Сделать конспект лекции в тетрадь. Конспект должен быть лаконичным.




Тема: МАГАТЭ и его роль в нераспространении ядерного оружия

Ядерное оружие появилось вслед за открытием атомной энергии, изначально предназначавшейся для использования ее в мирных целях. Такой поворот событий не мог не отразиться на взаимоотношениях государств и не гарантировал отсутствие возможности развязывания ядерной войны.

Более чем полувековая история создания и применения ядерного оружия показала его страшное губительное действие на все живое на земле и доказала невозможность выживания в войне с ядерным нападением. Несмотря на то, что холодная война окончена, ядерная опасность не снижается. Следует упомянуть об имевшихся фактах ядерных катастроф и авариях, последствия которых трудно прогнозировать. Практически во всех футурологических прогнозах подчеркивается, что ядерная безопасность будет оставаться одной из самых важных проблем многих последующих десятилетий.

“Тяготейшее преступление против человечества...” - такая квалификация деяния тех государств и государственных деятелей, которые первыми прибегнут к использованию ядерного оружия, есть не просто эмоциональное выражение встревоженных умов современности, начиная с Альберта Эйнштейна и Бертрана Рассела, не только четкая нравственная и политическая оценка, которую разделяют десятки, сотни общественных организаций различной идеологической направленности. Эта квалификация содержится в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН.

В ядерный век дестабилизация межгосударственных отношений чревата ядерной войной с катастрофическими последствиями, которые не минуют ни одну нацию. Раньше представление о национальной безопасности с большим или меньшим основанием строилось на расчетах в случае войны выйти из неё победителем. Теперь же единственный путь укрепления национальной безопасности - это путь предотвращения новой мировой войны. Национальная безопасность становится фикцией, если во имя её укрепления используются методы, подрывающие международную безопасность.

Развитие атомной энергетики вело к необходимости взаимных отношений между государствами по защите от ядерного оружия. Мировое развитие характеризуется многообразием внешнеполитической деятельности государств. И одно из основных направлений деятельности государств – предотвратить угрозу распространения ядерного оружия и развязывание ядерной войны.

Только общими усилиями народ нашей планеты может решить такую сложнейшую глобальную проблему, как распространение ядерного оружия.

Жизненной необходимостью было вызвано создание государствами Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

Международное агентство по атомной энергии является всемирным центром сотрудничества в ядерной области. Агентство было создано в 1957 году в рамках системы ООН в качестве межправительственной организации, занимающейся вопросами использования ядерной энергии в мирных целях. МАГАТЭ содействует предотвращению распространения ядерного оружия и безопасному, надежному и мирному использованию ядерных технологий на благо развития человечества, внося тем самым важный вклад в укрепление мира во всем мире, экономическое развитие и повышение безопасности.

Миссия МАГАТЭ определяет три основных направления деятельности, которые закреплены в уставе Агентства: гарантии и проверка; безопасность и сохранность; наука и технология.

Деятельность МАГАТЭ многогранна, в нее вовлечены многочисленные государственные и иные организации на национальном, региональном и международном уровнях, как в рамках системы ООН, так и вне ее.

В своем развитии МАГАТЭ прошло различные этапы. Многие международные события оказали влияние на его деятельность. Но, пожалуй, самое большое влияние на развитие МАГАТЭ, на рост его политического авторитета оказал Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года, согласно которому на Агентство были возложены функции контроля, предусмотренного договором.Большое внимание в деятельности МАГАТЭ уделяется вопросам обеспечения безопасности ядерной энергетики, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) был подписан 1 июля 1968 г. СССР, США, Великобританией и еще более чем 60 странами и вступил в силу 5 марта 1970 г. после его ратификации 43 государствами. 11 мая1995 года свыше 170 стран-участниц договорились продлить действие договора на неопределённый срок без каких-либо дополнительных условий.

Участниками договора являются почти все независимые государства мира, за исключением Израиля, Индии, Пакистана, КНДР и Южного Судана.

Окончание «холодной войны», прекращение ядерного противостояния между Россией и Соединенными Штатами не внесли и не могли внести коренного изменения в этот черед исторических событий. Превращение мира из двухполярного в многополярный также не может отменить эту непреложность, более того, может даже усилить побудительные мотивы к овладению ядерным оружием. Зримый сигнал в этом направлении – оформление Индии и Пакистана в качестве держав, располагающих ядерными взрывными устройствами».

Истина ядерного века такова - в современных условиях национальная безопасность самым органичным образом увязывается с международной безопасностью.

Сохранение мира на всей планете является главной основой для дальнейшего существования человечества и реализации всех других общественных проблем. Ради укрепления мира необходимо развивать, перестраивать, активизировать позитивные отношения между странами.

Однако, взаимоотношения государств не всегда отвечают требованиям времени. Появляются новые угрозы безопасности народов, мировой порядок формируется противоречиво. Реалии времени диктуют необходимость разработки «заключения между государствами новых договоров». Это в первую очередь относится к договорам, обеспечивающим безопасность государств и народов и направленным на нераспространение ядерного оружия.

В создании мировой системы, обеспечивающей ядерную безопасность народов, в настоящее время значительную роль играет Международное агентство по атомной энергии, различные учреждения ООН, массовые общественные организации. Они активно способствуют укреплению стабильности в государственных отношениях.

Вместе с тем, в современном мире процесс обеспечения ядерной безопасности происходит неоднозначно и сложно, с определенными трудностями. Международный режим нераспространения - важная и сложная проблема современности, имеющая глобальный характер.

Роль международного права в решении проблем нераспространения и использования атомной энергии в мирных целях возрастает по мере накопления договорной практики государств, расширение деятельности международных организаций.

Возможность использования огромных ресурсов атомной энергии открыло новые широкие перспективы. Величайшее значение для человечества приобрела проблема широкого использования атомной энергии.

Успешная деятельность МАГАТЭ в течение пятидесяти лет убедительно продемонстрировала правильность выбранных приоритетов в деятельности такой специализированной международной организации, как МАГАТЭ.

В качестве положительных примеров деятельности Агентства можно привести успешную работу представителей экспертов стран-членов по разработке Конвенции по ядерной безопасности, Конвенции по безопасному обращению с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, Конвенции о физической защите ядерного материала, Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии, Конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма.

Подводя итог, с уверенностью можно сказать, что Международное агентство по атомной энергии играет центральную роль в глобальной ядерной области.

Для достижения положительного результата в сфере нераспространения ядерного оружия, являющейся одним из основных направлений деятельности Международного агентства по атомной энергии с учетом перемен в реальной обстановке необходимо произвести следующее.

1. С целью постановки вне закона приобретение или использование ядерного оружия, как оружия массового уничтожения, разработать:

- такие доктрины международной безопасности, которые не опираются на сдерживающий эффект данного вида оружия;

- универсальные соглашения, запрещающие ядерное распространение в любой форме и обеспечивающие надежные, всеохватывающие системы проверки, выполнения этих соглашений;

- детальный план во всех государствах с предоставлением гарантий его осуществления;

- принудительные меры эффективного противодействия попыткам любой страны незаконно приобрести ядерное оружие.

2. Чтобы ядерное оружие и его компоненты не попали в руки террористов, необходимо разработать всеобъемлющий международный режим, обеспечивающий физическую защиту ядерных и других радиоактивных материалов и соответствующих установок, эффективный контроль за их экспортом по всему миру.

3. В очагах нестабильности (это касается прежде всего Ближнего Востока, Корейского полуострова) в рамках международного права принять активные меры к урегулированию хронических конфликтов, которые в наибольшей мере создают мотивацию для приобретения ядерного оружия, в том числе меры по созданию зон, свободных от ядерного оружия.

4. Осуществлять действенные меры по присоединению к Договору о нераспространении ядерного оружия максимального количества государств.

5. В целях устранения источников отсутствия безопасности и устойчивости распространять практику мониторинга за соблюдением прав человека, осуществлять эффективные меры по поощрению и развитию позитивных взаимодействий государств, их культур и народов.

Решение проблемы нераспространения ядерного оружия на основе деятельности МАГАТЭ в XXI веке должно опираться на фундаментальные правовые положения, закрепленные в нормах международного права и нашедших отражения в соответствующих Конвенциях, а также на позитивные взаимоотношения государств и народов всего мира.

В целях содействия предотвращению дальнейшего распространения ядерного оружия МАГАТЭ использует систему соглашений о гарантиях. Гарантии — это комплекс мероприятий, осуществляя которые МАГАТЭ стремится подтвердить, что государство выполняет свои международные обязательства не использовать ядерные программы в целях создания ядерного оружия.

Большая часть соглашений о гарантиях заключена с государствами, которые на международном уровне на основе глобального Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), в отношении которого МАГАТЭ является проверяющим органом, — взяли на себя обязательство не обладать ядерным оружием. К настоящему времени соглашения о гарантиях с МАГАТЭ заключили 160 государств, которые открыли свои ядерные программы для критической проверки инспекторами МАГАТЭ.

Проверка, проводимая МАГАТЭ, помогает обеспечить уверенность в мирном использовании ядерных материалов, установок и деятельности. Это, в свою очередь, помогает уменьшить испытываемую государствами тревогу по поводу безопасности, вызываемую разработкой ядерного оружия.

В обычном режиме деятельность по гарантиям осуществляется более чем на 900 установках по всему миру, включая атомные электростанции (АЭС), исследовательские реакторы, связанные с ядерным топливом установки и места его хранения.

По состоянию на апрель 2021 года в МАГАТЭ входит 173 государства.

Руководящие органы — созываемая ежегодно Генеральная конференциявсех стран-членов, Совет управляющих из 35 государств, руководящий практической деятельностью Агентства, и Секретариат, осуществляющий текущую работу (возглавляется Генеральным директором).

Штаб-квартира МАГАТЭ расположена в Международном Венском Центре. Кроме того, МАГАТЭ содержит региональные отделения в Канаде, Женеве, Нью-Йорке и Токио, лаборатории в Австрии и Монако и исследовательский центр в Триесте (Италия), которым управляет ЮНЕСКО.

Дом. задание:

Сделать конспект лекции в тетрадь. Конспект должен быть лаконичным.

2. Выполнить следующее задание:

1.Крушение биполярного мира привело

а) к началу Третьей мировой

б) к формированию однополярного мира

в) к формированию многополярного мира

г) к крушению и кризисам всех сверхдержав

2.Назовите основные сверхдержавы эпохи Холодной Войны

а) США и СССР

б) США, СССР и Китай.

в) США, СССР, Китай и Великобритания.

г) США, СССР, Китай, Великобритания и Франция.

3.Переговоры СССР и США о сокращении наступательного вооружения были призваны:

а) Вывести войска США из Европы

б) Прекратить программу «Звездных войн»

в) Прекратить гонку вооружения и вступить в экономические отношения

г) Вывести войска СССР с Кубы

4. Идеология многополярного мира пришла на смену идеологии биполярного мира после окончания:

А) Саммита ШОС;

Б) Корейской войны;

В) Давосского экономического форума;

Г) Холодной войны.

5. Одним из важнейших вопросов в сфере стратегической безопасности является:

А) Контроль рождаемости в странах третьего мира;

Б) Борьба с неграмотностью в странах третьего мира;

В) Контроль политических режимов в странах «изгоях»;

Г) Контроль вооружений и разоружении в мире.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: