Порядок выполнения работы




Лабораторная работа № 5

Дефектация поршней, поршневых пальцев и шатунов

 

Цель работы

1. Приобрести практические навыки установления дефектов и характера износа поршней, поршневых пальцев и шатунов.

2. Предложить технологию и дать технико-экономический анализ ремонта деталей шатунно-поршневой группы.

Задание:

1. Подготовить исходные данные для дефектовки деталей.

2. Определить техническое состояние деталей.

3. Произвести сортировку деталей по результатам контроля.

4. Назначить способ ремонта детали.

5. Оформить отчет о результатах работы.

Техническое оборудование: Слесарные тиски; приспособление для контроля шатунов на изгиб и скручивание КИ724; динамометрический ключ с головками, индикаторные нутромеры НИ 1850, НИ 50100 (ГОСТ 86882); рычажные микрометры МР50, МР100 и МР150 (ГОСТ 438187); штангенциркуль ЩЦИ1600,05 (ГОСТ 16689); набор щупов, пальцы, шатуны, поршневые кольца, поршни.

 

Общие сведения

 

Наибольшему износу в поршне подвергаются поршневые канавки по высоте, причем больший износ происходит по верхней канавке. Причина износа канавок  большие удельные давления поршневых колец на стенки канавок и влияние высокой температуры. Износ поршневых канавок влечет за собой пропуск рабочих и отработанных газов, потерю компрессии, разжижение смазки.

Вследствие износа отверстие под поршневой палец в бобышке поршня становится овальным, причем наибольший износ происходит в плоскости, перпендикулярной днищу поршня. Изношенные поршни из алюминиевого сплава, как правило, не восстанавливаются, а заменяются новыми. Однако в практике ремонтных предприятий мелкосерийного и индивидуального производства приходится прибегать к восстановлению отверстия под поршневой палец развертыванием или тонкой расточкой под соответствующий ремонтный размер поршневого пальца. Канавки поршня могут быть восстановлены проточкой, но при условии, что в запасные части поставляются поршневые кольца увеличенного размера по высоте.

Моторостроительные заводы изготовляют поршни ремонтного размера, устанавливаемые в цилиндры после их растачивания и доводки под соответствующий ремонтный размер. Основные характеристики автомобильных поршней приведены в табл. 9.

 

Таблица 9

 

Модель двигателя Материал поршня Твердость НВ Овальность, мм Конусность, мм
ЗИЛ130   ЗМЗ53   ВАЗ2108   КамАЗ740 АК4   АК4   АЛ9   АЛ9 100130   100130   110140   110140 0,0350,050   0,0130,038   0,0080,024   0,0350,045 0,26   0,12   0,08   0,25

 

Поршневые пальцы изнашиваются по середине и по концам. Заводами выпускаются пальцы номинального и ремонтного размеров. Ремонтируют изношенные поршневые пальцы раздачей под номинальный размер или шлифованием под ремонтный размер. Характеристика поршневых пальцев:

материал, твердость после термообработки, ремонтные размеры даны в табл. 10.

 

Таблица 10

 

Модель двигателя Материал поршневого пальца Твердость HRC   Диаметр, мм   Ремонтные размеры, мм
I II III
ЗИЛ-130   ЗМЗ-53   ЯМЗ-236   ВАЗ-2108   КамАЗ-740 Сталь 15Х   Сталь 45Х   Сталь 12ХНЗА   - - 5865   5662   5865   5865   5865 28-0,01   25-0,01   50-0,012   21,982-0,012   45-0,007 +0,12   +0,08   - - - +0,20   +0,12   - - - -   +0,20   - - -

 

При изготовлении пальцев из малоуглеродистых легированных сталей наружная поверхность пальцев подвергается цементации, закалке ТВЧ, отпуску. Пальцы закаливаются на глубину 1,5 мм.

Основные дефекты шатунов (рис. 20): изгиб и скручивание стержня, износ отверстий нижней головки шатуна, отверстия под втулку и самой втулки верхней головки шатуна, износ и смятие плоскостей разъема торцев плоскостей под болты в нижней головке шатуна. Шатуны с погнутостью и скрученностью более допустимой по техническим условиям (изг = 0,020 мм на длине 100 мм) подвергаются правке на приспособлениях.

Шатуны выбраковываются при аварийных изгибах, обломах и трещинах. Шатуны двигателей ЯМЗ (всех модификаций), кроме того, выбраковывают, если сильно изношены плоскости разъема нижней головки шатуна.

 

Рис. 20. Основные дефекты шатуна на примере двигателя ЗИЛ-130: 1  изгиб или скручивание; 2  износ отверстия в нижней головке; 3  износ отверстия под втулку в верхней головке; 4  износ отверстия во втулке верхней головки; 5  уменьшение расстояния между осями верхней и нижней головок

 

Материал, термообработка и твердость шатунов двигателей приведены в табл. 11

Таблица 11

 

Модель двигателя Материал шатуна Твердость НВ Диаметр отверстия в верхней головке, мм Диаметр отверстия в нижней головке, мм Усилие затяжки болтов нижней головки, кгс·м
ЗИЛ130 Сталь 40Р 217248 0,007 0,003 69,5+0,012 9,010,0
ЗМЗ53 Сталь Г2 288269 0,007 0,003 63,6+0,012 7,58,0
ЯМЗ236 Сталь 40ХФА 288269 0,020 0,014 77,79+0,015 9,010,0
ВАЗ2108 н. д. н. д. 0,004 0,006 51,33+0,015 5,06,0
КамАЗ740 Сталь 40ХН2МА 245285 450,016 84,995+0,021 12,013,0

 

Для проверки шатунов на изгиб и скручивание используют индикаторное приспособление типа КИ724 (рис. 21). Это приспособление универсальное, оно позволяет контролировать шатуны двигателей разных марок.

 

Рис. 21. Приспособление для проверки шатуна на скрученность и изгиб:

а установка индикаторов; б установка разжимной оправки; в проверка шатуна на

изгиб; г проверка шатуна на скрученность; 1 оправка; 2 и 5 индикаторы; 3 плита;

4 упор; 6 разжимная оправка; 7 призма; 8 и 10 конуса оправки; 9 разжимная втулка оправки

 

Призму 7 с индикаторами часового типа устанавливают на оправку 1 (рис. 21, а) и передвигают ее до соприкосновения упора 4 призмы с плоскостью плиты 3 приспособления. В этом положении перемещают индикатор 2 до получения натяга на измерительном стержне в пределах 1,01,5 оборота стрелки. Закрепляют индикатор и совмещают нулевое деление шкалы со стрелкой. Поворачивают призму на 180° и также устанавливают индикатор 5.

В отверстие верхней головки шатуна с выпрессованной втулкой вставляют разжимную втулку 9 (рис. 21, б) и закрепляют ее конусами 8 и 10. Шатун ставят на оправку 1 (рис. 21, в), перемещают его до упора оправки 7 в плиту 3 и закрепляют на оправке. Призму ставят на оправку 6 и при соприкосновении ее упоров с плитой 3 поочередно по отклонению стрелки от нулевого положения индикатора 2 определяют изгиб шатуна, а по отклонению стрелки индикатора 5 (рис. 21, г)  скрученность.

Погнутый шатун правят под прессом или в специальном винтовом приспособлении. Скрученность шатуна также устраняют правкой. Шатун зажимают в тиски и правят вильчатым рычагом или специальными рычагами 3 (рис. 22) с винтовым приспособлением. Для получения удовлетворительных результатов правки необходимо применять стабилизирующий подогрев.

 

Рис. 22. Устранение скрученности шатуна

1 рукоятка; 2 винт; 3 рычаги; 4 упор; 5 гайка

 

После правки шатун подвергается термической стабилизации нагреву до температуры 400500 °С и выдержке при этой температуре 1,5 ч. Изношенные втулки верхней головки (изн = 0,05 мм) развертывают под увеличенный против номинальных размер пальца или впрессовывают и заменяют новыми с последующей обработкой под номинальный размер. Шатуны и крышки с поврежденными торцами разъема шлифуют. В случае износа нижней головки ее восстанавливают фрезеровкой торца разъема, затем собирают шатуны с затяжкой болтов и растачивают нижнюю головку под номинальный размер с последующим хонингованием или раскатыванием. Этот же дефект может быть восстановлен гальваническим покрытием (отслаиванием) с последующей обработкой.

 

Порядок выполнения работы

 

1. Осмотреть и установить дефекты деталей; перечень возможных дефектов.

2. Замерить поршни, поршневые пальцы и шатуны согласно схемам замеров, представленным на рис. 23, 24 и 25 соответственно.

Перед началом замера болт нижних головок шатунов затянуть в слесарных тисках динамометрическим ключом в соответствии с техническими условиями, приведенными в табл. 11.

3. Проверить и определить величины погнутости и скрученности шатунов на приборе КИ724 (см. инструкции к прибору).

4. На основании результатов замеров и данных руководства по капитальному ремонту дать заключение о состоянии детали.

5. Предложить технологию ремонта проконтролированных деталей.

6. Оформить отчет о выполненной работе. Отчет должен содержать следующие сведения:

 

 

а) Характеристику деталей в следующем виде:

 

Марка двигателя   Материал детали   Термическая обработка   Твердость  
Поршень… Палец… Шатун…      

Рис. 23. Схема замеров поршня: l1 = 45 мм; l2 = 65 мм; l3 = 80 мм

 

Рис. 24. Схема замера поршневого пальца: l 1 = 9 мм; l 2 =27 мм; l 3 = 45 мм; l 4 = 60 мм

 

а) б)

Рис. 25. Схема замеров диаметров отверстий нижней (а) и верхней (б) головок шатуна: l 1 = 1/4; l 2 =3/4 от ширины головки

б) Описание дефектов, установленных внешним осмотром, с указанием

количества деталей с обнаруженными дефектами.

в) Результаты замеров шатунов занести в табл. 12

Таблица 12

 

г) Результаты замеров поршней и пальцев занести в табл. 13 и 14.

 

Таблица 13

 

  п/п Пояс измерений Юбка поршня Оваль- ность, мм Бобышка поршня Оваль- ность, мм Износ канавок поршня
Значение диаметра, мм Значение диаметра, мм
АА ББ АА ББ
… … l1 l2 l3 Конус- ность, мм              

 

д) Заключение по результатам дефектации и рекомендации по устранению дефектов. Указать детали, годные без ремонта, подлежащие ремонту, подлежащие выбраковке.

Таблица 14

 

 

Пояс измерений           Номер детали      
                 
А-А   Б-Б А-А   Б-Б А-А Б-Б А-А   Б-Б А-А   Б-Б
l1 l2 l3 l4 Максимальный износ, мм                              

Контрольные вопросы

 

1. Перечислите конструктивные элементы прокалиброванных деталей подлежащие дефектации, и характеризующие их технологические параметры.

2. Как выявляются дефекты поршней, пальцев, шатунов?

3. Способы упрочнения и восстановления сопряжения бобышки поршня и поршневого пальца; отверстий нижней и верхней головок шатуна.

4. Каковы причины деформации шатуна, износа канавок поршня и отверстия нижней головки шатуна?

5. Зарисовать схематично рабочее место дефектации шатуна. (Аккуратно).

 

https://kovsh.com/library/ice/crank_mechanism/cranks/defektatciia_shatunov(материал к прочтению)

 

https://go.mail.ru/search_video?q=%D0%B4%D0%B5%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%83%D0%BD%D0%B0&fm=1 (Видео материал).

 

https://go.mail.ru/search_video?q=%D0%B4%D0%B5%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%83%D0%BD%D0%B0&fm=1&d=1595292538780364754&sig=783fe0d6dc&s=youtube (Видео материал).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: