Вопрос № 4: Погребальный обряд срубной культуры в Оренбуржье




Елгандиева Малика

Сравнительная характеристика погребального обряда I и II групп памятников срубной культуры Оренбургского Предуралья» выявляются общие и отличительные особенности ритуальной практики обеих групп, полученные данные сопоставляются с материалами погребальных памятников позднего бронзового века соседних регионов. К основным признакам погребального обряда I и II групп памятников срубной культуры Оренбургского Предуралья относятся: преобладание погребальных камер подпрямоугольной формы по размерам, соответствующим потребностям размещения тела и инвентаря; распределение ям на подкурганной площадке вкруговую, рядами или бессистемно; ориентировка костяков головой в северо-восточный, северный, восточный сектора круга; положение захороненных в позе скорченно, на левом боку с кистями рук, находящимися у лица или у груди; помещение в погребальную камеру костей животных; наличие в курганных насыпях жертвенников или остатков ритуальных тризн. Данные черты присущи срубным памятникам всех других областей распространения культуры. По таким параметрам обряда, как: создание собственных курганных насыпей, размерам насыпей, варьирующихся в пределах от 10 до 30 м в диаметре, и от 0,6 до 1,5 м в показателях высоты, число могил на подкурганной площадке (основная масса курганов содержала от 5 до 15 захоронений), некрополи Оренбургского Предуралья соотносятся со срубными памятниками степной полосы их распространения, а именно с курганными могильниками Самарского Поволжья и Башкирского Приуралья. В обеих группах выявлены также редкие элементы обряда. К таковым относятся: возведение курганов, состоящих из двух и более насыпей; подкурганные ровики; ступеньки или уступы в погребальной камере; положение костяков скорченно на правом боку в одиночных захоронениях, а также на спине, на животе, либо вторичные захоронения; различное положение костей рук; нетипичные ориентировки костяков (западная, югозападная, юго-восточная, южная). Все указанные элементы эпизодически встречаются в срубных памятниках различных регионов, характеризуют внутреннюю вариабельность культуры и, как правило, не связаны с какимлибо влиянием «извне». «Нестандартные» проявления погребального ритуала в некоторой степени являются реминисценциями археологических культур, в той или иной степени участвовавших в сложении срубной (синташтинской, потаповской, лолинской, волго-донской бабинской). Отличия I и II групп памятников по некоторым параметрам обряда (упорядоченность расположения погребений для курганов I группы, и бессистемность расположения могил на подкурганной площадке для II группы; внемогильные комплексы курганов I группы чаще, чем во II группе представлены полноценными жертвенными комплексами) не являются тяготеющими к какой-либо традиции определенного географического региона (степи или лесостепи), а отражают специфические черты выбранной совокупности памятников изучаемой территории. Основное отличие между двумя выделенными группами проявляется в материале, из которого изготавливалось надмогильное перекрытие. Деревянные перекрытия I группы памятников, представленные в основном, колотыми плахами и реже – мощными бревенчатыми конструкциями, расположенными вдоль или поперек могилы, находят соответствия в некрополях всех областей распространения срубной культуры. Во II группе памятников каменные конструкции, используемые при оформлении захоронений, представлены, в основном, перекрытиями (закладами) из плит, в единичных случаях – ящиками или оградками. Перекрытия в виде закладов из каменных плит, являющиеся отличительной особенностью II группы некрополей Оренбургского Предуралья, на ближайших территориях полных аналогий не обнаруживают. В Башкирском Приуралье известны редкие случаи фиксации каменных перекрытий и только над захоронениями детей. Во II группе некрополей Западного Оренбуржья плитами перекрывалось порой до 80% захоронений одного могильника, причем могилы индивидов всех половозрастных категорий. Сопоставление каменных надмогильных перекрытий II группы памятников Оренбургского Предуралья с каменными конструкциями андроновской общности, показало, что они не являются полностью идентичными. Напрямую с андроновским происхождением можно связать только каменные ящики и оградки, если они сочетаются с андроновской керамикой или обрядом трупосожжения. Простые заклады из плит сложно напрямую соотносить с алакульским или федоровским влиянием, так как никакими другими инокультурными признаками в обряде захоронения под плитами не характеризуются. Поэтому возникает вопрос появления в регионе указанной особенности. В диссертационном исследовании сделано предположение, что каменные надмогильные перекрытия могли быть принесены носителями лолинской культурной традиции, принимавшими участие в формировании срубной культуры. Во-первых, в лолинской культуре также выделяются две группы погребений, использовавших либо дерево, либо камень в оформлении погребальной камеры. Причем, погребения с каменными конструкциями составляли большинство. Во-вторых, на территории степного Приуралья известны захоронения волго-уральской культурной группы (варианта лолинской культуры) оборудованные камнем (погребение 12 и 14 КМ Новый Кумак, погребение 3 кургана 5 II Имангуловского КМ). Следует отметить, что иногда в срубных некрополях I группы фиксируются конструкции из камня, а во II группе – деревянные перекрытия. Этот факт связан с процессом постоянных контактов, происходящих между различными срубными племенами. Вероятно, в реальности эти связи носили системный и регулярный характер, визуально же они определяются по характеру перекрытия. Проявление свидетельства контактов срубного населения с традицией применения в обряде камня и дерева по другим параметрам практически невозможно, так как их погребальные каноны аналогичны «Сравнительная характеристика погребального инвентаря I и II групп памятников срубной культуры Оренбургского Предуралья» выявляются общие и отличительные черты погребального инвентаря I и II выделенных групп. «Проблемы изучения хронологии и периодизации памятников срубной культуры» освещаются основные подходы к данной проблеме, сложившиеся в историографии срубной культуры, начиная со времени ее изучения и до настоящего времени. Дискуссионной является проблема хронологии и периодизации срубных древностей. Существуют различные точки зрения на количество этапов внутри развития срубной культуры, довольно нечеткими оказываются основные признаки этих этапов. Не решенным остается вопрос о соотношении различных генетических векторов (в историографической традиции – покровского и бережновского) в формировании срубной культуры, их предметном содержании. Сложной представляется проблема «покровских» памятников – являются ли они частью собственно срубной культуры или представляют самостоятельное культурное явление.

I этап срубной культуры представлен курганами, в погребениях которых наиболее отчетливо проявлены признаки, генетически восходящие к культурам посткатакомбного круга. К таковым относятся: захоронение покойных в ямах подпрямоугольной или овальной формы; адоративное левобочное положение костяка; ориентировка костяков на север, северовосток, восток в сочетании с малой оснащенностью захоронений инвентарем. Иногда в комплексах I этапа фиксируются редкие черты обряда: положение скелетов с завалом на спину или на живот, нетипичные ориентировки (южная, северо-западная); в положении костей рук скелета наблюдается вариабельность, когда левая вытянута к коленям или согнута в локте с кистью у груди, а кость правой руки согнута под прямым углом так, что ее кисть находится у локтя левой руки. С посткатакомбными стандартами перекликается помещение в погребения неорнаментированных плоскодонных баночных сосудов с закрытым и открытым горлом. Менее выражено в сложении памятников I этапа обозначены черты культур синташтинско-потаповского круга (к признакам этих культур относится сооружение в некоторых случаях обширных и глубоких погребальных камер ямной конструкции, применение органических подстилок; с наследием колесничных культур связано распространение плавно профилированных горшков и горшков с перегибом профиля в верхней трети высоты). Как показало исследование срубных курганов Оренбургского Предуралья, комплексы, характеризующиеся указанными признаками обряда и инвентаря, появляются в регионе раньше комплексов с так называемыми «покровскими» чертами. Технологический анализ посуды, извлеченной из погребений I этапа того или иного некрополя, демонстрирует большую однородность навыков по сравнению с сосудами более поздних периодов существования этих же могильников. Данные памятники функционировали в относительно аридных условиях, когда климат находился в т.н. «поворотной точке» замены аридных условий более благоприятными, гумидными [Моргунова и др., 2010; Моргунова и др, 2014; Хохлова и др., 2014; Купцова, 2014; Купцова, 2014а]. По данным радиоуглеродного анализа и палеоклиматическим реконструкциям, время существования этого этапа приходится на XIX в. до н.э. Рассматривая проблему происхождения срубной культуры в Предуралье, необходимо отметить, что для участвовавшего в их формировании посткатакомбного элемента указанная территория не являлась исконной для проживания. По крайней мере, на сегодняшний день здесь достоверно известны немногочисленные посткатакомбные захоронения. Памятники синташтинско-потаповского круга в регионе являются более представленными [Моргунова, Евгеньев, Купцова, 2015]. Самые ранние срубные памятники синхронны поздним посткатакомбным, синташтинским и потаповским древностям. II этап срубной культуры представлен погребальными комплексами, для которых отчетливо проявляются признаки, характерные для так называемых «покровских» срубных памятников (распространяются многомогильные насыпи; более массово, чем на I этапе, встречаются погребальные камеры крупных размеров, располагавшиеся по центру кургана и перекрывавшиеся либо мощными деревянными накатниками, либо каменными плитами; в больших по площади погребениях встречаются такие дополнительные элементы погребального обряда как органические подстилки и покрывала, посыпка охрой). Основная же масса погребений II этапа совершается по стандартному срубному обряду, отмеченному еще для памятников I этапа, и имеющего культурные истоки в посткатакомбной среде. На II этапе устанавливаются контакты срубных и раннеалакульских племен, что прослеживается в особенностях керамической посуды, и некоторых категорий инвентаря, имеющих алакульскую культурную принадлежность.

Литература:

1. Моргунова, Н.Л., Евгеньев, А.А., Купцова, Л.В. Погребальный комплекс синташтинского времени на поселении Малоюлдашево I в Западном Оренбуржье / Н.Л. Моргунова, А.А. Евгеньев, Л.В. Купцова

2.. Купцова, Л.В. К вопросу о социальном устройстве срубной КИО по материалам Лабазовского курганного могильника / Л.В. Купцова // Известия Самарского научного центра РАН.

3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: