ТЕМА 5. ИСТОРИЯ НАСЕЛЕНИЯ БРОНЗОВОГО ВЕКА НА ТЕРРИТОРИИ ОРЕНБУРЖЬЯ




Елгандиева Малика

Вопрос 7: Памятники бронзового века в Оренбуржье (об одном из памятников на выбор, например: СКВОРЦОВСКИЙ КУРГАННЫЙ МОГИЛЬНИК).

Стратиграфия кургана прослежена по 6 стенкам 3 бровок, одна из которых (№ 1) занимала центральное положение (проходила через высшую точку кургана). Две другие располагались параллельно к западу и к востоку на расстоянии 5 м от бровки № 1. Выявлены следующие особенности сооружения кургана. Курган сооружался на ровной площадке. Судя по хорошо выделявшемуся тлену между уровнем погребенной почвы и нижней насыпью, последняя сооружалась на непотревоженном, задернованном участке. Ровики вокруг нижней насыпи не прослежены, но зато на всем вскрытом за пределами насыпи пространстве по профилям было видно, что древний почвенный слой был срезан, т.е. для сооружения первой насыпи использовался только верхний гумусный горизонт. Диаметр подкурганной площадки под нижней насыпью составил около 22 м. На уровне погребенной почвы зафиксировано 3 могильных выкида, которые соотносятся с погребениями № 5, 19 и 20. Данные погребения явились наиболее крупными по размерам ям, с деревянными перекрытиями, содержали захоронения взрослых субъектов. Все остальные погребения в кургане в основном принадлежали детям и подросткам и, видимо, были совершены позднее этих трех основных погребений. Над вершиной кургана и особенно по его северному и восточному склону выявлена верхняя насыпь. Ее оплыв с восточной стороны лежал на поверхности материка. В результате досыпки диаметр кургана достиг 30—32 м. Насыпь (1) верхняя представляла собой гумусированную супесь темно-серого цвета, более мощную на северной и восточной половине кургана. На вершине ее мощность не превышала 20 см, по склонам ее толщина достигала 50—60 см. Насыпь (2) нижняя — комковатая с обильным включением карбонатов супесь светлосерого цвета. Наибольшая мощность насыпи под центром 80—90 см. По краям она выклинивалась. Погребенная почва — коричневая супесь мощностью 20—30 см. В восточной половине кургана под краем верхней насыпи О. С. Хохловой зафиксированы островки погребенной почвы, сформировавшейся после сооружения нижней насыпи. Ее толщина не более 15 см. С северной стороны она выклинивалась, так как далее была срезана во время досыпки кургана, а с южной — прорезана неглубокой канавкой. Особенностью сооружения обеих насыпей является почти полное отсутствие в них каких-либо артефактов. Исключением являются обнаруженные в 2 м к западу от центра кургана на глубине –93—95 см от 0 три деревянные плашки длиной около 1 м, лежавшие параллельно друг другу по линии ЮВ—СЗ и рядом с ними кость животного (Х1 на общем плане кургана 3). Возможно, данная находка связана с погребением 19, так как она залегла вблизи от его могильного выкида, практически на поверхности погребенной почвы.

КМ Скворцовка. Курган 3. Общий план

Погребение 1 (рис. 6,1) обнаружено в крайней западной траншее на глубине –90 см от 0, т.е. в насыпи кургана, на расстоянии 9,3 м к СЗ от центра кургана. Границы могильной ямы не прослеживались. Погребение принадлежало ребенку младенческого возраста. Сохранность костей очень плохая. В анатомическом порядке находились фрагменты черепа и несколько позвонков. Череп был ориентирован на С. Судя по положению черепа, усопший был положен в позе на левом боку. Перед лицом найдены части глиняного сосуда.

Сосуд (рис. 6,2). Сохранность сосуда фрагментарная, форму и размеры восстановить не удалось. Сохранились некоторые элементы орнаментальной композиции по ребру сосуда в виде треугольника вершиной вверх. Элемент выполнен при помощи зубчатого штампа, но сильно затерт.

Погребение 2 (рис. 6,3) являлось крайним в западной половине кургана, располагаясь в 12 м с ЗСЗ от центра кургана. Границы ямы не прослеживались, так как погребение было выявлено в погребенной почве на глубине –120 см от 0. Скелет достаточно хорошей сохранности принадлежал ребенку около 8 лет1. Он располагался на спине, ориентирован головой на СВ. Череп наклонен вправо. Правая рука вытянута вдоль тела, левая рука согнута в локте и положена на живот. Вещи в погребении не найдены. Погребение 4 (рис. 7,1) находилось в крайней западной траншее, в 6,5 м к З от центра. Оно было выявлено на уровне материка, на глубине –140 см от 0. Могильное пятно имело неправильные прямоугольные очертания со скругленными углами. Ее размеры: 58×90 см. Глубина ямы 35 см (от 0 –175 см). Дно ровное, стенки отвесные. На дне ямы располагался скелет ребенка около 2—3 лет. Сохранность скелета относительно хорошая, за исключением костей таза. Ориентировка погребенного головой на СВ. За затылком находился целый сосуд, поставленный устьем вверх.

Анализ погребального обряда и инвентаря кургана 3 Скворцовского некрополя отчетливо демонстрирует его принадлежность к «покровскому» этапу срубной культуры. Причем хронологический промежуток между сооружением верхней и нижней насыпей был незначительным. Планиграфия погребений в кургане (центральные взрослые под отдельной насыпью, периферийные — под второй насыпью в определенном порядке), вероятно, свидетельствует о том, что данное сооружение выполняло определенную ритуальную или социальную функцию. Разнообразная керамика периферийных захоронений, видимо, указывает на тот факт, что в них захоронены индивиды, принадлежавшие к разным родовым группам. Возможно, курган какое-то время выполнял функцию детского кладбища для нескольких племенных или родовых образований. Присутствие в погребальном обряде, в форме и в орнаментации керамических сосудов признаков, характерных для разных в культурном отношении групп населения, свидетельствует о том, что складывание срубной культурно-исторической общности происходило на многокомпонентной основе. Время функционирования погребений под второй насыпью кургана 4 пришлось на развитой этап срубной культуры, о чем свидетельствуют устоявшиеся стандарты в погребальном обряде захоронений кургана и его керамическом инвентаре. Географическая близость Скворцовского и Лабазовского некрополей позволяет провести между ними некоторые параллели1. При общем для всех памятников срубной культуры положении и ориентировке костяков, аналогии прослеживаются в некоторых категориях погребального обряда центральных захоронений кургана 3 Скворцовского и комплексом 2/2 Лабазовского курганных могильников. Сходство здесь выражено в больших размерах погребальных камер, наличии деревянных перекрытий, подстилок, наличии дополнительных конструктивных элементов в оформлении могилы, а также в вещевом наборе заупокойного инвентаря. Эти черты свидетельствуют об одновременном возникновении данных сооружений и принадлежности их к раннему или «покровскому» этапу срубной культуры. Обряд периферийных захоронений кургана 3 Скворцовского некрополя лишен какихлибо особенностей, требующих применения дополнительных трудозатрат, демонстрирует появление определенного погребального стандарта, который затем распространится для всех категорий погребений более позднего времени. Это отчетливо демонстрируют погребальные комплексы Лабазовских курганов, датированные переходным временем от ранней к развитой срубной культуре. Здесь наряду с ранними чертами (более сложное оформление центральных могил кургана, помещение в них разнообразного инвентаря) появляются классические признаки срубного погребального обряда (наличие под одной насыпью нескольких захоронений, стандартные ориентировки могильных ям и костяков, ямы средних и малых размеров, безынвентарность некоторых центральных погребений). Наконец, захоронения под второй насыпью кургана 4 демонстрируют стандартизацию погребального обряда для всех членов общества, что является типичным для классического этапа срубной культуры.

 

Рис. 6. КМ Скворцовка. Курган 3. Погребение 1: 1 — погребение; 2 — фрагмент сосуда. Погребение 2: 3 — погребение; 4 — Х2 (на плане), сосуд 1; 5 — Х2 (на плане), сосуд 2; 6 — Х3 (на плане), сосуд

Керамика: Ступени 1—2. Отбор и добыча исходного сырья. Исходным сырьем принято называть природные пластичные материалы, которые использовались для изготовления посуды. О навыках выполнения работы при отборе и добыче исходного сырья можно судить только по овеществленным итогам, а именно по особенностям пластичного сырья, использованного для изготовления изучаемой керамики. К ним относятся: характер, размерность и концентрация естественных минеральных (песка, бурого железняка, оолитового известняка и т.д.) и органических (остатки растительного и животного характера) естественных составляющих. Качественный состав и соотношение естественных примесей позволяет выделить культурные традиции в отборе и подготовке исходного сырья, характерного для группы населения, посуду которого мы изучаем. Ступень 3. Подготовка исходного сырья. На данной ступени выявляются признаки состояния сырья (сухое или влажное) и определение способов подготовки сырья: высушивание, дробление, просеивание и т.д. Ступень 4. Составление формовочной массы. Под формовочной массой понимается пластическая масса, которая используется непосредственно для лепки сосудов. Формовочная масса может состоять только из исходного сырья, одного или нескольких разных по своим свойствам видов сырья, смешанных между собой, а также из сырья с органическими 120 и минеральными искусственными добавками. На данной ступени дается описание искусственно введенных добавок и характеристика рецептов формовочных масс. Искусственные добавки вводились в формовочную массу в определенной концентрации, а минеральные — еще и определенной крупности (размерности). Концентрация минеральных добавок определяется путем подсчета количества включений определенного размера на 1 см2 в соответствии с разработанными шкалами. Например: 1:5 — данная концентрация обозначает, что на 5 объемных частей сырья вводилась 1 часть искусственной примеси. Для разграничения материала по крупности введены следующие градации: 1) мелкие — частицы от 0,5 до 0,9 мм; 2) средние — 1,0 до 1,9 мм; 3) крупные — от 2,0 и выше. Ступень 5. Конструирование начина сосуда. Начин — это часть сосуда (реже весь сосуд), которая делалась мастером в первую очередь, как непрерывный трудовой акт, т.е. та часть, с которой гончары начинали делать сосуд. Первоначально выделяется программа конструирования, далее выделение информации об изготовлении начинов ведется по определению «строительных элементов»: комок, лоскут, жгут, лента; после этого выясняется способ наращивания этих элементов: бессистемный, по кольцевой или спиралевидной траектории. Ступень 6. Конструирование полого тела. Полым телом принято называть фигуру, образующуюся после завершения строительства днища и стенок будущего сосуда. Определяется характер «строительных элементов»: комок, лоскут, жгут, лента, а также приемы их наложения: без определенной системы, по спиральной или кольцевой траектории. Ступень 7. Формообразование — окончательное оформление формы сосуда. На данной ступени определяются приемы, с помощью которых сосудам придавалась окончательная форма: использование специальных форм-моделей; выбивание колотушкой или выдавливание пальцами; обстругивание поверхности сосуда. Ступень 8. Механическая обработка поверхностей сосудов. На данной ступени выявляются основные приемы обработки поверхности сосуда: простое заглаживание или лощение. По следам, оставленным на поверхности сосудов, делается заключение об орудии заглаживания: деревянном ноже, кусочках ткани или овчины, пальцах гончара и т.д. Ступени 9—10. Придание прочности и водонепроницаемости сосуду изучается по следам влияния различных температур на первоначальную сохранность минеральных и органических компонентов, входивших в состав формовочных масс, а также по следам изменения первоначальной окрашенности и пористости поверхности и изломов посуды под действием разных температур. Перед непосредственным описанием результатов технико-технологического анализа керамики следует указать, что с целью более строгого определения характера исходного сырья, искусственных и естественных примесей и для создания одинаковых условий для подобных наблюдений небольшие фрагменты от каждого сосуда дополнительно нагревались до 800○ в муфельной печи в окислительной атмосфере. Анализ материала проводился первоначально внутри отдельных курганов, а затем полученные данные сопоставлялись и делались выводы.

Структура любого гончарного производства, независимо от времени и места, характеризуется устойчивой и обязательной последовательностью технологических операций. Она обусловлена целью и спецификой самого производства — процесса превращения исходного сырья в готовое изделие. Структура гончарного производства включает 3 стадии (подготовительную, созидательную и закрепительную) и 10 обязательных ступеней: от отбора сырья до придания изделию прочности и водонепроницаемости, а также 2 необязательных, присутствующих не во всех гончарных производствах: 11) конструирование служебных частей (ручек, носиков-сливов и т.д.) и 12) орнаментирование сосудов. Содержание каждой ступени складывается из решения узких технологических задач, которые неизменно возникают и должны определенным образом решаться во всех производствах керамики. Каждый сосуд в ходе технико-технологического исследования рассматривается как овеществленный результат последовательного применения трудовых навыков, распространенных в рамках изучаемого гончарного производства. Технико-технологический анализ керамики состоит из двух последовательных этапов: 1) выделение информации о технологии изготовления каждого конкретного сосуда; 2) обобщение информации о технологии изготовления всех изученных сосудов и выделение технологических традиций, характерных для изучаемой группы населения. Ниже приводится информация о навыках выполнения работы по ступеням производственного процесса, которая может быть получена с помощью данной методики по изучаемому материалу.

В целом по материалам кургана 3 зафиксировано 13 рецептов формовочных масс: ил + шамот; ил + шамот + органический раствор; илистая глина жирная + шамот; илистая глина жирная + шамот + органический раствор; илистая глина тощая + шамот; илистая глина тощая + шамот + выжимка из навоза; глина жирная + шамот + органический раствор; глина жирная + шамот + выжимка из навоза; глина тощая + органический раствор; глина тощая + навоз; глина тощая + выжимка из навоза; глина тощая + шамот + органический раствор и глина тощая + шамот + выжимка из навоза.

Исследования Скворцовского курганного могильника, проведенные по комплексной методике, позволили получить разнообразную информацию по культурам бронзового века в Приуралье. Из 7 изученных курганов пять относились к концу РБВ и к СБВ, а два кургана — к ПБВ. Первый хронологический горизонт представляют погребения ямной культуры, которые объединяются рядом общих признаков (конструкция курганов и могильных ям, позы скелетов на правом боку с ориентировкой головы на восток, посыпка охрой). В то же время в могильнике выявлены особенности, отличающие этот памятник от других ямных курганов Приуралья (уплощенные насыпи, прерывистые ровики, преобладание расчлененных скелетов). Характеристика обряда дополнена такими деталями, как наличие циновок на дне ям и покрывал, кожаной или шерстяной одежды, выявленных в результате микробиоморфного анализа. Хронологическая позиция каждого погребения подкреплена радиоуглеродным методом. Корреляция археологических, палеопочвенных и радиоуглеродных данных позволила уточнить очередность сооружения курганов. Вначале были возведены курганы 8 и 9, затем курганы 6 и 7, последним — курган 5. Одно из погребений в кургане 5, находившееся за пределами его рва, отнесено к репинскому этапу ямной культуры и, видимо, было совершено задолго до возникновения курганного поля. Сами же курганы возведены в относительно небольшой интервал времени — от 2700 до 2300 лет ВС. Ямная принадлежность погребений подтверждена антропологическими данными, технико-технологическим анализом керамики, а также результатами металлографического анализа металла.

 

Литература:

1. СКВОРЦОВСКИЙ КУРГАННЫЙ МОГИЛЬНИК / Н. Л. Моргунова, А. А. Гольева, А. Д. Дегтярева, А. А. Евгеньев, Л. В. Купцова, Н. П. Салугина, О. С. Хохлова, А. А. Хохлов/ Оренбург 2010

2. 3. Археологические памятники Оренбуржья. Вып. I – ХIV. Оренбург, 1996-2019

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: