Полное собрание русских летописей. Т. 37. С. 177.




Сутки тогда делили на 24 «часа» — по 12 в дне и в ночи. Отсчет «часов» ночи начинался с заката, а «часов» дня — с восхода солнца. Октябрьский день длится только 9 часов, и длительность ночного «часа» превышала длительность «часа» дневного в 1.6 раза (один час 15 минут и 45 минут соответственно). Восстановим ход событий по современным часам: строительство началось около полуночи, и к половине шестого утра сруб был готов. Вскоре после полудня была завершена отделка и началось освящение церкви, длившееся до захода солнца — приблизительно до 17 часов.

За голодными годами и «пожарными» временами неотступно следовали и повальные эпидемии — этот поистине «бич Божий» европейского Средневековья. Так, «посещение» Вологды в 1654 году «моровой язвой» (вероятно — бубонной чумой) стало одним из самых страшных событий в многовековой истории города. Не случайно именно в это время была основана, наверное, самая необычная из городских церквей, известная под названием «Спас Однодневный» (или же «Спас Обыденный»).

О постигшем Вологду в 1654 году несчастье рассказывает пространное вологодское «Сказание о построении храма во имя Спасителя за один день для избавления от смертоносной болезни». В нем рассказывается, что в сентябре месяце напала на город и окрестные села страшная болезнь. Так много людей умирало, что мертвые тела видны были везде — на улицах и в домах. Священники едва успевали отпевать умерших и не брали за это никакой платы. Во многих домах умирали все — взрослые и дети. Не было в городе ни воровства, ни злости, но люди помогали друг другу. Торговля и все работы прекратились, люди пошли в церкви молить Бога о прощении грехов и избавлении от болезни. Вологжане решили построить всем городом за один день — 18 октября — деревянную церковь во имя Спасителя и молить о избавлении от смерти. В начале суток, в темноте ночи при свете горящей бересты началась работа. Множество людей с радостью пришло на место строительства: кто привозил бревна, кто рубил их, кто укладывал на стену. Утром стены были уже готовы, только не отесаны внутри. В новую церковь принесли иконы из нескольких церквей. Архиепископ Маркелл к вечеру освятил церковь. Всю ночь молились вологжане о спасении. С этого дня, согласно «Сказанию», жители Вологды были избавлены от болезни.

Через четыре дня, 23 октября 1654 года, один вологодский иконописец также «обыденно» написал для новой церкви икону Спасителя. Сохранилась древняя рукопись с обетным приговором жителей Вологды, обещавших вечно содержать построенный храм всем городом — «всеградски». И вологжане особо почитали образ Спаса и обыденный храм. В 1688-1698 годах на этом месте была построена большая каменная церковь во имя Спаса. Причем маленькая деревянная церковь, драгоценная для горожан, продолжала стоять внутри строящегося здания.
Вологда не была единственным городом своего времени, где в страшные дни эпидемий строились «обыденные храмы» и «обыденно» писались иконы. Неоднократно случалось это в Москве и во многих городах Северной Руси, например, Устюге (в 1447 году) и Сольвычегодске (в 1571 году), но, пожалуй, нигде память об их создании не сохранялась столь долго, как в Вологде. День постройки обыденного храма, 18 октября, отмечался вологжанами как общегородской праздник. С 1895 года Спасо-Всеградский храм стал именоваться собором. В годы Советской власти собор оказался закрыт одним из первых и был снесен последним из числа разрушенных церковных зданий. Ныне на площади Революции на месте, где располагался алтарь утраченного памятника вологодской истории, стоит поклонный крест.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: