого воробья на мякине не проведёшь.
· Вороне соколом не быть.
· Ворона – сове не оборона.
· Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает.
· Как с гуся вода.
· Журавль в небе не добыча.
· Кулик невелик, а всё-таки птица.
· Учись у курочки: разгребай да подбирай.
· Орёл всем птицам птица.
· Мала синичка, да ноготок востёр.
· Мал соловей, да голос велик.
· Сорока на хвосте вести приносит.
· Не считай утят, пока не вывелись.
· И петух знает, кто на него лает.
- Люди веками наблюдали за птицами, и сложились народные приметы.
Заранее подготовленные дети рассказывают народные приметы.
Народные приметы
· Воробьи дружно зимой раскричались – к оттепели.
· Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
· Синички поднимают с утра писк – ожидай мороз.
· Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.
· Ласточки прилетели – скоро гром загремит.
· Журавушка курлычет – о тепле весть подаёт.
· Петухи распевают на дождь.
· Ласточки высоко летают - на сухую погоду.
· Птицы приумолкли – ожидай грома.
· Если журавли летят низко – зима будет тёплая, если высоко – холодная.
· Жаворонки долго и много поют – сохранится ясная погода.
· Гусь лапу поднимает – к стуже, на одной ноге стоит – к морозу, полощется в воде – к теплу, нос под крыло прячет – к ранней зиме.
Стук в дверь
- Кто там?
- Вам письмо!
Учитель читает письмо «СОС! СОС! СОС! Спасите от смерти! На помощь!»
- Кто послал письмо?
- Почему они просят о помощи?
- Как мы им можем помочь? (сделать кормушки и кормить птиц)
Дети читают стихотворение.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А.Яшин)
Назови птицу
- Ребята, вы знаете птиц, которые зимуют в наших краях? На столе лежат картинки с изображением птиц. Выберите зимующих птиц (дети выбирают картинки с изображением зимующих птиц, называют птицу и прикрепляют картинку на доску)
Мастер – класс «Изготовление кормушки»
Из пластиковых бутылок, коробок из – под сока учитель показывает, как можно сделать кормушку для птиц. Дети изготовляют кормушки.