Вопрос и задания для самоконтроля




Занятие № 4

Лекция № 13

Тема: «Варианты падежных окончаний имён существительных».

 

Цель: систематизировать знания о вариантах падежных окончаний имён существительных.

Задача: совершенствовать умения студентов определять род, число и тип склонения имён существительных, обогатить словарный запас студентов.

 

План

 

1. Родительный падеж единственного числа.

2. Винительный падеж единственного числа.

3. Предложный падеж единственного числа.

4. Именительный падеж множественного числа.

5. Родительный падеж множественного числа.

 

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА

 

Разговорному стилю речи соответствуют падежные формы с окончанием существительных мужского рода, употребляемых в вещественном, собирательном и отвлеченном значении: стакан чаю, килограмм сахару, нагнать страху, наде-лать шуму, множество народу. В некоторых случаях подобные формы могут свя-зываться с выражением дополнительных смысловых оттенков: ср.: проводить до

дому (разг.) – «до места, где живет человек», проводить до дома – «до здания, строения».

Формы на сохраняются в некоторых фразеологических оборотах: гово-рить без умолку, бежать что есть духу и др. Следует отметить, что фразеологиз-мы, включающие формы на , как правило, стилистически окрашены, экспрес-сивны.

 

ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА

 

Вариантные формы, связанные с категорией одушевленности – неодушев-

ленности, рассмотрены выше. Отметим только, что существительные в форме ви-нительного падежа, употребляемые при глаголах совершенного вида (параллель-но существительным в форме родительного падежа), не выражают количествен-но-разделительного значения, а формы родительного падежа – выражают. Ср.: купить колбасу/колбасы, взять гвозди/гвоздей – в первом случае объект только называется, во втором указывается на использование части названного продукта.

 

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА

 

Лексически равнозначные варианты форм существительных мужского рода с окончаниями -е/-у различаются стилистически. Формы с окончанием присущи книжно-письменным стилям: в отпуске, в жире, на холоде, в цехе; формы на более свойственны разговорному словоупотреблению: в отпуску, в жиру, на холо-ду, в цеху.

При употреблении вариантных форм с окончаниями -е/-у следует учитывать их закрепленность в определенных контекстах, иногда – их фразеологическую связанность: куртка на меху, быть на хорошем счету, трудиться в поте лица.

 

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА

 

Вариантные формы существительных мужского рода с окончаниями -и/-ы,

-а/-я могут быть связаны с разными значениями слов: хлебы – хлеба, образы – об-раза, пропуски – пропуска, однако значительно чаще различаются только стилис-тической окраской.

Основная трудность употребления таких форм заключается в том, что фор-мы с ударным окончанием -а/-я широко распространены в быту и профессиональ-ном просторечии, откуда они активно проникают в письменную речь. Число форм на -а/-я, узаконенных литературной нормой, непрерывно растет. Так, формы бере-га, борта, голоса, закрома, края и др. вытеснили параллельные им формы на -и/ -ы; вошли в обиход такие слова, как векселя, директора, ордера, профессора и др. (формы вексели, директоры, ордеры, профессоры представляются устарелыми, нарочито книжными). В некоторых случаях норма допускает варианты: инспекто-ра – инспекторы, слесаря – слесари, фельдшера – фельдшеры и др. Следует, одна-ко, учитывать, что официально-деловому и научному стилям свойствен опреде-

ленный консерватизм. Поэтому формы на -и/-ы, при условии их лексической од-нозначности и равной употребительности с формами на -а/-я, для этих стилей предпочтительнее.

 

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА

 

Использование ряда усеченных (без окончаний) форм множественного чис-ла существительных мужского рода узаконено литературной традицией. К их чис-лу относятся:

1) названия лиц по национальному признаку: балкар, бурят, грузин, лезгин, мадьяр, цыган и др., но алеутов, белорусов, калмыков, киргизов, монголов, та-джиков, якутов и др.;

2) названия лиц по военной специальности, званию и т.п.: гусар, драгун, партизан, солдат и др., но минеров, санитаров, саперов, а также капитанов, майоров, штурманов и др.;

3) названия предметов одежды и обуви (обычно парных): бот, ботинок, ботфорт, валенок, полуботинок, сапог, чувяк, чулок, а также погон, эполет, но носков (формы гольф, клипс, носок – разговорные);

4) наименования единиц измерения: ватт, вольт, герц, миллибар, ом и др. (формы гектар, грамм, люкс, микрон – разговорные, строгой письменной речи более свойственны формы гектаров, граммов, кулонов, люксов, микронов, а также дюймов, фунтов, футов, ярдов, которые иногда употребляются и без окончания);

5) книжно-письменным стилям свойственны полные формы названий пло-дов и овощей: абрикосов, апельсинов, мандаринов, помидоров, а также шампиньо-нов (усеченные формы абрикос, апельсин, помидор, мандарин, а также шампиньон считаются разговорными).

Существуют варианты образования форм родительного падежа множествен-ного числа некоторых существительных женского и среднего рода, а также слов, употребляемых только в форме множественного числа. Литературными являются формы: барж, вафель, долей, грабель, домен, кровель, оглобель, свечей, сплетен, блюдец, побережий, ремёсел, русел и др.

 

Вопрос и задания для самоконтроля

1. Какие существуют варианты употребления падежных форм имен существительных?

2. Поставьте существительные в форму именительного падежа множественного числа.

Адрес, директор, доктор, купол, мастер, бухгалтер, шило, флигель, тормоз, корпус, редактор, паспорт, профессор, договор, инженер, лектор, токарь, торт, верх, ор, борт, цех, инструктор, герб, шофер, образ, цвет, крендель, контейнер, инспектор, свитер, штабель, маклер, офицер, округ, порт, трактор.

 

3. Образуйте родительный падеж множественного числа следующих существительных.

Носки, грузины, килограммы, апельсины, баклажаны, мандарины, джинсы, макароны, помидоры, очки, плечи, войска, места, яблоки, валенки, шпроты, шаровары, чулки, тапки, сапоги, сандалии, партизаны, солдаты, туфли, брызги, дела, дрязги, копья, шорты, вафли, погоны, гейши, ясли, судьи, простыни, абрикосы, бананы, ботфорты, клипсы, колесики, консервы, лампасы, гектары, георгины, гольфы, граммы, кроссовки, манжеты, ведомости, кухни.

 

4. Раскройте скобки, заключенные в них слова поставьте в нужную форму.

1. На днях состоялся вечер памяти (Жан-Батист Клеман).

2. В «Похождениях бравого солдата (Швейк)» ярко проявился сатирический талант (Ярослав Гашек).

3. Наше знакомство с (Чарли Чаплин) состоялось в период немого кино.

4. В медицине и биологии долгое время ошибочными считались положения, разработанные немецким ученым (Рудольф Вирхов).

5. В произведениях (Жорж Санд), французской писательницы, затрагиваются многие социальные проблемы.

 

 

Домашнее задание:

1. Раскройте скобки: выберите нужную форму.

1. Николаеву не хватило (духа, духу) признать свою вину.

2. Многие упускали из (вида, виду), что цеху не хватает рабочих.

3. На личном (счете, счету) многих спортсменов значительное увеличение скорости забегов.

4. Считать Сергеева в очередном (отпуске, отпуску).

5. Самолет совершил посадку в (аэропорте, аэропорту).

6. До сих пор в (цехе, цеху) нет радио.

7. Производство (ласт, ластов) освоила фабрика общества «Динамо».

8. На комбинате построено отделение объемной закалки (рельс, рельсов).

9. Из стеклянных шариков вытягивается нить диаметром несколько (микрон, микронов).

10. Уже вспахано сто (гектар, гектаров).

11. База отгрузила магазину четыре тонны (помидор, помидоров).

12. Производство детских (шорт, шортов) будет скоро налажено.

13. Больнице было передано двести комплектов одеял, наволочек и (простынь, простыней).

 

2. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления падежных форм имен существительных. Исправьте предложения.

1. В заводском ясли-детсаду сейчас до двухсот детей.

2. В районе открыто шесть ясель и восемь детских садов.

3. На центральном участке фронта совместно действовали все рода войск.

4. В цехах мехкомбината соболи занимают особо почетное место.

5. Первые модели самолета вызвали претензии: обзор недостаточный, выхлопа слепят, вооружение только пулеметное.

6. Трюма судов переполнены рыбой.

7. Из-за шторма танкера не могли перекачивать нефть.

8. Подготовлено помещение для хранения инвентаря – лопат, совков, грабель.

 

Оформление работы

Восьмое февраля

Дистанционная работа

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: