Составьте классификацию механизмов социализации, обоснуйте ее.




1). В процессе выполнения задания используйте различные психологические и социологические словари.

2). Подготовьте сопоставительную таблицу «Хронологии социального развития человека». Дайте развернутый сравнительный анализ периодизации, выделите малоизученные проблемы социального развития человека.

3). Напишите, какие критерии положены в разработку той или иной периодизации. Почему? Постарайтесь найти максимальное количество периодизаций для анализа соответствующих критериев. Сравните эти критерии между собой.

3. Прочитать статью Т.Д. Марцинковской и подготовить ответы на вопросы.

Марцинковской Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве. // Психологические исследования (электрон. научн. журн.). – 2012. – № 5 (26). – С.7 // https:// www/psystudy.ru

Вопросы:

1). Почему изучение проблем информационной социализации является сегодня актуальным научным направлением?

2). Обоснуйте тезис о том, что «междисциплинарность исследований информационной социализации продиктована не только научными изысканиями, но и самой жизнью?

3). Какую роль играет межпоколенная трансмиссия в информационной социализации человека?

4). Почему происходит нарушение межпоколенной трансмиссии?

5). Дайте свою интерпретацию полученных в исследованиях Т.Д. Марцинковской данных, что «подростки не доверяют телевизионной информации и многим сообщениям и советам старших, не совпадающим с содержанием информации из интернета».

6). Каковы особенности межпоколенных взаимоотношений в настоящее время?

7) Почему интернет является более предпочтительным источником информации для современных подростков, чем СМИ? 8). Какое место занимает музыка в информационной социализации подростков?

Найдите статью, опубликованную в научном журнале не раньше, чем 5 лет назад, по теме. Напишите резюме по содержанию статьи (5-7 предложений) и сформулируйте три вопроса к статье.

4. Подберите пример, иллюстрирующий ресоциализацию взрослого человека. Проанализируйте этот процесс, используя концепцию А.В. Петровского.

5. Подготовьте ответы на следующие вопросы (после прочтения главы 2 и 3 в монографии Е.Л. Солдатовой «Cтруктура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости». Челябинск: Изд-во ЮурГу, 2007):

1). Какие критерии положены в основу периодизации развития человека после детства?

2). Дайте определения понятиям «личностные новообразования», «ведущая деятельность», «социальная ситуация развития».

3). Дайте определение понятию «нормативный кризис развития взрослого человека». Чем нормативный кризис отличается от ненормативного?

4). Каково содержание нормативного кризиса перехода к ранней взрослости?

5). Каково содержание нормативного кризиса перехода к средней взрослости?

6). Каково содержание нормативного кризиса перехода к зрелости?

Диагностика по СЭИ-тесту Е.Л. Солдатовой и симптомов нормативного кризиса взрослости Е.Л. Солдатовой, И.А. Шляпниковой на себе. Обсуждение результатов.

6. Подготовьте индивидуальные сообщения по отдельным главам из книги Л.И. Анцыферовой (Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии; издание 2-е. М.: Ин-т психологии РАН, 2006).

7. Проведите диагностику по СЭИ-тесту Е.Л. Солдатовой и симптомов нормативного кризиса взрослости Е.Л. Солдатовой, И.А. Шляпниковой на респонденте 50-ти лет и 60-ти лет.

Проведите консультативную беседу. Письменно представьте схему консультативной беседы.

8. Создайте программу тренинга для пожилых «Моя благодарность учителям».

Примеры тестовых заданий

Вариант 1

1. Два названия научной школы А.В. Петровского, а именно: 1) «стратометрическая концепция развития коллектива (или стратометрическая теория коллектива)»; 2) «теория деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах» являются: (Выберите правильный вариант ответа)

а) разными названиями одной и той же научной теории, т.е. идентичны по содержанию;

б) разными составными частями одной и той же теории развития коллектива, появившимися в разное время;

в) разными теориями развития коллектива, никак не связанными между собой;

г) содержательно связанными со структурно-параметрической (или структурно-функциональной) теорией коллектива Л.И. Уманского.

2. Теория развития коллектива А.В. Петровского появилась в то время, когда сложилась ситуация невозможности и неправомерности прямой экстраполяции в сферу советской психологической исследовательской практики закономерностей и зависимостей, характеризующих процесс группового развития, которые ранее были зафиксированы и описаны зарубежными исследователями: (Выберите правильный вариант ответа)

а) это суждение верно;

б) это суждение неверно.

3. Основной недостаток зарубежных социально-психологических исследований групповой динамики заключается в полном игнорировании категории «деятельность», которая является на сегодняшний день одной из основных категорий отечественной психологии: (Выберите правильный вариант ответа)

а) это суждение неверно;

б) это суждение верно.

4. Система отношений в реальных группах: (Выберите правильный вариант ответа)

а) в основном сводится к системе отношений симпатии-антипатии;

б) не сводится к системе отношений симпатии-антипатии.

5. Базовыми положениями теории коллектива А.В. Петровского явились отправной точкой создания концепции персонализации: (Выберите правильный вариант ответа).

А) это суждение верно;

б) это суждение неверно.

6. Дальнейшим научным продолжением теории деятельностного опосредствования межличностных отношений и концепции персонализации являются: а) социально-психологическая теория вхождения личности в референтную для нее группу; б) социально-психологическая теория восхождения личности к своей социальной зрелости; в) социально-психологическая трехфакторная модель «значимого другого». (Выберите правильный вариант ответа).

А) это суждение верно;

б) это суждение неверно.

7. Концепция персонализации является: (Выберите правильный вариант ответа)

а) концепцией социально-психологического развития личности, «дочерней» по отношению к теории деятельностного опосредствования межличностных отношений;

б) выступает самостоятельной, не зависящей от теории коллектива А.В. Петровского, моделью социально-психологического развития личности.

8. Вне зависимости от возраста индивида и социально-психологических особенностей группы его членства человек поставлен перед фатальной необходимостью пройти четко определенные, универсальные фазы вхождения в общность: адаптацию, индивидуализацию, интеграцию. (Выберите правильный вариант ответа)

а) это суждение верно;

б) это суждение неверно.

9. Эпоха детства, завершающаяся младшим школьным возрастом, проходит под «знаком»: (Выберите правильный вариант ответа)

а) преимущественной индивидуализации и связана с процессом активного усвоения и освоения норм и правил жизнедеятельности социума;

б) преимущественной адаптации, связанной с решением задачи «быть не таким как все»;

в) преимущественной адаптации, связанной с процессом усвоения и освоения норм и правил жизнедеятельности социума.

10. На этапе ранней юности человек начинает решать некоторые задачи фазы интеграции, которая определяет степень его успешности его восхождения к зрелости: (Выберите правильный вариант ответа)

а) это суждение верно;

б) это суждение неверно.

11. Выделяют три основных направления в исследовании проблемы «значимого другого»: аттракцию, референтность – авторитетность, идентичность: (Выберите правильный вариант ответа)

а) это суждение верно;

б) это суждение неверно.

12. Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, _____________________________________________________________________________________________________________________________________________с другой стороны, ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ в социальную среду. (Допишите предложение…)

13. В психологии существуют две различные теоретические позиции, которые по-разному интерпретируют процесс социального развития личности: 1) теория созревания, которая исходит из идеи

(Допишите предложение…)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) модель морального развития личности Л. Колберга.

14. Школа как институт социализации выполняет две социально-психологические задачи. Первая – усвоение нормативного поведения. Суть: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Допишите предложение, раскройте суть первой задачи)

Вторая задача – формирование собственной позиции, собственного отношения к социальной реальности. Суть: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-

(Допишите предложение, раскройте суть второй задачи).

15. Социализация взрослых отличается от социализации детей: (Напишите четыре отличительных признака)

Вариант 2

1. Начало оформления научной школы А.В. Петровского относится: (Выберите правильный вариант ответа)

а) к началу XXI века;

б) к началу 80-х гг. XX века;

в) к середине 70-х гг. ХХ века;

г) к концу 90-х гг. ХХ века.

2. Два названия научной школы А.В. Петровского, а именно: 1) «стратометрическая концепция развития коллектива (или стратометрическая теория коллектива)»; 2) «теория деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах» являются: (Выберите правильный вариант ответа)

а) разными названиями одной и той же научной теории, т.е. идентичны по содержанию;

б) разными составными частями одной и той же теории развития коллектива, появившимися в разное время;

в) разными теориями развития коллектива, никак не связанными между собой;

г) содержательно связанными со структурно-параметрической (или структурно-функциональной) теорией коллектива Л.И. Уманского.

3. Теория развития коллектива А.В. Петровского появилась в то время, когда сложилась ситуация невозможности и неправомерности прямой экстраполяции в сферу советской психологической исследовательской практики закономерностей и зависимостей, характеризующих процесс группового развития, которые ранее были зафиксированы и описаны зарубежными исследователями: (Выберите правильный вариант ответа)

а) это суждение верно;

б) это суждение неверно.

4. Основной недостаток зарубежных социально-психологических исследований групповой динамики заключается в полном игнорировании категории «деятельность», которая является на сегодняшний день одной из основных категорий отечественной психологии: (Выберите правильный вариант ответа)

а) это суждение неверно;

б) это суждение верно.

5. Система отношений в реальных группах: (Выберите правильный вариант ответа)

а) в основном сводится к системе отношений симпатии-антипатии;

б) не сводится к системе отношений симпатии-антипатии.

6. Базовыми положениями теории коллектива А.В. Петровского явились отправной точкой создания концепции персонализации: (Выберите правильный вариант ответа).

а) это суждение верно;

б) это суждение неверно.

7. Дальнейшим научным продолжением теории деятельностного опосредствования межличностных отношений и концепции персонализации являются: а) социально-психологическая теория вхождения личности в референтную для нее группу; б) социально-психологическая теория восхождения личности к своей социальной зрелости; в) социально-психологическая трехфакторная модель «значимого другого». (Выберите правильный вариант ответа).

а) это суждение верно;

б) это суждение неверно.

8. Концепция персонализации является: (Выберите правильный вариант ответа)

а) концепцией социально-психологического развития личности, «дочерней» по отношению к теории деятельностного опосредствования межличностных отношений;

б) выступает самостоятельной, не зависящей от теории коллектива А.В. Петровского, моделью социально-психологического развития личности.

9. Вне зависимости от возраста индивида и социально-психологических особенностей группы его членства человек поставлен перед фатальной необходимостью пройти четко определенные, универсальные фазы вхождения в общность: адаптацию, индивидуализацию, интеграцию. (Выберите правильный вариант ответа)

а) это суждение верно;

б) это суждение неверно.

10. Эпоха детства, завершающаяся младшим школьным возрастом, проходит под «знаком»: (Выберите правильный вариант ответа)

а) преимущественной индивидуализации и связана с процессом активного усвоения и освоения норм и правил жизнедеятельности социума;

б) преимущественной адаптации, связанной с решением задачи «быть не таким как все»;

в) преимущественной адаптации, связанной с процессом усвоения и освоения норм и правил жизнедеятельности социума.

11. На этапе ранней юности человек начинает решать некоторые задачи фазы интеграции, которая определяет степень его успешности его восхождения к зрелости: (Выберите правильный вариант ответа)

а) это суждение верно;

б) это суждение неверно.

12. Выделяют три основных направления в исследовании проблемы «значимого другого»: аттракцию, референтность – авторитетность, идентичность: (Выберите правильный вариант ответа)

а) это суждение верно;

б) это суждение неверно.

13. Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, _____________________________________________________________________________________________________________________________________________с другой стороны, ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ в социальную среду. (Допишите предложение…)

14. Социализация как интернализация предполагает__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Допишите предложение….)

15. Социализация как адаптация означает____________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Допишите предложение….)

16. Социализация как конструирование социального мира – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Допишите предложение….)

17. Социализация как инкультурация предполагает____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Допишите предложение…)

18. Информационная социализация – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Напишите свое собственное определение)

19. В психологии существуют две различные теоретические позиции, которые по-разному интерпретируют процесс социального развития личности: 1) теория созревания, которая исходит из идеи

(Допишите предложение…)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) модель морального развития личности Л. Колберга.

20. Школа как институт социализации выполняет две социально-психологические задачи. Первая – усвоение нормативного поведения. Суть: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Допишите предложение, раскройте суть первой задачи)

Вторая задача – формирование собственной позиции, собственного отношения к социальной реальности. Суть: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-

(Допишите предложение, раскройте суть второй задачи).

21. Социализация взрослых отличается от социализации детей: (Напишите четыре отличительных признака)

1) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

22. Нормативный кризис развития взрослого человека – это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Напишите определение…)

23 Первой фазе нормативного кризиса соответствует (Выберите правильный вариант ответа)

а) достигнутая идентичность

б) предрешенная идентичность

24 Второй фазе нормативного кризиса соответствует (Выберите правильный вариант ответа)

а) диффузная идентичность;

б) достигнутая идентичность.

25. Новообразованием и критерием окончания кризиса перехода к взрослости является принятие себя, осознание ценности «быть собой», гибкость в выборе направлений саморазвития (Выберите правильный вариант ответа)

а) это суждение верно;

б) это суждение неверно.

26. Новообразованием и критерием окончания кризиса перехода к зрелости является самодостаточность и сила эго, определяющая независимость личности в реализации жизненных целей, собственной жизни, в сфере отношений (Выберите правильный вариант ответа)

а) это суждение верно;

б) это суждение неверно.

 

Темы докладов

По теме 4

1. Формирование Я-концепции: факторы и механизмы.

2. Структурные компоненты Я-концепции. Концепция Р. Бернса.

3. Изменчивость и стабильность Я-концепции.

4. Временные аспекты Я-концепции.

5. Я-концепция и социальная установка.

6. Методы изучения Я-концепции.

 

По теме 5

1. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности.

2. Психологические приобретения и потери человека в период поздней взрослости.

3. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости (Типы отношений социума к стареющим людям: мнения, стереотипы, шаблоны).

4. Способность личности к преодолению деформаций своего развития.

5. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека.

6. Гуманистически-экзистенциальный подход к мудрости: способы постижения истинного я и призвания человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: