Объяснение нового материала.. Подведение итогов.




ХОД УРОКА

Оргмомент.

Здравствуйте ребята!

(откройте тетради и запишите число и классная работа).

Объяснение нового материала.

- Ребята, урок начну с не совсем обычных вопросов. - Сколько тебе лет?

- Какое сегодня число?

- Который это ряд?

- Сколько человек сегодня в классе?

- Что общего в ваших ответах? К изучению какой части речи мы с вами приступаем? Как вы догадались? ( Ответом является число, задавались вопросы: сколько? который?)

- Действительно, мы приступаем к изучению имени числительного – самой молодой из всех имен.

- Каковы же будут цели нашего урока? (Узнать, что такое имя числительное, какие морфологические признаки оно имеет)

- Чтобы назвать морфологические признаки имени числительного, заполним таблицу. (Заполняется по ходу урока)

Часть речи Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное
Что обозначает предмет Признак предмета Количество предметов, порядок при счете
Отвечает на вопросы... Кто? что? Какой? какая? какое? какие? каков? Сколько? какой? какая? какое? какие?
Чем является в предложении Любым членом предложения Определением и сказуемым Любым членом предложения
Морфологические признаки Род, число, падеж, собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, склонение. Качественное, относительное или притяжательное, полная и краткая форма, степень сравнения, падеж, число, род (в ед.ч.) Количественное или порядковое, падеж, число, род.

- Прочитайте предложения и обозначьте числительные как члены предложения.

Два мальчика подошли к школе.

Не хватает седьмого стула.

Рассмотрите рисунок на десятой странице.

Занятия начинаются в восемь часов.

Три и семьдесять.

Разделите шесть на три.

- Каким членом предложения может быть числительное? (Всеми членами предложения).

Имя числительное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос "сколько?" или "какой?".

 

Разряды числительных по значению:

Выделяют количественные и порядковые числительные.

Количественные числительные обозначают отвлеченные числа (пять) и количество предметов (пять столов) и отвечают на вопрос "сколько?".

Количественные числительные бывают целые (пять), дробные (пять седьмых) и собирательные (пятеро).

Целые количественные числительные обозначают целые числа или количества. Целые количественные числительные сочетаются со счетными существительными, т. е. с такими существительными, которые обозначают предметы, которые можно посчитать штуками.

 

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа или количества и сочетаются как со счетными существительными (две третьих конфет), так и с несчетными существительными (две третьих воды), но не могут сочетаться с одушевленными существительными.

 

Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое. К собирательным числительным относятся слова оба, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Собирательные числительные имеют ограниченную сочетаемость; они сочетаются не со всеми существительными, а только с некоторыми:

 

1) с существительными, которые называют лиц мужского пола (двое мужчин); числительное оба сочетается также и с существительными, обозначающими лиц женского пола (обе женщины),

2) с существительными человек, лицо, ребенок (пятеро людей, лиц, детей),

3) с названиями детенышей животных (семеро козлят),

4) с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое саней); с этими существительными сочетаются преимущественно числительные двое, трое и ч етверо,

5) с существительными, называющими парные предметы (двое носков); два носка — это два носка, а двое носков — это четыре носка, т. е. две пары носков,

6) с личными местоимениями мы, вы, они (не было их двоих).

 

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете (первый, второй, пятый, сто двадцать пятый) и отвечают на вопрос "какой?".


Разряды числительных по структуре:

По структуре выделяют числительные простые и составные.

Простые числительные состоят из одного слова (два, двое, второй).

Составные числительные состоят из двух или более слов (пятьдесят пять, пять десятых, пять тысяч пятьдесят пятый).

Сложные числительные состоят из одного слова, но имеют два или несколько корней (пять-сот, пят-и-сот-тысяч-н-ый).

Просмотрите видео https://www.youtube.com/watch?v=nKC89_K1WUw

- Как отличить числительные от других частей речи?

(Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами).

3. Закрепление изученного материала.

1) Задание: вставьте пропущенные буквы. Над количественными числительными надпишите букву к, над порядковыми – п. Подчеркните числительные как члены предложения.

Санкт-Петербург - один из красивейших г_родов России. По количеству м_стов он стоит на втором месте после Венеции. Если все м_сты города? выт_нуть в одну линию, то общая протяжённость составит одиннадцать километров. Шесть цепных м_стов? были построены в дев_тнадцатом веке.

2) Задание: распределите данные слова в четыре столбика:

Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Глагол
       

Десять, двойной, удесятерить, десятый, десятка, удваивать, пятерка, двойка, тройной, единственный, первый, два, тройка, сотый, второй, две, три, пятый, тройник, пятак, тройчатка, шестиклассник.

3) Задание: запишите ответы на вопросы, используя числительные.

1) Сколько лет жил старик со старухой в “Сказке о рыбаке и рыбке”?

2) Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?

3) Сколько богатырей было в “Сказке о мертвой царевне”?

4) О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением “очень похожи, одинаковые”?

5) Сколько у капусты одежек?

6) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать?

7) Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?

(Ответы: тридцать лет и три года, семь пятниц, семь богатырей, две капли, сто одежек, два зайца, семь раз).

Подведение итогов.

- Ребята, как вы думаете, действительно ли числительное занимает важное место в нашей жизни? Давайте представим, что бы было, если бы в нашем мире не было ни одной цифры. (Тогда бы не было такого понятия как время, потому что оно тоже связано с цифрами. Мы не могли бы ничего купить в магазине, потому что не было бы денег, цен, да и магазинов бы тоже).

- Что ещё стало бы невозможным, не будь в мире цифр?

- Что нового о числительном вы узнали на уроке?

- На какие вопросы отвечают числительные?

- Какие морфологические признаки есть у числительных?

- Как отличить числительные от других частей речи?

Домашнее задание.

Упражнение 397,выучить правила

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: