Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 станицы Анастасиевской муниципального образования Славянский район
Математический проект «Маленькие помощники»
Воспитатель: Головина Анна Александровна
2016г
Маленькие помощники.
Номинация: дошкольный возраст.
Актуальность
Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это «удивительное» и «неуловимое» надо увидеть и понять.
Основным условием развития личности детей является наличие привлекательных видов деятельности, предоставление возможности проявлять инициативу, внимание и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и взаимоотношениям детей, подлинное сотрудничество взрослого с детьми.
Развивающие игры, непосредственно образовательная деятельность по формированию математических представлений активизирует сотрудничество детей друг с другом, поэтому проектную деятельность мы построили таким образом, чтобы предусматривалось взаимодействие детей (распределение ролей, материала, функций и отдельных действий).Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Проект направлен на развитие математических способностей, что способствует дальнейшему развитию детей в детском саду, а также на формирование положительного отношения к труду через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
Цель проекта: Раскрытие значимости математических представлений в жизни человека.
Задачи проекта:
1. Создать новые ситуации для использования умений детей уравнивать неравное число предметов двумя способам (убавлением и прибавлением).
2.Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать и приносить определенное количество предметов в соответствии с заданным числом в пределах 5.
3.Устанавливать размерные отношения между предметами разной высоты, располагать их в порядке убывания или нарастания величины.
4. Обозначать словами положение предметов по отношению к себе.
5. Воспитывать доброжелательное отношение к работникам дошкольного учреждения.
6. Создавать условия для возникновения у детей потребности трудиться.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, младший воспитатель.
Длительность проекта: краткосрочный проект.
Этапыпроекта:
Этап. Выявление проблемы в ходе наблюдения затрудом младшего воспитателя.
Беседуя с детьми о различных профессиях, я обратила внимание детей на то, что в любом деле обязательно нужно уметь все рассчитать, измерить, правильно ориентироваться, чтобы не ошибиться. Чтобы убедиться в важности математических знаний для каждого человека, я предложила проверить это на деле. Объектом для данного выяснения дети выбрали младшего воспитателя своей группы. Мы решили узнать: «Зачем уметь считать, измерять младшему воспитателю?».
Наблюдение за трудом младшего воспитателя.
Задачи: 1.Раскрыть детям последовательность выполнения трудовых операций. 2.Формировать умение подчеркивать результат труда. 3.Закрепить в словаре воспитанников названия трудовых действий и их последовательность. 4. Воспитывать уважение к труду помощника воспитателя, желание помогать ей.
этап. Практические исследования.
Вместе с детьми мы решили опытным путем проверить нужны ли математические представления младшему воспитателю?
1. Игровое упражнение«Расставь посуду». (Приложение рис.1.)
Задачи:
1.Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета.
2.Отсчитывать предметы из большего количества; приносить определенное количество предметов в соответствии с заданным числом в пределах 5.
3.Обозначать словами положение предметов по отношению к себе.
2. Игровоеупражнение «Какой посуды не стало?»
Задачи:
1.Совершенствовать умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать.
2.Формировать представления о размере и цвете и величине групп предметов.
3. Игровое упражнение«Приготовим овощи для салата». (Приложение рис.2)
Задачи:
1.Учить уравнивать неравные группы предметов.
2.Формировать представление о порядковом счете, учить правильно пользоваться порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» «На каком месте?».
4. Игровое упражнение«Расставь чашки по высоте». (Приложение рис. 3.)
Задачи:
1.Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной высоты, располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины.
5. Игровое упражнение«Помоги выбрать нужную чашку». (Приложение рис. 4.)
Задачи:
1.Дать детям представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы.
2.Учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов.
6.Сюжетно-ролевая игра "Детский сад".
Задачи:
1. Формировать умение принимать игровую роль и выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью.
2.Пробуждать интерес и уважение к труду воспитателя и младшего воспитателя.
3. Воспитывать дружеские отношения со сверстниками во время совместной игры.
7. Сюжетно-ролевая игра «Вымоем посуду для кукол». (Приложение рис.5)
Задачи:
1. В процессе игровой ситуации формировать у малышей представление о значимости результатов труда (чистые игрушки).
2. Развивать умение воспроизводить последовательность трудовых действий.
3. Воспитывать у детей желание трудиться.
8. Практическое упражнение «Помоги младшему воспитателю накрыть на стол». (Приложение рис. 6.)
Задачи:
1. Уточнить знания детей о содержании работы младшего воспитателя; об орудиях труда.
2. Развивать умение грамматически правильно рассказывать о трудовых действиях.
3. Формировать умение согласовывать в речи прилагательные с существительными (например, чистая посуда).
4. Воспитывать бережное отношение к результатам труда.