Западный опыт изучения соц. сферы и разработка соц. политики. 24.02.10




Социальная политика в РФ и РТ.

Социальное развитие и социальная политика. 10.02.11.

1. Объект (предметное поле соц. политики)

2. функции и принципы реализации соц. политики.

 

1?. Соц. политика является непременной составной частью внутр. политики любого гос-ва. Как любая политика она имеет свой Объект (О.), и Субъект(С.).

Объект- это соц. сфера общества.

Соц. сфера- это процесс функц-ия и развития человека и общ-ва, основных субъектов жизненного процесса. Все С-ы (индивид, соц. группы, соц. обязонности, общество) включены по разному в соц. систему. Значит они занимают всегда различное место и выполняют различные фун-ии, можно сказать, что все соц. С-ы по разному включены в систему. Так как это место отличается, следовательно соц. интересы многолики, но интерес С-а любого уровня, все стремятся улучшить свое положение или хотя бы сохранить своё место.

Соц. отношения- отношения, в кот. вступают С-ы по поводу своего положения и соц. роли. Положение соц. С-ов фикс-ся соц. структурой.

Соц. структура- это совокупность взаимосвязанных взаимод-их соц. групп и соц. институтов.

Соц. группы- савокупность людей, кот. объединена группаобразующими признаками (пример: профессия, место жит-ва, доход, образ-ие).

Соц. институты- историч-ки сложив-ся устойчивые формы жизнед-ти людей и эта жизнед-ть регул-ся определенными соц. нормами, обычаями.

Соц. институты по Спенснру- особые органы общ-ва, обесп-ие стабильность.

Соц. структура играет оч. большую роль в жизни общ-ва, она обеспечивает стабильность, это каркас, в кот. происходит накопление, она определяет целостность системы, соц. стр-ра трактуется в широком и узком смыслах.

В широком смысле: Это совокупность всех диффер-их признаков в общ-ве.

Люди различаются:

1. по нац-му признаку.

2. по террит-му признаку

3. по половозрастному признаку

4. по профессиональному признаку

5. по соц-но классовому признаку (является базовой).

Есть статическое и динамическое понятие соц. структуры.

Соц. стр-ра в статистике отражается в подструктурах (соц-ая, демограф-ая, и т.д.)

А динамика опред-ся С-ми носителями соц. стр-ры, их статусом и ролью.

Статус- соц. положение, кот. занимает С-т в общ-ве. Статус опред-ет савокупность прав и обязанностей С-а.

Роль (фун-ия) – модель поведения соц. С-а, кот. всегда соответствует статусу.

Линтон- роль это динамический аспект статуса, этот аспект отражает ожидаемое поведение, таким образом статус опред-ет позицию С-а в системе, а роль отражает действие, поступки.

Соц. стр-ра общ-ва это савокупность соц. статусов и ролей, связанных между собой.

Соц. политика разрабатывается в соотв-ии с соц. сис-ой, кот. складывается в них. Для разработки соц. политики проводится аналитика соц. развития.

Именно это развитие помогает политике быть искусством управления, чтобы политика обеспечивала благо человека и общ-ва. Поэтому власть в любом общ-ве занимается изучением соц. сферы. В советский период научное обеспечение проводимой соц. политики заключалось в рамках Марксистской теории в основе был экономический детерменизм. В соот-ии с экон. детерминантой, каждой соц. системе соответствует свой базис.

Эта теория хорошо работает как инструментарий, выявляет роль и мотивы осн. соц. С-ов, объясняет почему происходит развитие. Поэтому Маркс-ая теория явл-ся важным аналит-им инструментом западной науки.

В силу чрезмерной идеол-ти совет-го режима марксист-ая теория стала един-ым инструментом, с пом-ю кот-го выполнялся идеол-ий заказ- обеспечить движение советского общ-ва к соц. однор-ти. Соц. стр-ра в рамках этой доктрины выражается формулой колхозное крест-во, раб. класс, интелегенция. Задача науки- доказать, что различия преодалеваются.

Система полит. власти формир-ся и создается экон. элитой. Но в современном мире власть имеет и другой источник- легитимный. Этот источник представляется демократия.

Произошли изменения в отношениях наёмного рабочего и собственника. Сейчас работники обладают правами.

Произошли изменения и с самой собственностью. Изменилась её природа. С одной стороны отделилось владение и распоряжение собст-ю. Появились менеджеры.

Частная собст-ть стан-ся групповой/ акционерной.

Важнейшим критерием расслоения явл-ся хар-р труда, эти изменения привели к изм-ям в соц.структуре.

Выделяются группы:

1. управляющие

2. специалисты

3. квалифицированные/ не квалифицированные

Западный опыт изучения соц. сферы и разработка соц. политики. 24.02.10

Западная наука в отличии от отечественной исходила из идеи многообразия соц. развития и соц. система трактуется как система многомерная, при этом выделяется 2 главных параметра:

1-ый связан с существующими соц. различиями в обществе, этот критерий дифференциации разделяет общество на различные группы, иерархически выстроенные в определенную структуру, элементами которой выступают классы или страпы.

2-ой благо в обществе распределяются неравномерно, между этими соц. стратами. Западная наука определяет соц. структуру как совокупность соц. страт, обусловленная соц. дифференциацией в общ-ве и господст-ей системой ценностей.

Один из основателей современного подхода к изучению соц. структуры Макс Вебер(1865-1920), рассматривает соц. структуру как систему множественности, элементами которой явл-ся не только классы и отношение к собственности, но важное место занимают в этой системе категория власти и статуса.

Парсонс (1902-1979) определяет главное направление, дифференциируещее соц. систему как «вертикальное», называет диффер-ию как «вертикальная ось», по этой оси определяется соц. статус человека. Парсонс разрабатывает основы теории и анализа соц. стратификации общества и утверждает, что общественные системы, как и все другие биологические системы подвержены дифференциации, они не могут быть однообразными, по скольку диффер-ия внутренне присуща живой системе, а значит и системе общественной, парсонс выделяет 3 осн. группы призноков, по которым проходят основные соц. различия:

1. объеденяет хар-ки людей, которые человек приобретает с рождения (национальные, физические, умственны, родственные связи).

2. Приобретаются в результате выполнения опред-ых соц. ролей, проф. трудовой деят-ти.

3. Включает хар-ки, кот составляет элементы обладания (собственность, привелегии)

В соот-ии с этими критериями соц. структура западного общества рассматривается как сав-ть соц. групп, обусловленных разделением труда и дифференциацией, а с другой стороны господствующей системой стандартов и ценностей. Стратификационная система фиксирует не только различное положение индивидов, но и различия в этом положении, каждая научная школа по разному объясняет это различие, одной из наиболее авторитетной школ является «Функционалистская», ее основатели Дэвис, Мур, Барбер считают, что причиной стратификации явл-ся функции, кот. люди преобладают в общ-ве,они не одинаковы, но общ-во заинтересовано в том, чтобы наиболее значимые фун-ии выполняли талантливые люди, от этого зависит успех общества.

Общество мотивирует для выполнения этих функций выдающихся людей, предоставляя им наибольший доступ к благам, многообразную систему поощрений, при этом соц. роль индивида определяется с помощью ряда критериев: власть, статус, роль, должность, профессия, ранг, престиж в обществе. Этот набор критериев еще называют ранговой шкалой, чем выше ранг, тем больший доступ к благам он открывает. Идея функционализма не принадлежит этой школе, она имеет глубокие исторические корни, кот. есть еще в античной философии, где Платон выстраивал структуру общества в виде пирамиды, вершину которой занимали мудрецы-философы, они осуществляли фун-ии управления обществом, среднюю часть заполняли воины, они обеспечивали охрану общества, основание-работники, кот. поддерживали жизнеобеспечение общества.

Значимость теории стратефикации как исслед-го инструментария- она распределяет людей по соц. позициям, по принципу «выше- ниже», ранжируя индивидов, соц. группы по степени их престижа в обществе.

Теория соц. стратефик-ии реализует одну из важнейших задач общ-ва, это потребность в рац-ом распределении индивидов по разным позициям, кот. различным образом вознаграждаются, с целью мотивации, рационального распределения. Теория соц. страт-ии основана на жестких прин-ах, кот. и обеспечивают ее результативность, как исслед-ий инструмент.

Требования:

1. анализ общества проводился для всех элементов без исключения.

2. анализ строился с помощью одного инструментария ко всем элементам, одних методов. Если это требование не выполняется, тогда мы получаем неадекватное знание, а то, что хочет узнать заказчик.

3. способов измерения системы должно быть достаточно, чтобы получить глубокое, адекватное знание по всем составляющим элементам системы.

Основываясь на теории соц. страт-ии, американские аналитики выделяют в сегодняшнем американском общ-ве 6 основных общественных классов:

1. Высший-высший класс, менее 1%, элита общества, живущая на наследуемое богатство. Референтная группа- рынок драгоценностей, домов и т.д.

2. Низший-высший класс, около 2%, лица свободных профессий, бизнесмены, получающие высокие доходы в силу своих исключительных способностей. Активны в общественных делах, жаждут признания своего соц. положения, стремятся перейти в высший класс. Рынок дорогих домов, яхт, бассейнов, автомобилей.

3. Высший-средний класс 13%, делающие карьеру лица свободных профессий, управляющие, бизнесмены. Проявляют заботу об образовании. Рынок хороших домов, мебели, одежды.

4. Низший-средний класс, 30%, служащие, мелкие предприниматели, рабочая аристократия. Озабочены созданием ореола респектабельности. Рынок товаров типа «сделай сам».

5. Высший-низший» класс 35%, квалифицированные, полу квал-ые рабочие. Озабочены распределением ролей полов, укреплением своего положения. Рынок спорт товаров, пива.

6. Низший-низший класс, 20%, неквал-ые рабочие, лица живущие на пособия, рынок пищевых продуктов, пособия, поддержанных автомобилей.

Эта схема еще называется моделью 2/3, которую можно приложить к индуст-ым странам мира. Это значит, что 2/3 общества в скандинавских странах, оценивают свое пребывание в системе, как счастливое, это очень высокие жизненные стандарты. Но при этих высоких параметрах 1/3 общества находится за его бортом, эту треть составляют разорившиеся, с ограниченными возможностями, многодетные семьи, эмигранты, люди не имеющие квалификации.

 

03.02.11

Соц. политика- это деят-ть гос-ва по управлению регулирования соц. жизни общ-ва.

Цель соц. политики- удовлетворение интересов личности и общ-ва, обеспечение их благосостояния и достойного качества жизни.

Реализация этой цели достигается путем формирования и реализации соц. стратегии.

Стратегия- совокупность долгосрочных и среднесрочных целей соц. развития, направленных на обеспечения стабильности в общ-ве, согласованности соц. интересов, снижения соц. неравенства, обеспечение достойных условий жизни. В разработке соц. стратегии участвует все общ-во, его основные соц. силы и институты, но форма этого участия, их диапазон различен от крайних форм(забастовки, протесты, кот. имели место в первой половине 90х. годов) до парламентских обсуждений, планомерной работы выборных органов власти.

Субъект соц. политики- система государственных, общественных организаций, работодатели, и самих граждан, которые представляют и проводят в жизнь интересы различных соц. групп, в этой системе главную роль выполняет гос-во, только гос-во располагает всеми необходимыми ресурсами(материальные, нормативные- только гос-во имеет право на разработку, организационные ресурсы) для осуществления соц. политики. Но в разработке соц. стратегии особую роль играют полит. партии, а особенно правящие партии, они задают курс политики гос-ва, определяя цели, задачи и ресурсы, но партии, наход-ся в оппозиции осуществляют серьезное влияние, и прежде всего корректируя соц. стратегию.

Общественно-политические организации- это те организации, кот. представляют интересы соц. групп и стремятся добиться реализации этих интересов.

Субъектом соц. политики выступают также трудовые коллективы.

Работодатели призваны нести ответственность за условия труда, подготовку рабочей силы.

Соц. группы, граждане, представляющие свои интересы и добивающиеся их реализации.

Цели и задачи соц. политики реализуются на всех уровнях гос. управления (федеральном, региональном, муниципальном), путем согласования, корректировки форм участия, в осущ-ии соц. политики.

Соц. политика реализуется через особый механизм соц. политики. Его осн. элементы:

1. система соц. законодательства

2. финансовый элемент

3. полититко-административный

4. инфармационно-аналитичесчкий.

Система соц. закон-ва представляет собой нормативную базу, кот. регулирует все соц. развитие общ-ва, фундамент составляют законы, так как они определяют общие правила, обязательные для всех, по которым функ-ет соц. жизнь, эти законы определяют принципиальные требования, по которым задаются условия деят-ти субъекта и границы их компетенции. Вторая часть системысоц зак-ва составляется из документов текущего хар-ра, их задача разъяснить, уточнить условия реализации закона(как толковать, исполнять).

В системе соц. зак-ва есть распоряжения в органы закон-ой и исполнительной власти, а так же нормативные документы, принимаемые в рамках предприятий, организаций, учреждений.

Финансовая система формируется на основе нормативных актов, которые принимаются законодательной и испол-ой властью. Акты определяют источники финансирования соц. политики и порядок расходования. Источники-нормативы обязательных страховых платежей, но доходная часть включает в себя налоговые рычаги и стимулы, путем налоговых стимулов регул-ся соц. ориентация работодателей. Но помимо доходной части финансовая система включает в себя статьи расходов, связ-ые с выплатами различных соц. трансфертов(пенсии, стипендии, пособия, а так же расходы, кот. предназначены для содержания соц. объектов-детских домов, домов престарелых, для обеспечения льготного питания). В России для создания стимулов, в соответствии со статьей 224 НК РФ, введена единая ставка налога 13%, в Германии прогрессивная шкала налогов от15 до 42, которая обеспечивает достойный уровень жизни граждан.

Политико-административный блок это административные решения, которые принимаются органами соц. власти на всех уровнях управления и они направлены на повышение результативности гос-ва населению, иногда гос. органами принимаются программы, связанные с поддержкой слабых групп населения, или попавших в экстремальных ситуации. Если администр-ые решения не поддерживаются финансированием, то эти решения носят рекомендательный хар-р. Данные решения не должны превышать сущ-его объема финансирования соц. программ, не имеют права выйти за рамки бюджета. Административные решения могут приниматься работодателями, но при условия, что они не превышают бюджета.

Информационно-аналитический блок. Задача- разъяснение населению соц. стратегии гос-ва, задач соц. политики и выявление динамики соц. интересов граждан. Поэтому данный блок является каналом обратной связи, кот. идет от населения к власти, системе управления через PRщиков и несет информацию о степени удовлетворенности граждан проводимой соц. политики и оценкой работы гос-ва.

 

Соц. политика выполняет многообразные функции в общ-ве. Функции-это осн. напрвления деят-ти гос-ва по управлению соц. сферой. Функции:

1. функция обеспечения гос. безопасности. Это деят-ть гос-ва по удовлетворению потребностей граждан и соц. групп. Главное-обеспечить согласованность интересов, сбалансировать интересы.

2. функция обеспечения соц. защиты населения. Система соц. защита прежде всего касается соц. уязвимые (инвалиды, дети, молодежь, многодетные семьи, старики, люди попавшие в экстремальные ситуации.

3. фун-ия регулятора за мерой труда и мерой потребления. Обеспечение занятости населения, с тем, чтобы каждый имел возм-ть самостоятельно, по средствам труда обеспечить свое существование. Составляющие фун-ии это деят-ть по подготовке, переподготовки кадров, снижение уровня безработицы.

4. фун-ия оказания соц. услуг гос-ву. Это работа гос-ва по обеспечению охраны здоровья населения, образования, развития физических сил человека и равенство шансов доступа к культурному наследию.

Чтобы соц. политика обеспечивала выполнение этих функций, служила благу человека и общ-ва она должна соответствовать определенным принципам, или говорят должна отвечать требованиям науки и искусства управления. Требования:

1. принцип согласованности соц. интересов. Этот принцип требует учета, при формировании соц. стратегии и ее реализации, интересов всех групп общ-ва. Соц. интересы в любом общ-ве многообразны, многолики потому, что каждый субъект занимает свое место в системе, это место всегда отличное от положения другого субъекта, отличие заключается в том, что каждый субъект имеет не одинаковый доступ к благам, но каждый стремится сохранить свое место, или его улучшить. Если противоречивость(все хотят максимум благ) не регулировать она может разорвать соц. систему, довести общ-во до взрыва. Многообразие соц. интересов образуют систему соц. интересов. Элементы: 1.интересы граждан, 2-ой уровень- интересы соц. групп,3.интересы общностей, 4.интерессы больших соц. групп, классов, 5. общественные интересы.

Системный подход требует, чтобы все группы интересов, элементы системы получали свою реализацию-это основной прин-п системного подхода, кот. обеспечивает результативное фун-ие системы. В Советский период приоритетом считался интерес общ-ва, для того, чтобы обеспечить данный приоритет, советская власть подчиняла интересы всех других уровней. Задачей соц. политики заключается в том, чтобы выявить все многообразие соц. интересов в общ-ве, выявить их динамику и учесть при разработке и реализации соц. политики. Здесь велика роль соц-ей политики, задача которой явл-ся обеспечение гос-ва мониторинговыми исследованиями по динамике соц. интересов и оценке соц. политики.

 

10.03.11

Раньше соц. политика просто копировала западный опыт, но у людей не сложились качества, кот. характерны рыночной экономики. Реформирование не сформировало новые качества, так как они формируются временем.

2. Принцип требует тщательного подсчета ресурсов, для выполнения задач соц. политики, так как задачи должны быть реальными, выполнимыми, эти задачи как и вся соц. политика формируют ожидания людей, это мощный мотивационный механизм, задающим поведение. Если политика определяет задачи и не выверяет необходимые ресурсы, эти задачи оказ-ся невыполнимыми в необходимом объёме. Для общества это оборачивается большими издержками, в частности в появлении так называемого нетрадиционного поведения, диапазон такого поведения оч широк, от нарастания пассивности людей, отчуждения, от труда, управления, нарушения дисциплины до активных форм выражения протеста в виде забастовок, митингов, различных шествий, вплоть до самоуничтожения. Если в обществе отсутствует нетрадиционное поведение-то это свидетельство ситуации соц. стабильности, но эта ситуация может быть достигнута различными путями, например репрессивными методами. Стабильность должна обеспечиваться политикой перераспределения ресурсов, реализацией интересов основных соц. групп(дети, молодежь, старшее поколение, работающая часть населения), была охрана здоровья, отдых, образование. В ответ, население демонстрировало поддержку власти, кот. выстроила и реализовывала соц. защиту. Одна из причин нарушения стабильности в период реформ была связана с невыполнением этого принципа ресурсного обеспечения задач(пример: в конце 80-х разрабатывалась сильная соц. политика, но она не была реализована, что повлекло нетрадиционное поведение), каждая соц. группа осознает свои интересы и стремится добиться максимума, но не в каком обществе, никогда не может быть ресурсов достаточных для удовлетворения по максимуму, сумма требований намного превышает реальные возможности экономики, поэтому не взвешенная политика может привести к соц. взрыву. В основе этого принципа лежит более глубокая проблема, связанная с соотношением экономики и политики. В этом соотношении экономика играет роль базиса, потому что она определяет, задает политику, в том числе и соц-ую. Это соотношение не является простой заданностью, так как это соотн-ие носит хар-р взаимообусловленности(чем полнее удовлетворены граждане, тем больше от них отдача в экономике, больше эффективность, соц. политика способствует повышению результативности экономического базиса). Соотношение экон-ки, политики носит хар-р не причины и следствия, а взаимообусловленности, но механизм взаимообусловленности порождает серьезную проблему. Экономическая сфера и соц. сфера это две автономные системы, каждая из которых развивается по своим законам, императивом экон-ки является эффективность, результативность, а у соц. сферы справедливость. Критерием справедливости является труд. Каждое общество стремилось реализовать справедливость, в нашей советской стране этот принцип пытались реализовать на основе требования «от каждого по способностям, каждому по труду»! Но в силу идеологизированности режима получилось «уравниловка», кот. не учитывала реальную отдачу. На западе же наоборот, каждый получает то, что заслужил, наследуемое богатство, по рез-ам исследований правительства США 10% богатеев имело 76% акций, 86% имущества необлагаемой налогом и 50% недвижимости. Великобритания 5% богатеев владеет 90% акций, 16% общего дохода, а 50% населения 4% акций, 5% общего дохода. Самая большая опасность- соц. поляризация общества(на одном полюсе богатство, а на другом нищета). Причем наследуемое богатство имеет общую закономерность к увеличению.

Страны 1% самых богатых доходы
Афиняне периода Перикла 1% 20% богатства страны
Флоренция 1427год   25%
США 1963год   32%
США 1983 год   42%

Ежегодный прирост около 0,5%

Россия 2005 год при росте ВРД(валового регионального дохода) на рубль, богичи получают прибавку 3 рубля, а не богатые 15 копеек.

Соц. справедливость относится к числу бозовых ценностей, по мнению американского социолога Роуза нужно 2 условия реализации соц. справед-ти: 1 равенство шансов доступа к основным соц. благам; 2 допущение определенного неравенства, соц. различий, многообразия и если оно идет на пользу, развитие конкурентной среды, то разрыв в уровне дохода содержит в себе потенциал напряженности, разрушения общественной системы, поэтому власть систематически отслеживает уровень соц. дифференциации, чтобы не допустить увеличения поляризации общества, путем формирования эффективной системы соц. защиты наиболее обездоленных групп населения.

Способы измерения соц. дифференциации.

К основным относится «Кривая Лоренса», он предложил в 1968г. свою систему замера разрыва в доходах.

(вставить кривую лоренса)

 

 

Коэффициент Джимми. Он представляет собой отношение площади, между биссектрисой ОМ и кривой Лоренса к площади треугольника ОМF. Коэффицент Джимми является показателем неравенства в распределении доходов, и чем больше этот коэффициент, тем выше степень неравенства.

 

Децильный коэффициент определяется отношением доходов 10% наименее обеспеченных, бедных групп населения к доходам 10% наиболее богатых. Дециль в соц.благополучных странах составляет 1 к 3, западный мир стремится к пропорции 1 к 8, в советский период в России был 1 к 4, по данным госкомстата, сейчас 1 к 15 (независимые исследователи озвучивают 1 к 30, США считает, что 1 к 50). По расчетам западных экспертов общество находится у «красной черты»,т.е 1 к 30.

принципы соц. политики особенно актуализируются в период рефор соц. сферы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: