Педагогические и методические требования к наглядным средствам обучения.




Современные средства обучения на основе медиатехнологий могут обладать уникальными свойствами и функциями наглядности, которые способны изменить весь процесс обучения. Цифровые образовательные ресурсы позволяют объединять огромное количество изобразительных, звуковых, условно-графических, видео и анимационных материалов. Но все ли электронные пособия отвечают педагогическим и методическим требованиям? Предлагаю вам рассмотреть этот вопрос в аспекте принципа наглядности.

Прежде всего, надо отметить, что наглядные материалы должны отвечать общедидактическим, эргономическим и методическим требованиям, от соблюдения которых может зависеть скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний. Так, наглядные средства обучения должны быть:

- ориентированы на мотивацию обучения, вызывать интерес и увлекать познавательной деятельностью. В этом плане хорошо вспомнить приемы и методы средств массовой информации и коммуникации, которые мастерски используют все возможности привлечения внимания пользователей. Рассматривая учебные материалы, надо отметить, что одним из главных стимулов мотивации является проблемность, которая может активизировать мыслительную или творческую деятельность. Поэтому даже формулировка названия урока (темы, слайда, презентации …) играет большую роль в восприятии учебных материалов. Кроме проблемности, можно назвать метафоры, яркие символы, графические или анимационные заставки и пр.;

- доступными, то есть соответствовать возрастным особенностям учащихся. Каждому учителю хорошо известно, что школьникам можно давать только такой материал, который они готовы воспринимать. В обратном случае, если информация непосильна для учащихся, можно наблюдать, как изучаемый материал только заучивается без осмысления;

- содержательными с позиций современной науки и для передачи смысловой полноты теоретического материала. Теоретическое изложение наглядного материала позволяет обеспечивать системность, последовательность и прочность усвоения изучаемой темы;

- интерактивными, способными организовывать коммуникативные ситуации. В компьютерных средствах обучения, в технологии которых изначально заложен принцип интерактивности (то есть обратной связи), это требование часто используется на самом простом уровне. Когда предлагается ответить на вопрос, а ответ состоит из двух вариантов - "ДА" или "НЕТ". В тоже время цифровые технологии позволяют создавать и более интересные обучающие ситуации с помощью визуальных тестов, проблемных вопросов, игровых коммуникативных ситуаций;

- иллюстративными, когда используется разного вида материалы в трудных для понимания содержания текста. Но здесь надо очень осторожно использовать образность наглядного материала, так как чрезмерное увлечение представления информации может увести учащихся от основной идеи автора наглядного пособия, и процесс мыслительной деятельности будет бессмысленным;

- дозированными с оптимальным использованием наглядности. Наверное, каждый педагог может привести пример использования готовых средств обучения, в которых огромное количество информации. С одной стороны, это хорошо, но с другой - переизбыток информации может привести и к обратному эффекту. Внимание обучающихся будет отвлекаться на посторонние детали, а учителю сложно выстроить занятие;

- эргономичными, целесообразными, комфортными для восприятия и работы с физиологической и психологической сторон. Эргономические требования всегда ориентируют разработчиков наглядных пособий на уже отработанные приемы представления информации. Например, на темном фоне необходимо всегда располагать белый или очень светлый по тону шрифт текста; просмотр на уроке фрагмента видеофильма может быть только в течение 5-10 минут; на слайдах презентации текст должен быть в виде ключевых слов или лаконичных фраз; музыка обычно используется в качестве фонового звука, она должна быть спокойной, мелодичной, с ненавязчивым мотивом. К каждому средству разработаны свои специфические требования, которые отражают характер подачи и восприятия информации.

Для медиаобразовательных средств следует дополнить перечень требований. К ним можно отнести:

- адаптивные к индивидуальным возможностям обучающегося;

- визуальные, т.е. реализующие возможности компьютерной визуализации

учебной информации.

В современной дидактике понятие наглядности относится к зрительным, слуховым, осязательным и другим видам восприятия. А каждый вид наглядных средств обучения имеет свои характерные качества.

в процессе обучения способствует:

- созданию образовательной среды, способной в различных учебных ситуациях демонстрировать наглядные образы изучаемых процессов и явлений, а также оперированию ими.

- развитию интеллектуального мышления. При этом можно говорить и о визуальном мышлении, и коммуникативном мышлении и т.д.

- изменению иллюстративных свойств средств наглядности на познавательные, которые становятся основой всего процесса обучения.

 

13. Характеристика факторов и условий, оказывающих влияние на качество са­мостоятельной работы студентов педагогического колледжа.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну их форм учебною процесса и является существенной его частью.

Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Ядром самостоятельной работы, исходным моментом ее конструирования является познавательная или проблемная задача. Именно наличие задачи обусловливает весь процесс самостоятельной работы: предусматривает самостоятельную деятельность студентов по решению поставленных задач, осязательную подготовку к самостоятельному выполнению, решению учебных и профессиональных задач.

Основными признаками самостоятельной работы студентов являются:

· наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение решение;

· проявление умственного напряжения мысли обучаемых для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;

· проявление сознательности, самостоятельности и активности студентов в процессе решения поставленных задач, осознание необходимости и возможности выполнить задание;

· владение навыками самостоятельной работы;

· осуществление управления и самоуправления самостоятельной познавательной и практической деятельностью студентов.

В различных формах учебного процесса самостоятельность обучаемых проявляется по-разному: от простого воспроизведения, выполнения задания по жесткой алгоритмизированной схеме до самостоятельной творческой деятельности.

Самостоятельность студентов при изучении специальных дисциплин проявляется через планирование своей учебной работы, отбор учебной литературы, методических пособий для самостоятельного изучения, подготовку наглядно-демонстрационного материала, самостоятельное выполнение специальных профессиональных обязанностей в ходе педагогической практики.

В самостоятельной работе студентов всегда должны присутствовать элементы управления и самоуправления: целеполагание, планирование работы, текущий контроль и самоконтроль за ходом, промежуточными и конечными результатами, корректировка хода работы, а также устранение ошибок, совершенствование способов выполнения работы.

Содержание самостоятельной работы студента имеет двуединый характер. С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить студент в процессе обучения, объект его деятельности. С другой стороны, это способ деятельности студента по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания. Свое внешнее выражение содержание самостоятельной работы находит во всех организационных формах учебной и внеаудиторной деятельности.

 

Функциональное предназначение самостоятельной работы студентов в процессе лекционных, семинарских и практических занятий по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, про­смотре, прослушивании, наблюдении, конспектировании, осмыслении, запоминании, воспроизведении определенной информации. Постановку цели и планирование самостоятельной работы студенту определяет преподаватель.

В ССУЗе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы - подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и т. д. Самостоятельная работа бывает более эффективной, если она парная или групповая. Такая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю.

Самостоятельная работа студента проявляется и во внеаудиторное время, когда студент повторяет учебный материал и углубляет свои теоретические знания с помощью специальной литературы или компьютерных обучающих устройств.

При выполнении любого вида самостоятельной работы студент должен пройти следующие этапы:

- определение цели самостоятельной работы;

- конкретизация познавательной задачи;

- самооценка готовности к самостоятельной работе;

- выбор адекватных способов действий;

- планирование;

- реализация программы выполнения самостоятельной работы;

- самоконтроль и корректировка результатов.

Специфической чертой процесса обучения в среднем профессиональном учебном заведении является организация самостоятельной работы студентов в ходе овладения новыми знаниями. Только при овладении новыми знаниями возможно настоящее интеллектуальное развитие, приобретение умений и навыков самостоятельного учения.

Поскольку самостоятельная работа - важнейшая форма учебного процесса, следует акцентировать внимание студентов на ее непосредственном влиянии на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д., с тем, чтобы студенты видели положительные результаты своего труда и чтобы переживаемый ими успех в обучении способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный. Формированию такой мотивации способствует искренняя заинтересованность преподавателей в успехе студентов (студенты это очень хорошо чувствуют). Первостепенное значение имеет и сознательность в обучении. Нельзя преподавать, не обращая внимания на то, понимают ли студенты материал или нет. Если исходный уровень студентов ниже ожидавшегося, необходимы корректировка программы и заданий на СРС в том числе.

Итак, преподаватель должен знать начальный уровень знаний и умений студентов и познакомить их с целями обучения, средствами их достижения и средствами контроля.

Успешность самостоятельной работы напрямую связана с сознательностью её выполнения, которая определяется следующими характеристиками:

• методологическая осмысленность материала, отбираемого для самостоятельной работы;

• сложность знаний, соответствующая «зоне ближайшего развития» (по Л. С. Выготскому) студентов, т.е. посильность выполнения;

• последовательность подачи материала с учетом логики предмета и психологии усвоения;

• дозировка материала для самостоятельной работы, соответствующая учебным возможностям студентов;

• деятельностная ориентация самостоятельной работы. Ориентируясь на четыре компонента содержания образования - знания, умение решать традиционные задачи, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-оценочной деятельности, - целесообразно для каждой дисциплины произвести очень тщательный отбор фундаментального ядра знаний и специальных задач для практических занятий, выделить в этом материале круг проблем и заданий для самостоятельной работы.

Важным аспектом успешности самостоятельной работы является её индивидуализация. При разработке индивидуальных заданий, нужно исходить из разнообразия интеллектуальных качеств учащихся. Во время проведения занятий необходимо обеспечивать безусловное выполнение некоторого минимума самостоятельной работы всеми студентами и предусмотреть усложненные задания для учащихся, подготовленных лучше; необходимо регулярно контролировать успешность выполнения самостоятельной работы и проводить индивидуальные консультации.

Для успешности СР необходимы четкие методические указания по ее выполнению и своевременное обучение студентов способам выполнения различных заданий для самостоятельной работы.

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: