Возраст ребенка | Навыки |
3 месяца | Улыбается человеку, который говорит и/или жестикулирует. Голосом выражает протест или недовольство действиями или событиями. Повторяет вокализацию и/или жесты, которые вызывают реакцию взрослого. Выражает интерес к игрушке или предмету через пристальный взгляд, попытку дотянуться или вокализацию. |
6 месяцев | Долго «просит» знакомую игрушку, песню или игру, начиная двигаться, смотреть в глаза и/или издавать звуки. Ждет, пока взрослый в свою очередь сделает что-то. Начинает слушать — координирует наблюдение со слушанием Просит, направляя внимание взрослого. |
9 месяцев | Выражает «хватит» и «не нравится», отворачиваясь или пытаясь оттолкнуть. Замечает и издает звуки, когда родитель собирается уйти. Взглядом выбирает партнера по коммуникативному обмену. Меняет громкость производимых звуков в зависимости от силы желаний. Поднимает ручки, чтобы его взяли на руки. |
12 месяцев | Выражает желание быть отпущенным или опущенным на место каким-то постоянным способом, не крича и не нервничая. Использует слова или жесты, чтобы выразить желания. |
Возраст ребенка | Навыки |
1 год | Использует слова или жесты, чтобы выразить желания. Использует звукоподражания («му», «гав», «мяу», «ко-ко-ко», «га-га-га» и др.) |
1 год 3 месяца | Через издаваемые звуки, указывание или другие коммуникационные сигналы просит помощи взрослого, чтобы исследовать окружающую обстановку. Использует интонационные образцы вокализации (или использует жесты, как будто делает знаки). |
1 год 6 месяцев | Приветствует членов семьи и знакомых соответствующим звуком или жестом. Просит у взрослого нужную информацию с помощью вопросительного взгляда, изменения издаваемого звука и/или словами. Использует интонационные модели предложений из 1 или 2 понятных слов (или соединяет узнаваемые знаки с другими жестами) |
1 год 9 месяцев | Экспериментирует с высказываниями из двух слов (или жестами из двух знаков), чтобы добиться своей цели (например, «Иди ко мне», «Подними мишку», «Сядь, папа»). Кстати самостоятельно говорит знакомое приветствие и прощание (или использует соответствующие жесты). Говорит (или показывает жестами) «нет», чтобы выразить протест, когда у него что-то забирают. Самостоятельно использует слова (или жесты) при ролевой игре. Использует комбинации слов (или жестов), чтобы описать недавно случившееся событие. |
Возраст ребенка | Навыки |
2 года | Самостоятельно использует слова (или жесты) при ролевой игре. Использует комбинации слов (или жестов), чтобы описать недавно случившееся событие. Использует слова (или знаки), чтобы попросить о чем-то. Отвечает на простые вопросы словами, жестами или знаками. |
2 года 6 месяцев | Правильно отвечает на простые вопросы словами. Использует отрицание «не» в выражениях «не надо», «не буду», «не могу» и т.п. Выражает жалобы словами. Употребляет предложениях из двух-трех или более слов. |
3 года | Самостоятельно рассказывает простые стишки и поет простые песенки. Задает вопросы. Употребляет длинные, сложные предложения, длиной до десяти слов. |
!!! Дорогие родители, помните, что возрастные нормы условны. Обязательно учитывайте при этом индивидуальные особенности своего ребенка.
Используемая литература:
Аксенова О.Ж., Баранова Н.Ю., Емец М.М., Самарина Л.В. Стандартные требования к организации деятельности службы раннего вмешательства. Санкт-Петербург, 2012.
Александрова Н.А., Баенская Е.Р., Басилова Т.А., Бернадская М.Э. и др. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. – М.: Школьная Пресса, 2010.
Бланк оценки навыков обучение и применения знаний (оценка на основе МКФ);
Гвоздев А.Н. «Схема нормального развития детской речи»;
Каролина. Программа для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. Аттермиер С.М., Дженс К.Г., Джонсон-Мартин Н.М., ХаккерБ.Дж.Издательство: Каро, 2005.