Искусство скифской эпохи




Образы животных лежат в основе искусства обширного скифо-сибирского мира. При всем сходстве исходных форм (образ оленя, барана, свернувшегося хищника семейства кошачьих, условная художественно-стилистическая манера изображения) формирование «звериного стиля» в каждом регионе шло самостоятельно. Это Северное Причерноморье и прилегающие районы (скифский стиль), Поволжье и Южное Приуралье (сарматский), Средняя Азия (сакский), Алтай и лесостепные районы Западной Сибири (алтайский), Центральная часть Южной Сибири (тагарский), Тува, Забайкалье, Монголия и Ордос (центральноазиатский).

В своем развитии скифское искусство хронологически делится на предскифский, раннескифский (до V в. до н. э.) период и период расцвета «звериного стиля» в районе Евразии (V—III вв. до н. э.).

Один из основных образов искусства «звериного стиля» — благородный олень в определенных, строго выдержанных позах — появляется в VII в. до н. э. и исчезает на рубеже III—II вв. до н. э. В искусстве гуннской эпохи он встречается в трансформированном виде. Изображение оленя отличается формой рогов, ног, морды, пасти, глаз, хвоста, степенью рельефности. Стилистические и индивидуальные особенности бляшек с изображениями оленей связаны с географическими районами: Причерноморьем, Кубанью, Минусинской котловиной, Казахстаном, лесостепным районом Южной Сибири. Во всех районах олень имел местное происхождение, а искусство оленьих бляшек развивалось по-своему, его определяла исключительно местная манера воплощения образа оленя.

Если распространенные повсеместно изображения оленей представляют собой относительно самостоятельные фигуры (хотя назначение их было прикладное — они нашивались на одежду или крепились к различным предметам), то не связанные с конкретными предметами фигуры баранов встречаются реже. Они образуют бляшки, которые состоят из соединенных вместе (попарно и по четыре) бараньих голов, и известны в качестве украшений наверший ножей и в виде ручек «зеркал». Изображения баранов и козлов присутствуют в сибирском, алтайском и среднеазиатском искусстве предшествующих эпох. Образ барана широко распространен в сакском и тагарском искусстве.

Вероятно, этот образ в искусстве и его культовое оформление имеют отношение к горным районам названной территории. По сюжету — это стилизованные бараны, горные козлы с обозначенной бородой и изображения со значительной степенью стилизации, в которых обобщенно передается образ как козла, так и барана. В то же время можно отметить черты, характерные для всех групп изображений. Это схематичная передача туловища, соединенные или близко поставленные копытами друг к другу ноги, моделированная голова — глаз и ноздря в виде двух углублений — и массивный в виде полукруга рог. Манера изображения типична для всего «звериного стиля».

 

«Звериный стиль» скифской эпохи:
1-2 — оленные камни Монголии, Южной Сибири и Центральной Азии; 3 — бронзовый диск из кургана Аржан (Тува); 4— покрытая золотом деревянная фигура оленя из кургана Филипповка; 5 — навершие; 6-10— аппликации; 11—13 — савроматские изображения

Объемные изображения известны только на колоколовидных навершиях, в виде фигур, стоящих на четырех массивных ногах тучных баранов с выпуклыми и круто завитыми рогами. Все остальные фигуры выполнены либо в упрощенно-плоскостной манере, либо в манере, которую можно назвать условно-объемной. Плоские, сильно стилизованные изображения встречаются на навершиях чеканов и на некоторых тагарских алтарях. На чеканах ноги баранов переходят непосредственно в обух. Зачастую фигуры расположены парами, зеркально. Все внимание в трактовке этих образов уделено рогу. Сколь бы условно ни была изображена фигура, на рог всегда нанесены годичные перемычки. Очевидно, эта деталь была очень важной, связанной со смысловой нагрузкой образа.

Под скифо-сибирским искусством в науке традиционно подразумевали только художественные образы из металла, дерева, кожи, выполненные в «зверином стиле» и найденные в погребениях или попавшие к исследователям как случайные находки. Однако такой подход не дает представления о скифо-сибирском искусстве в целом. Сейчас ясно, что оно включало в себя так называемые оленные камни, которые встречались в степях от Монголии и Забайкалья до Болгарии. Сюда же надо отнести петроглифы скифского времени и, наконец, орнамент. Эти области изобразительной деятельности в скифскую эпоху также были широко распространены. Однако среди известных оленных камней не были вычленены принадлежавшие к скифской эпохе, эти памятники исследовались в большей степени типологически и хронологически. Фактически только сейчас начинается изучение петроглифов скифского времени. И совсем не повезло в этом отношении орнаменту.

В настоящее время хорошо изучены оленные камни Монголии, Забайкалья и Южной Сибири, определены пределы их распространения и существенные территориальные различия. Каменные изваяния раннескифского времени делятся на западные, скифские изваяния Причерноморья, и восточные оленные камни. В основе деления лежат стилизованные изображения человеческой фигуры. На оленных камнях детали человеческой фигуры, как правило, не показаны: голова не отделена скульптурно, а передана с помощью ожерелья. Важны аксессуары — пояса, кинжалы, боевые топоры, ножи — и летящие олени. Олени и другие животные переданы стоящими или летящими, устремленными вперед, вверх, с вытянутыми мордами, характерными рогами и короткими ножками.

Изображения оленей на камнях встречаются иногда и в Причерноморье, Центральном Казахстане, на Средней Волге и далее на западе, в Румынии и Болгарии. Они относятся к VIII—VI вв. до н. э.

Наскальные изображения скифского времени зафиксированы в Западном Памире и в северо-восточном Узбекистане (Ходжакент). На современной территории Кыргызстана они встречаются в Таласской долине, в урочище Ур-Марал, в Иссык-Кульской котловине (Темчи Чолпон-Ата, Тон), на Тянь-Шане — в урочище Саймалы-Таш, в Казахстане — на отрогах Илийских гор, в урочище Тамгалы к северо-западу от Алма-Аты и в горах Каратау, на северо-восточных отрогах Тарбагатайского хребта, в верховьях Иртыша. Много наскальных изображений в Горном Алтае и на берегах Енисея. Прекрасные изображения скифской эпохи обнаружены в Туве: на скалах Улуг-Хем, Мугур-Саргол, а также на скалах Среднего Енисея и на плитах оград тагарских курганов, на Майдашинской писанице, Суханихе, Кунинской, Шалаболинской, Оглахтинской писаницах и в других местах. Они известны в Центральной и Восточной Монголии.

Памятником скифской эпохи являются писаницы, расположенные на холме Баяры к северу от Абакана. Там изображены поселки из рубленых четырехугольных деревянных домов и юрт, скот, фигуры людей, утварь.

Основные сюжеты петроглифов — изображения оленей-маралов, коней, хищников, горных козлов и баранов, кабанов, птиц и других животных, выполненные в характерных позах: с подогнутыми ногами, в позе «внезапной остановки», в прыжке.

Искусство скифо-сибирского мира, или, как еще говорят, скифо-сибирское искусство, представлено сюжетами и символами, типичными для всего скифо-сибирского мира. Подчеркивая местные особенности, мы выделяем скифское, савроматское, горноалтайское, татарское, центральноазиатское и ордосское искусство. Например, в скифском искусстве отмечены повествовательно-смысловые многофигурные сюжеты на сосудах, на пекторали из Толстой Могилы, золотом гребне из кургана Солоха, серебряной амфоре из кургана Чертомлык. В савроматском искусстве форма стилизованных образов хищников часто подчинена форме предмета: ножке алтаря, пластинке колчана и т. д. В собственно сакском искусстве преобладают образ барана и горного козла, в тагарском — стилизованные образы летящего оленя с ритмично повторяющимися завитками рогов.

В искусстве скифо-сибирского мира можно отметить два территориальных пласта со своими традициями. Один можно назвать скифо-тагарским, другой — савроматско-сакским. Характерной особенностью первого является образ травоядного животного — летящего оленя с характерным рогом. Зоной этого искусства была территория степей Скифии, Северный Кавказ, Южная Сибирь и Центральная Азия. Савроматско-сакский пласт — от Приуралья на северо-западе до Горного Алтая на юго-востоке — представлен образами хищников и сценами борьбы травоядных и хищных животных.

Искусство скифо-сибирского мира не было собственно искусством по своему назначению и эстетическому замыслу, хотя оно представлено высокохудожественными произведениями, обладает определенным стилем изображения и определенными повторяющимися сюжетами. Археологические предметы скифо-сибирских обществ, которые мы рассматриваем как произведения искусства, следует отнести к искусству полисемантических символов, выражавших духовную сущность общества. Эти художественные символы являлись носителями той или иной мировоззренческой идеи. Они, несомненно, служили и символами общественной иерархии. Отмечая особенности искусства отдельных территорий и этнических образований скифо-сибирского мира, мы можем видеть в них символы политических объединений. Хотя надо признать, что эти аспекты искусства скифо-сибирского мира требуют еще специального изучения.

Искусство было одним из показателей существования исторического единства в степях Евразии. Оно выражало идейные и эстетические основы мировоззрения народов степной Евразии, которыми жил весь этот мир. Вероятно, поэтому малоперспективными оказались поиски какого-то одного центра возникновения «звериного стиля», лежащего внутри или за пределами степного мира Евразии, а также и попытки доказать скифское (западное) или сибирское (восточное) происхождение основных сюжетов. Влияние переднеазиатского, ассиро-вавилонского, хеттского, индийского искусства на степной мир Евразии проявлялось в той мере, в какой можно вообще говорить о вкладе древневосточной цивилизации в мировую культуру.

Основываясь на сюжетах скифо-сибирского искусства и привлекая материал погребальных сооружений, обрядов погребения, можно проследить основные стороны мировоззренческой системы скифо-сибирского мира. Во-первых, представление о трехчленной вертикальной и четырхчленной горизонтальной структуре мира; во-вторых, о живой материи и разнообразии ее форм, включая три части природы — человек, животный и растительный мир;
в-третьих, о роли солнца как источника жизни. Мировосприятие было в основном диалектичным и амбивалентным. В основе его лежали представления о движении, цикличности и развитии, переходе из одного состояния в другое, религиозные представления были сложны и разнообразны: существовал культ огня, которому приносили жертву в специальных небольших храмах. Пышный погребальный обряд и сложные конструкции курганов знати свидетельствуют о наличии культа предков и сложных представлений о потустороннем мире и «жизни» в нем.

Литература:

1. Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976.

2. Королькова Е.Ф. Звериный стиль Евразии. Искусство племен Нижнего Поволжья и Южного Приуралья в скифскую эпоху (VII-IV вв. до н. э.). СПб., 2006.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: