Новикова Зинаида Николаевна.




Краевое государственное казенное учреждение

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ирбейский детский дом» - Центр социально-трудовой адаптации и профессиональной ориентации.

Трудовое воспитание детей-сирот с ОВЗ в детском доме, как условие успешной социализации и интеграции в общество.

II педагогическая конференция,

Ирбей, 29.03.2019г.,

Новикова Зинаида Николаевна.

Создать в детском доме атмосферу принятия каждого ребенка, неподдельной любви к нему, достаточно сложно. Большинство детей, проживающих в детском доме, в той или иной степени переживших психологическую травму, привыкших к своим неудачам, потерявших доверие к окружающему миру, иначе реагируют на воспитательную ситуацию. Как показывают сравнительные данные, полученные при изучении детей, воспитывающихся вне семьи, эти дети не хуже, они другие.

В КГКУ «Ирбейский детский дом» живут 36 воспитанников в возрасте от 7 до 18-20 лет.

Исследования свидетельствуют отом, что многие выпускники детских домов и школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, показывают низкий уровень самостоятельности.

К сожалению, статистические данные говорят о том, что в детских домах воспитанников с заниженными показателями умственного развития становится из года в год больше (Гамаюнова А.Н [4], Цуциева Ж.Ч. [32]).

Данная тенденция не является исключением и для КГКУ «Ирбейский детский дом»:

2) общее количество детей в детском учреждении с диагнозом показателей легкой умственной отсталости высокое.

Слайд 3 «Актуальность» В связи с тем, что детский дом находится в сельской местности, а наши воспитанники, оставаясь по статусу и образу жизни сельскими жителями, выпускники сельских детских домов, как правило, возвращаются в места своей малой родины то, конечно,в приоритетное направление мы выделили социально-трудовую адаптацию воспитанников.

Поскольку труд является одним из основных факторов, двигающих интеллектуальное развитие ребёнка вперёд (Л.С. Выготский), детский дом нацелен на формирование необходимых трудовых знаний, умений и навыков, на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

Слайды 4,5,6,7,8,9,10 Реализация основных направлений трудового воспитания осуществляется через: хозяйственно – бытовой труд воспитанников необходим в повседневной жизни, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности не столь заметны. Это труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание себя, коллектива, поэтому заключает в себя большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам, окружающим людям. Сюда же включена и гигиена личности.

Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность к ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (аккуратнее, прочнее, устойчивее, изящнее).

Сельскохозяйственный труд – подсобное сельское хозяйство должно быть базой трудовой подготовки воспитанников. Важно научить детей вести домашнее хозяйство, жить на земле.), профессиональная ориентация.

Отличительной особенностью нашего детского дома является наличие подсобного хозяйства, за которым ухаживают дети.

Приобщить к труду как источнику радости и творчества людей, не такая уж и лёгкая задача. В современном мире дети хотят получать все и сразу. В нашем случае тем более, когда воспитанникам детского дома не нужно думать «о хлебе насущном». Мотивация на труд должна быть всегда и, очень весомой. И обязательно личный пример.

Ещё один важный аспект социализации – профессиональная ориентация подростка-сироты или оставшегося без попечения родителей. Для того чтобы помочь детям сделать самостоятельный и в тоже время рациональный выбор будущей профессии в детском доме был разработан и внедрен «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации», одной из задач которого являлась допрофессиональная подготовка детей. Целью данного центра стала активизация социально – педагогической деятельности с воспитанниками детского дома, посредством привития общей культуры и профессиональных начальных качеств, для чего были определены следующие задачи:

-Оказать воспитанникам помощь в получении образования.

-Формировать у воспитанников положительно ориентировочные жизненные планы, социально–бытовые умения, навыки, способности противостоять асоциальному окружению, и следовать принятым в обществе законам.

-Формировать знания, умения, навыки в конкретной профессии на уровне допрофессиональной подготовки.

- Дать первоначальные трудовые умения и навыки.

- Способствовать развитию трудолюбия.

- Оказать помощь в самоопределении выбора профессии.

- Дать начальные экономические знания.

Были определены такие направления деятельности как: швейное дело, животноводство, овощеводство и садоводство, ведение домашнего хозяйства, культурологическое, сфера бытового обслуживания, цветоводство и ландшафтный дизайн. Пробуя себя в различных направлениях, воспитанники могут подобрать для себя вид профессиональной деятельности по своим интересам, проверить свои возможности, знания и умения в выбранном направлении, что в дальнейшем упростит и предопределит выбор профессии и поможет избежать ошибочного выбора.

Слайд 11,12,13. Организованы места профессиональных проб: швея, модельер – дизайнер по одежде, вышивальщица, дизайнер по цветам, рабочий по уходу за животными, повар – кондитер, хореограф, парикмахер, мастер маникюра, библиотекарь, организатор досуга.

Результатом проведенной работы становятся:

Ø 54% детей имеют профессиональные навыки на уровне допрофессиональной подготовки (9 кл.,11 кл.).

Ø Налажено производство.

Ø Создан денежный фонд на финансирование поездок, выездных концертов художественной самодеятельности, материальной помощи выпускникам детского дома.

Ø Создан денежный фонд для развития производства.

Ø Более 82% детей определились с выбором профессии.

Ø 100% выпускников включены в трудовую деятельность.

Фермерский труд предполагает, что должен быть определён характер профессиональных требований по основным группам профессий (овощевод, садовод, животновод, полевод) Это стараемся делать для того, чтобы добиться успешности профориентации в сельской местности.

И главная роль в этом отводится тем людям, кто рядом с детьми трудится на домашнем подворье и помогает им успешно профессионально адаптироваться.

Важно то, что профессиональные пробы позволяют познакомить воспитанников со спецификой конкретных растениеводческих, животноводческих, птицеводческих профессий сельскохозяйственного производства, приближенных к реальным условиям труда.

Воспитанники приобрели умения и навыки, смогут применить их на практике:

овощеводство-цветоводство:

- умеют подготовить почву к посеву семян;

- умеют отобрать полновесные семена;

- умеют выращивать рассаду;

- умеют готовить грядки под посадку овощей;

- знают и умеют закладывать овощи на хранение;

Животноводство-птицеводство:

-знают рацион кроликов и кур, свиней, КРС, умеют осуществлять за ними уход;

-имеют достаточно обширные сведения о размножении, о периодах вынашивания крольчат, высиживания цыплят; уход за свиньями и КРС

Главное, чтобы они почувствовали востребованность полученных знаний и имели желание их использовать для улучшения материального благополучия своего и своей семьи.

Основной деятельностью, имеющий положительный результат, является совместная работа педагогов и воспитанников. К видам такой деятельности, в частности, относится организация совместного труда: оформление детского дома, ремонт помещения, благоустройство и озеленение двора, сезонные работы на огороде, благоустройство и озеленение территории; круглогодичный цикл заботы о крупнорогатых животных. В детском доме создана материально-техническая база

1. Швейная мастерская (оборудованная для проведения индивидуальных и групповых занятий).

2. Столярная мастерская (оборудованная для проведения индивидуальных занятий).

3. Кабинет «Домоводство» (оборудованный для проведения групповых занятий для приготовления пищи)

4. Музей «Памятники истории и культуры нашего села».

5. Кабинет для проведения занятий по коррекции и развитию познавательной деятельности.

6. Комнаты для проведения занятий по интересам, кружкам: библиотека с читальным залом, актовый зал, комнаты отдыха.

7. Средства ИКТ.

8. Картофельное поле – 0,6 га.

9. Приусадебный овощной участок – 0,35 га.

10. Сад (обслуживание и уход за смородиной, малиной, облепихой) - 0,2 га.

Надворные постройки, приусадебное домашнее подворье:

1) животноводство: 3 головы крупнорогатого скота: 2 дойных коровы, 1 тёлочка.

2) свиноводство: 4 подсвинка.

3) птицеводство: куры - несушки - 20 штук, 1-петух.

4) кролиководство: кролики разных пород.

5)Оборудованное место для хранения кормов для представителей домашнего подворья.

6) Прилегающая территория детского дома (реализуется социально-значимая деятельность по проекту благоустройства и ландшафтного дизайна) – 0,5 га.

7)Цветник – 0,4 га.

Слайд 17. Диаграмма

«Выбор профессий выпускниками за пять лет»

Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников детского дома, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности.

Диаграмма показывает, что большая часть выпускников выбирает ту профессию, первичные навыки которых они получили в детском доме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: