Финансовое обеспечение предприятия.




Для покрытия ежедневных расходов и расширения дела фирмам нужны деньги. Большая часть денег, которые фирма расходует на эти цели, поступает от продаж ее товаров и услуг. Так как эти деньги поступают от деятельности фирмы, их называют внутренними средствами. Хотя владельцы могли бы полностью забрать себе доход, в большинстве случаев они опять вкладывают его в дело. Эти средства называются накопленной (нераспределенной) прибылью и их считают внутренними источниками финансирования.

Даже самым процветающим фирмам для начала дела или его расширения необходимо получать средства и от внешних источников. У фирмы есть три пути получения внешних средств: - занять; -продать акции (если это корпорация); - сократить расходы; - найти дополнительный капитал у владельцев; - продать часть своих активов.

Поскольку денежные средства необходимы для приобретения ресурсов, в соответствии с особенностями ресурсов они подразделяются на основной и оборотный капитал.

Основной капитал включает в себя:

- материальные активы (инвестиции в землю, сооружения, оборудование, транспорт и т.д.);

- нематериальные активы (патенты, лицензии, ноу-хау, §ооё \уШ, и т.д.);

- финансовые активы (долгосрочные вложения в ценные бумаги).

Оборотный капитал включает в себя:

- товарные запасы;

- дебиторскую задолженность;

- ценные бумаги и прочие краткосрочные финансовые вложения;

- денежные средства (кассовая наличность, средства предприятия на банковских и прочих счетах,
суммы будущих отчетных периодов).

Активы предприятия - это денежная оценка различных ресурсов предприятия. Они подразделяются на основные и текущие. Основные активы - это инвестиции в основные фонды предприятия. Их особенностью является то, что они ежегодно уменьшаются на величину амортизационных отчислений. Текущие активы - это оборотный капитал. Они полностью переносят свою стоимость на продукцию в течение так называемого операционного цикла (от момента приобретения запасов до момента получения денег от продажи продукции). Как следует из содержания операционного цикла, наличные деньги являются источником жизненной силы предприятия, а получение наличных денег - конечный этап и главная цель всего этого цикла. Учитывая важность наличных средств их выделяют из общей суммы оборотного капитала с целью регулирования его потока.

Наряду с материальными активами фирмы могут обладать и так называемыми нематериальными активами. К нематериальным активам относятся затраты в нематериальные объекты, используемые в течение длительного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход. Это патенты, лицензии, монопольные права на использование природных ресурсов или на пользование земельными участками, привилегии, торговые марки и товарные знаки, программный продукт, доброе имя), ноу-хау и т.д.

Основное правило, определяющее учет нематериальных активов в балансе предприятия, - на них должны быть затрачены реальные средства и они должны иметь длительный срок службы. Поэтому, если "доброе имя" компании создано ее собственной активностью, оно не учитывается как нематериальный актив. Если же доброе имя приобретается за счет поглощения другой компании путем покупки ее материальных активов выше учетной стоимости (за счет удобного ее местоположения или высокой квалификации ее работников), то разность стоимости покупки и рыночной стоимости приобретенных материальных активов записывается как нематериальные активы "доброе имя".

Экономическая природа получения прибыли за счет владения нематериальными активами достаточно очевидна. Скажем, брокерское место, которое относится к нематериальным активам, позволяет регулярно участвовать в биржевых торгах и извлекать прибыль. Приобретение по лицензионному договору патента, промышленного образца или полезной модели позволяет лицензиату как монополисту получать прибыль за счет их эффективного использования или блокировки (затруднения конкуренции) аналогичной продукции у конкурентов. Трудно переоценить экономическую эффективность "ноу-хау", под которым понимаются обычно новые технологии, в том числе и новые управленческие технологии, приносящие выгоду в процессе хозяйственной деятельности. А как подсчитать стоимость такого нематериального актива, как товарный знак? Сегодня, с учетом объема продаж, товарный знак фирмы "Кока-кола" оценивается в 60 миллиардов долларов.

Затраты на приобретение нематериальных активов производятся за счет прибыли. Износ нематериальных активов относят на себестоимость готовой продукции по нормам, которые рассчитывает само предприятие исходя из их первоначальной стоимости и срока полезного использования. В зависимости от конкретных обстоятельств можно уменьшать срок амортизации нематериальных активов с тем, чтобы максимально быстро вернуть затраченные на их приобретение средства.

В условиях рыночных взаимоотношений основной капитал является чей-то собственностью. Содержание понятия "собственный капитал " зависит от формы собственности. На предприятии, находящемся в собственности одного владельца, собственный капитал определяется как первоначальный капитал в виде денежных средств или реальных ценностей плюс прибыль или убытки на период рассмотрения. Поскольку владелец предприятия несет полную ответственность по финансовым обязательствам, собственный капитал представляет собой имущественную оценку предприятия плюс имущество владельца.

На акционерном предприятии собственный капитал состоит из средств акционеров - учредителей, вложенных ими в дело при его создании, а также возможных дальнейших вкладов и резервного капитала, образуемого за счет отчислений от полученной прибыли. Увеличение акционерной собственности без дополнительной продажи акций возможно лишь в результате накопления нераспределенной прибыли. Нераспределенная прибыль не есть какой-то специальный счет, на котором хранятся деньги. Физически нераспределенные денежные средства - это как правило прибыль, воплощенная в различных активах, причем в каких конкретно сказать невозможно.

В расчетном плане величина собственного капитала представляет собой разницу между общей стоимостью всех активов предприятия и суммой задолженности кредиторам. При этом следует иметь в виду, что стоимость отдельных активов зависит от конъюнктуры и способности менеджеров использовать эти активы. Сумма кредиторской задолженности определяется на основе условий начисления и выплаты процентов по погашению долга, записанных в финансовых документах.

Заемный капитал обычно разделяется на краткосрочный, когда объем займа должен быть возвращен в течение до одного года, и долгосрочный, рассчитанный более чем на один год.

Краткосрочные займы используют для покрытия ежедневных затрат, таких как выплата зарплаты, покупка сырья, обеспечение продажи товара и т.д. Из краткосрочных наиболее часто встречаются коммерческий кредит, займы у финансовых институтов и у инвесторов. Коммерческий кредит предоставляется одним предприятием другому для оплаты сегодняшней покупки в будущем. Покупатели записывают свои покупки на свои счета, чтобы оплатить их позже, а необходимые суммы в пределах выделенного кредита снимают со счета кредитора. Кредиты финансовых институтов (банков или финансовых компаний) представляет другой источник средств краткосрочного займа. Некоторые крупные компании могут получить кредит у своих владельцев (инвесторов), продав им коммерческие бумаги (своего рода долговые расписки корпораций, обязующихся вернуть деньги с определенным процентом).

Долгосрочные займы - это средства, которые будут использоваться год или более. Строительство предприятий, покупка оборудования, развертывание большинства исследовательских работ - все это требует вложения средств на длительный период. Чаще всего источниками долгосрочного финансирования являются нераспределенная прибыль, долгосрочные займы и продажа акций. Нераспределенная прибыль - это накопленная прибыль. Корпорации могут поступить со своей прибылью двояко: распределить ее между своими акционерами в виде дивидендов или оставить в распоряжении корпорации и пустить ее в дело (вложить в активы).

Наиболее часто встречается такая форма долгосрочного займа, как ипотека (закладная или кредит под обеспечение недвижимостью). Многие крупные корпорации получают дополнительные средства за счет выпуска облигаций (долговых расписок). В этом случае корпорация обещает выплатить покупателю номинальную стоимость сертификата по окончании срока займа, а в течение этого времени владелец облигации обычно дважды в год получает процент по займу.

Особой формой финансирования является лизинг. Обычно различают две формы лизинга. Оперативный лизинг используется в тех случаях, когда производитель или продавец сдает в аренду тот или иной элемент основного капитала. При этом лизингодатель берет на себя обязанности по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, сданного в аренду по лизинговой сделке, и несет за него полную ответственность. Финансовый лизинг используется в тех случаях, когда лизинговый договор заключается между фирмой, желающей приобрести тот или иной объект собственности и финансирующей сделку, и фирмой, которая будет его эксплуатировать. В этом случае лизингополучатель несет все расходы по обслуживанию, техническому ремонту и страхованию этого объекта.

Любая форма кредитования предусматривает возврат кредита с процентами, причем на различных рынках ссудного капитала процентные ставки различны. Поэтому менеджеры должны выбирать такие формы кредитования, которые обеспечивали бы получение средств по наиболее низкой цене. Поиск наилучшего источника финансирования должен сопровождаться поиском наилучшего варианта использования полученного кредита, то есть определения наибольшей отдачи на вложенные средства и активы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: