Правила округления шага интервала




Тема «Сводка и группировка статистических данных. Ряды распределения»

 

Практическая работа № 1

«Выполнение сводки и группировки статистических данных»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Построение группировки начинается с определения состава группировочных признаков.

Группированным признаком называется признак, по которому проводится разбиение единиц совокупности на отдельные группы.

После того как определено основание группировки, следует решить вопрос о количестве групп, на которые надо разбить исследуемую совокупность.

Определение числа групп можно осуществить математическим путем с использованием формулы Стерджесса:

где п — число групп;

N — число единиц совокупности.

Когда определено число групп, то следует определить интервалы группировки.

Интервал — это значение варьирующего признака, лежащее в определенных границах. Каждый интервал имеет свою величину, верхнюю и нижнюю границы или хотя бы одну из них. Нижней границей интервала называется наименьшее значение признака в интервале, а верхней границей — наибольшее значение признака в интервале. Величина интервала представляет собой разность между верхней и нижней границами интервала.

Интервалы группировки в зависимости от их величины бывают равные и неравные.

Величина равного интервала определяется по следующей формуле:

где Хmax, и X min - максимальное и минимальное значения признака в совокупности;

п — число групп.

 

Правила округления шага интервала

Если величина интервала имеет один знак до запятой, то полученные значения целесообразно округлить до десятых.

Если рассчитанная величина интервала имеет две значащие цифры до запятой и несколько знаков после запятой, то это значение необходимо округлить до целого числа

Если рассчитанная величина интервала представляет собой трехзначное, четырехзначное и так далее число, то следует округлить до ближайшего числа, кратного 100 или 50.

 

Интервалы группировок могут быть закрытыми и открытыми.

Закрытыми называются интервалы, у которых имеются верхняя и нижняя границы. У открытых интервалов указана только одна граница: верхняя — у первого, нижняя — у последнего.

При обозначении границ может возникнуть вопрос, в какую группу включать единицы объекта, значения признака у которых совпадают с границами интервалов. Рекомендуется руководствоваться принципом:

нижняя граница - «включительно», а верхняя — «исключительно».

Произведем анализ 10 предприятий, применяя метод группировок.

1. Построим структурную группировку.

В качестве группировочного признака возьмем уставный капитал.

Образуем четыре группы банков с равными интервалами.

Величину интервала определим по формуле

Обозначим границы групп:

Группа Граница

1-я

2-я

3-я

4-я

Распределив предприятия по группам, подсчитаем число предприятий в каждой из них. Техника подсчета следующая: необходимо сделать выборку предприятий по величине, например, уставного капитала и распределить их по полученным выше группам. При этом каждая вертикальная палочка будет соответствовать одной единице совокупности, т. е. одному предприятию.

Группы предприятий Число предприятий

по величине уставного

капитала, млрд. руб.

После того как определен группировочный признак — уставный капитал, задано число групп - 4 и образованы сами группы, необходимо отобрать показатели, которые характеризуют группы, и определить их объемные показатели по каждой группе. Показатели, характеризующие предприятия, разносятся по указанным группам, и подсчитываются итоги по группам в разработочной таблице. Затем результаты группировки заносятся в сводную таблицу.

Номер группы Группы предприятий по величине уставного капитала номер предприятия Показатель Показатель
         
  Итого      
         
  Итого      
         
  Итого      
         
  Итого      
  Всего      

Сводная таблица имеет то же количество граф, но в нее переносятся только итоговые строки. Графа номер предприятия будет называться количество предприятий.

2. Построим аналитическую группировку. В качестве факторного (группировочного) признака примем уставный капитал, а результативного признака — работающие активы.

Порядок действий будет аналогичен. Итоговая таблица будет иметь вид

Номер группы Группы предприятий по величине уставного капитала Количество предприятий Показатель
всего в среднем на 1 предприятие
         
         
         
         
  Всего      

 

Типовая задача № 1

Распределите потребительские общества по размеру товарооборота на 3 группы с равными интервалами. В каждой группе подсчитайте количество потребительских обществ, сумму товарооборота, сумму издержек обращения. Результаты группировок представьте в табличной форме. К какому виду статистических таблиц относится составление вами таблица, и какой вид группировки она содержит?

Имеются основные экономические показатели потребительских обществ за отчетный период:

Таблица 1.

№ п/п Товарооборот в млн. руб. Издержки обращения, в млн. руб. Прибыль, в млн. руб.
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
Итого      

Ход решения задачи:

Т. к. нам известен группировочный признак, работу необходимо начать в определения величины интервала по формуле:

Образец 3 группы потребительских обществ по размеру товарооборота.

Определяем границы групп:

1 группа: 180+90=270 (180-270)

2 группа: 270+90=360 (270-360)

3 группа: 360+90+450 (360-450)

После того, как выбран группировочный признак, намечено число групп и образованы сами группы, необходимо отобрать показатели, которыми будут характеризоваться группы, и определить их величину по каждой группе.

В нашем примере каждую группу необходимо охарактеризовать следующими показателями:

а) количеством потребительских обществ;

б) суммой товарооборота;

в) суммой издержек обращения.

Для заполнения итоговой таблицы составим предварительно рабочие таблицы № 2, 3, 4.

Группа потребительских обществ с товарооборотом от 180 до 270 млн. руб.

Таблица 2

№ п/п Номер потребительского общества Товарооборот, в млн. руб. Сумма издержек обращения, в млн. руб.
       
       
       
       
       
       
       
       
       
Итого      

 

Группа потребительских обществ с товарооборотом от 270 до 3660 млн. руб.

Таблица 3

№ п/п Номер потребительского общества Товарооборот, в млн. руб. Сумма издержек обращения, в млн. руб.
       
       
Итого      

 

Группа потребительских обществ с товарооборотом от 360 до 450 млн. руб.

Таблица 4

№ п/п Номер потребительского общества Товарооборот, в млн. руб. Сумма издержек обращения, в млн. руб.
       
       
       
       
       
Итого      

Итоговые показатели рабочих таблиц занесем в окончательную итоговую таблицу и получим групповую таблицу № 5.

Группировка потребительских обществ, по размеру товарооборота:

Таблица 5

Группы потребительских обществ по размеру товарооборота, млн. руб. Количество потребительских обществ Товарооборот, в млн. руб. Сумма издержек обращения, в млн. руб.
180-270      
270-360      
360-450      

Вывод: По результатам итоговой таблицы можно сделать вывод, что с увеличением объема товарооборота потребительских обществ, относительный показатель уровня издержек обращения снижается. Следовательно, между ними существует обратная связь. Составленная нами таблица является групповой таблицей, т. к. ее подлежащее содержит группы потребительских обществ по размеру товарооборота. Она содержит аналитический вид группировки.

 


Задание

Задание №1.

В результате выборочного обследования предприятий промышленности были получены следующие данные:

№ предприятия Стоимость основных производственных фондов, млн. руб. Объем продукции в сопоставимых ценах, млн. руб.
  12,8 18,0
  7,8 12,0
  4,3 11,9
  0,8 0,9
  4,1 5,5
  8,6 14,6
  4,3 4,8
  5,5 5,5
  4,3 4,8
  9,1 10,9
  5,2 9,7
  4,9 7,2
  12,7 21,6
  6,9 7,6
  5,2 9,7
  7,3 11,2
  2,9 4,2
  4,5 4,9
  5,3 9,6
  1,4 3,2
  7,6 8,6
  3,6 4,6
  4,4 6,7
  6,9 8,4
  4,6 6,8

Проведите статистический анализ полученных данных, для этой цели:

1) Постройте статистический ряд распределения предприятий по среднегодовой стоимости ОПФ, образовав 6 групп с равными интервалами.

2) По каждой группе и совокупности заводов подсчитайте:

· число заводов;

· среднегодовую стоимость ОПФ всего и в среднем на 1 завод;

· размер валовой продукции на 1 рубль ОПФ (фондоотдачу).

Результаты представить в виде групповой таблицы. Напишите краткие выводы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: