ФИНАНСОВАЯ СРЕДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ
Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов направление подготовки: специалитет
специальность: 080105 "Финансы и кредит"
специализация: «Финансовый менеджмент»
очной и заочной формы обучения
Брянск 2012
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Брянская государственная инженерно-технологическая академия»
(ФГБОУ ВПО «БГИТА»)
Экономический факультет
Кафедра «Государственное управление и финансы»
Утверждены научно-методическим
советом БГИТА
протокол № __ от «__» _________ 2012 года
ФИНАНСОВАЯ СРЕДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ»
Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов направление подготовки: специалитет
специальность: 080105 "Финансы и кредит"
специализация: «Финансовый менеджмент»
очной и заочной формы обучения
Брянск 2012
УДК 332.01
Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» специализация: «Финансовый менеджмент» всех форм обучения/ Брянск. гос. технол. акад. Сост. В.Н. Кольчихина. – Брянск: БГИТА, 2012. - 23 с.
Даны методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски», рассмотрено содержание курсовой работы и правила ее оформления, представлена тематика курсовых работ по дисциплине и список рекомендуемой литературы.
Для студентов всех форм обучения.
Рецензент:
кандидат эконом. наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент»
Андриянов С.В.
Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссиями экономического факультета БГИТА.
Протокол №__ от _________________2012 г
Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………………………. | |
1 Структура курсовой работы………………………………………………. | |
2 Содержание курсовой работы……………………………………………. | |
3 Оформление курсовой работы……………………………………………. | |
4 Тематика курсовых работ…………………………………………………. | |
5. Содержание курсовых работ……………………………………………... | |
6 Рекомендуемая литература……………………………………………….. |
Введение
В учебный план специальности «Финансы и кредит» включена курсовая работа по дисциплине «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски», целью выполнения которой является закрепление, расширение и углубление теоретических знаний по данной дисциплине и приобретение практических навыков в принятии управленческих решений финансового характера.
Курсовая работа по дисциплине «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски», представляет собой исследование научного характера, должна отражать современные достижения теории риск - менеджмента и основательное знакомство с соответствующей практикой применения теории на конкретном экономическом объекте.
Уровень выполнения курсовой работы свидетельствует об умении работать с учебной и научной литературой, об уровне владения методическими приемами и способами финансового менеджмента и финансового анализа, об умении формулировать выводы на основе обобщения результатов проведенных аналитических исследований и обосновывать практические рекомендации по материалам курсовой работы.
Выбор темы курсовой работы должен соответствовать предлагаемой кафедрой тематике. В соответствии с избранной темой студент получает от преподавателя задание на разработку курсовой работы.
Данные методические указания предназначены для оказания практической помощи студентам при выполнении курсовой работы и являются обязательными к соблюдению.
Методические указания определяют структуру курсовых работ, содержание каждого элемента курсовой работы и требования к оформлению.
В методических указаниях приведен перечень тем курсовых работ, список рекомендуемой литературы.
Структура курсовой работы
Объем курсовой работы должен составлять 40-60 страниц машинописного текста. В рукописном виде курсовые работы к защите не принимаются.
Приложения в указанный объем курсовой работы не входят.
Курсовая работа в обязательном порядке должна содержать следующие элементы:
- титульный лист;
- задание на выполнение курсовой работы;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список литературы, используемой при написании работы;
- приложения.
Количество страниц в курсовой работе составляет:
- во введении - 2-3 страницы;
- в основной части - 35-50 страниц;
- в заключении – 2-3 страницы.
Основная часть курсовой работы должна состоять из 2 разделов и 2-4 подразделов. Подподразделов (1.1.1) в курсовых работах делать не рекомендуется.
Желательно, чтобы количество подразделов в разделах было одинаковым. В каждом подразделе должно быть не менее 4-5 страниц.
Количество страниц в разделах курсовой работы должно быть примерно одинаковым.
Библиографический список используемой литературы, как правило, ограничивается 20-30 публикациями.
Содержание курсовой работы
Титульный лист представляет собой бланк установленного образца, который является первой страницей курсовой работы и выполняется по определенным правилам (прил. 1).
Содержание представляет собой план курсовой работы, элементами которого являются: введение, основная часть (главы курсовой работы с подразделением на параграфы), заключение, список литературы и приложения.
Конкретное содержание курсовой работы определяется темой курсовой работы. Вместе с тем, курсовая работа в обязательном порядке должна иметь теоретическую, аналитическую и конструктивную (рекомендательную) части.
Содержание введения. Введение является важной частью курсовой работы. Во введении в первую очередь необходимо раскрыть актуальность исследуемой темы, отражающую суть проблемы, роль, место и значение изучаемой проблемы в экономике на микроуровне и/или макроуровне. Итоги этого краткого исследования-доказательства должны быть подведены предложением следующего типа: «Вышесказанное определяет актуальность исследуемой темы курсовой работы».
После обоснования актуальности разрабатываемой темы во введении отражается цель, задачи, объект и предмет исследования, используемые методы исследования, а также перечень материалов, послуживших информационной основой для выполнения курсовой работы.
Цель исследования практически всегда определяется в последнем, конструктивном (рекомендательном) разделе, который должен иметь соответствующее название.
В соответствии с этим цель исследования может быть определена следующим образом (примерно): «Цель данного исследования состоит (заключается) в исследовании проблем и разработке (далее в зависимости от названия темы и последней главы)… основных направлений повышения эффективности управления текущими активами предприятия, … стратегии самофинансирования предприятия, … основных направлений совершенствования процесса управления капиталом предприятия и т.п.».
После определения цели исследования приступают к постановке задач исследования. Рекомендуется начинать с фразы (примерно): «Указанная цель исследования обусловила необходимость постановки и решения следующих задач …» или «Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи …». Задачи исследования решаются в первом и втором разделе курсовой работы.
После постановки задач во введении необходимо сформулировать объект и предмет исследования.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Объект исследования представляет собой процесс или явление микро- или макроэкономического характера, в результате которого возникает проблемная ситуация, требующая разрешения. Именно эта ситуация и является предметом исследования, который определяет тему исследования и название курсовой работы. Предмет является одним из множества элементов объекта исследования.
Закончить введение необходимо перечислением основных источников, используемых в процессе исследования. Например: «В процессе работы были использованы нормативные и правовые акты Российской Федерации, Брянской области, монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов, материалы годовой статистической и бухгалтерской отчетности, первичного управленческого учета ООО «Гарант»».
Содержание основной части работы.
Теоретическая часть (1 глава) курсовой работы посвящена обоснованию методологии проводимого в курсовой работе исследования. Она пишется на основе изучения литературы по теме исследования и, по форме, представляет собой литературный обзор. В теоретической части в 2-3 подразделах описываются теоретические, экономические или методические основы исследуемой темы (сущность, виды, принципы, методы, методики и т.д.).
В 1 главе необходимо отразить состояние изученности темы исследования по литературным источникам. В этом разделе курсовой работы следует изложить полную систему показателей, позволяющих провести анализ и выработать перспективный план действий финансового характера или модель управления в соответствии с предметом и объектом исследования; раскрыть финансовую сущность показателей, взаимосвязь между ними.
Аналитическая часть (2 глава) представляет собой самостоятельный экономический, финансовый и статистический анализ исследуемого объекта на основе материалов (конкретного предприятия или организации). В результате проведенного анализа в данной главе необходимо определить недостатки в процессе управления рисками на предприятии и вскрыть имеющиеся возможности для их ликвидации.
В аналитической части в первом подразделе (2.1.) необходимо представить организационно-правовую и экономическую характеристику объекта исследования, раскрыть и проанализировать его фактическое состояние на момент исследования, выявить на основе динамики основных показателей наблюдаемые тенденции развития.
Данный параграф должен содержать информацию об организационно-правовой форме предприятия, форме собственности, истории развития предприятия. Здесь рассматривается информация, содержащаяся в уставных документах предприятия.
В данном подразделе приводятся в табличной форме основные экономические показатели предприятия за исследуемой период (не менее 3-х лет), формулируются аналитические выводы. Система основных экономических показателей предприятия представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Анализ основных экономических показателей деятельности (название предприятия) за период с 2009 по 2011 гг.
Показатель | 2009г. | 2010г. | 2011г. | Изменение 2011г. к 2009г. | |
Абсолютное, тыс.р. | Относительное,%. | ||||
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | |||||
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | |||||
Валовая прибыль, тыс. руб. | |||||
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб. | |||||
Численность персонала, человек | |||||
Фондоотдача, руб./руб. | |||||
Фондоемкость, руб./руб. | |||||
Фондовооруженность, тыс.руб./чел. | |||||
Рентабельность продаж, % | |||||
Рентабельность производства,% |
После таблицы делается вывод по каждому показателю его отклонения абсолютные и относительные.
В подразделе 2.2 аналитической части проводится анализ влияния факторов внешней и внутренней среды
Таблица 2 - Анализ внешней среды предприятия
Факторы | Влияние на деятельность анализируемого предприятия |
Природно-территориальные | Уровень развитости, использования потенциала природных ресурсов. Источники топливно-энергетических ресурсов и сырья. Экологические показатели, их нормативы и уровень их соблюдения. Развитость системы государственного контроля охраны окружающей среды и регулирования интенсивности использования (выработки) запасов топлива, энергии и сырья |
Научно-технический | Состояние и развитие научно-технического прогресса в базовых отраслях экономики. Степень внедрения новых технологий и уровень их разработанности в общественном производстве. Показатели экономической и технической безопасности существующих технологий |
Продолжение таблицы 2
Факторы | Влияние на деятельность анализируемого предприятия |
Политико-правовой | Регламентирующие документы деятельность предпринимательских структур Развитость правовой защиты населения и законодательства, сопровождающего предпринимательскую деятельность. Наличие государственных программ, обеспечивающих устойчивость и стабильность формирования и развития рыночных отношений. |
Экономический | Экономическая конъюнктура и инфляция. Показатели финансово-кредитной системы Развитость системы налогообложения, ее адекватность к потребительской корзине населения. Цены и тенденции потребления населения. Покупательная способность населения. |
Демографический | Структура, численность, плотность и воспроизводные характеристики населения. Рождаемость, смертность, устойчивость семейных союзов. |
Социально-культурный | Развитость рыночного менталитета населения, культурные и нравственные показатели потребителей, организационная и потребительская культура, устойчивость обычаев и обрядов, динамика культуры поведения |
Анализ внутренней среды анализируемого предприятия представлен в таблице 5.
Таблица 3 - Анализ внутренней среды предприятия
Факторы | Влияние на деятельность анализируемого предприятия |
Уровень управленческой подготовки руководителей и их опыт в практической работе по управлению | |
Распределение полномочий и ответственности | |
Имидж организации в глазах общественности | |
Производство и производственная база | |
Наличие финансовой и ресурсной базы | |
Уровень специальных знаний коллектива | |
Ценообразование и финансовая составляющая внутренней среды организации | |
Изучение рыночного спроса и организация сбыта продукции (маркетинг) |
В подразделе 2.3 «Риск потери ликвидности баланса» проводится анализ бсолютных показателей ликвидности баланса анализируемого предприятия и оформляются в таблицу 4.
Таблица 4 - Анализ ликвидности баланса анализируемого предприятия (тыс. руб.)
АКТИВ | 2009 год | 2010 год | 2011 год | ПАССИВ | 2009 год | 2010 год | 2011 год | Платежный излишек или недостаток (+;-) | |
Наиболее ликвидные активы (А1) | Наиболее срочные обязательства (П1) | ||||||||
Быстрореализуемые активы (А2) | Краткосрочные пассивы (П2) | ||||||||
Медленно реализуемые активы (A3) | Долгосрочные пассивы (П3) | ||||||||
Труднореализуемые активы (А4) | Постоянные пассивы (П4) | ||||||||
БАЛАНС | БАЛАНС |
Ликвидность активов – это величина, обратная ликвидности баланса по времени превращения активов в денежные средства.
Чем меньше времени требуется, чтобы данный вид активов обрел денежную форму, тем выше его ликвидность.
Классификация активов баланса по степени их ликвидности
(форма №1 Бухгалтерский баланс)
Группа активов | Состав группы |
А1 – Наиболее ликвидные активы | |
Краткосрочные финансовые вложения | Строка 250 |
Денежные средства | Строка 260 |
А2 – быстро реализуемые активы | |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчетной даты) | Строка 240 |
А3 - Медленно реализуемые активы | |
«Запасы» | Строка 210 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | Строка 220 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются через 12 мес. после отчетной даты) | Строка 230 |
Прочие оборотные активы | Строка 270 |
А4 – труднореализуемые активы | |
Нематериальные активы | Строка 110 |
Основные средства | Строка 120 |
Незавершенное строительство | Строка 130 |
Прочие внеоборотные активы | Строка 150 |
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:
Классификация пассивов баланса (форма №1 Бухгалтерский баланс)
Группа пассивов | Состав группы |
П1 – наиболее срочные обязательства | |
Кредиторская задолженность | |
П2 – краткосрочные пассивы | |
Краткосрочные заемные средства | Строка 610 |
Прочие краткосрочные пассивы | Строка 670 |
П3 – долгосрочные пассивы | |
Долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и заемные средства) | Строка 500 |
Расчеты по дивидендам | Строка 630 |
Доходы будущих периодов | Строка 640 |
Фонды потребления | Строка 650 |
Резервы предстоящих расходов и платежей | Строка 660 |
П4 – постоянные пассивы | |
Капитал и резервы | Строка 490 |
Для определения ликвидности баланса следует составить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие соотношения:
(1)
Если выполняются первые три неравенства, т.е. текущие активы превышают внешние обязательства предприятия, то обязательно выполняется последнее неравенство и соблюдается минимальное условие финансовой устойчивости.
При этом недостаток средств в одной группе активов компенсируется их уменьшением по другой группе, хотя компенсация может быть лишь по стоимостной величине, так как в реальной платежной ситуации ликвидные активы не могут заменить более ликвидные
В подразделе 2.4. «Риск потери предприятием платежеспособности и финансовой устойчивости» необходимо рассчитать ряд показателей.
Для оценки платежеспособности анализируемого предприятия рассчитаем основные показатели платежеспособности, полученные данные отражены в таблице 5.
Таблица 5 - Показатели платежеспособности предприятия
Наименование показателя | 2009г. | 2010 г. | 2011 г. | Абсолютное отклонение (+, -) | ||
2010/2009 | 2011/2010 | 2011/2009 | ||||
Степень платежеспособности | ||||||
Коэффициент внутреннего долга | ||||||
Коэффициент задолженности по кредитам банков и займов | ||||||
Коэффициент задолженности другим организациям | ||||||
Степень платежеспособности по текущим обязательствам | ||||||
Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами | ||||||
Собственный капитал в обороте, тыс. руб. | ||||||
Доля собственного капитала в оборотных средствах (коэффициент обеспеченности собственными средствами) | ||||||
Коэффициент автономии (коэффициент финансовой независимости) |
Далее переходим к определению риска финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость базируется на оптимальном соотношении между отдельными видами активов организации (оборотными или внеоборотными активами с учетом их внутренней структуры) и источниками их финансирования (собственными или привлеченными средствами).
Величина собственных оборотных средств определяется как разность между суммой источников собственных средств и их величиной, которая была направлена на формирование иммобильного имущества:
СОС= СК - ВА, (2)
где СК – собственный капитал;
ВА – внеоборотные активы.
Определим суммарную величину требуемых запасов и затрат, которые входят в состав материальных оборотных активов, по формуле:
ЗЗ = Запасы + НДС, (3)
где ЗЗ – общая стоимость запасов и затрат.
Для оценки состояния запасов и затрат используют данные группы статей «Запасы» раздела II актива баланса.
Для характеристики источников формирования запасов определяют три основных показателя.
1. Наличие собственных оборотных средств, как разница между капиталом и резервами (раздела III актива баланса) и внеоборотными активами (раздел I актива баланса). Этот показатель характеризует чистый оборотный капитал.
СОС = СК – ВА, (4)
Его увеличение по сравнению с предыдущим периодом свидетельствует о дальнейшем развитии организации.
2. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (СД), определяемое путем увеличения предыдущего показателя на сумму долгосрочных пассивов:
СД = СОС + ДЗС, (5)
где, ДЗС – долгосрочные заемные средства.
3. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ОИ), определяемая путем увеличения предыдущего показателя на сумму краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности (КЗС):
ОИ = СД + КЗС, (6)
Трем показателям наличия источников формирования запасов и затрат соответствуют три показателя обеспеченности запасов источниками их формирования:
А) Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств
(+ФС) = СОС – ЗЗ, (7)
Б) Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат
(+ФТ) = СД – ЗЗ, (8)
В) Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов
(+ФО) = ОИ – ЗЗ, (9)
4. Далее устанавливаем тип финансовой устойчивости
S (Ф) = 1, если Ф>0;
S (Ф) = 0, если Ф<0.
Таблица 6 – Расчетные значения показателей финансовой устойчивости предприятия
Показатель | 2009г. | 2010г. | 2011г. | Абсолютное отклонение | ||
2010/2009 | 2011/2010 | 2011/2009 | ||||
Общая величина запасов и затрат (ЗЗ) | ||||||
Наличие собственных оборотных средств (СОС) | ||||||
Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирова-ния запасов и затрат (СД) | ||||||
Общая величина источников формирования запасов и затрат (ОИ) | ||||||
ФС | ||||||
ФТ | ||||||
ФО | ||||||
S (Ф) = 1, если Ф>0; 0, если Ф<0. |
Проведенный анализ в аналитическом разделе курсовой работы, его результаты являются основой для написания 3 главы.
На основе проведенного анализа объекта и предмета исследования и сопоставления его итогов с теоретической частью в 3 главе раскрываются выявленные проблемные вопросы, разрабатываются направления устранения выявленных рисков имеющих место на предприятии. Данная часть курсовой работы должна содержать управленческие решения, конкретные предложения, рекомендации.
Содержание заключения. Основным требованием к заключению является изложение сути всей курсовой работы на 2-3 страницах.
Удачным началом заключения является следующее предложение: «По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы…». Далее на основе плана работы по каждому подразделу, излагается сущность подраздела в виде 2-3 предложений, которые не повторяют текстов выводов из глав курсовой работы, имеющих характер завершающих обобщений.