Пример. Дистанционное обучение




Группа Итм-16

С.Ю. Мохова

Ноя 2017

Синквейн

Синквейн –это стихотворная форма из пяти строк, возникшая в США под

воздействием японских силлабических миниатюр хайку и танка.

Правила составления дидактического синквейна таковы:

1.На первой строчке записывается существительное, обозначающее тему синквейна (в данном задании это слово «Инновация»).

2.На второй строчке – два прилагательных или причастия, раскрывающих тему синквейна.

3. На третьей строчке – три глагола или деепричастия, описывающих характерные действия объекта или предмета синквейна.

4. На четвѐртой строчке – целая фраза, состоящая из нескольких слов, характеризующая тему в целом, в которой высказывается своѐ отношение к теме.

5. Пятая строчка – это слово - резюме, которое характеризует суть объекта или предмета, выражает личное отношение респондента к теме

Пример.

Инновация

Усложняющая, оптимизирующая

Творя, создавая, преобразуя

Сначала мир, а потом нас

Навсегда

 

Метод ( методический прием) "Фишбоун" (Рыбий скелет)

 

В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

 

Рис.1 Схема Фишбоун

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек (рис.1). Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

- Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

- Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

- Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

- Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Рис.2 Применение фишбоун на уроке алгебры 9 класса «Типовые задания ОГЭ по математике»

Описание Метода Шести Шляп

Шесть метафорических Шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления.

БЕЛАЯ ШЛЯПА:

- С чем связан белый цвет? (бумага, документальность, факты, цифры и информация).

Белый цвет наводит на мысль о бумаге. Белая Шляпа связана с информацией, используется для привлечения прямого внимания к имеющейся в распоряжении информации или пропущенной информации (люди чаще передают мнение о информации, а не саму информацию). В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

- Какими будут вопросы, если мы надеваем Белую Шляпу?

- Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна? Какой информации нам не хватает? Как получить недостающую информацию? Какие вопросы мы должны задать? Как мы собираемся получить новую информацию? На какие вопросы мы должны получить ответы?

КРАСНАЯ ШЛЯПА: свет, огонь, тепло, эмоции, чувства, интуиция и предчувствия.

Красный наводит на мысль об огне и тепле. Красная Шляпа связана с чувствами, интуицией и эмоциями. Вы можете не осознавать, почему вам что-то нравится, или почему не нравится. Когда используется красная шляпа, у нас появляется возможность описать свои чувства и интуицию без каких бы то ни было объяснений. Ваши чувства существуют, и Красная Шляпа дает возможность их изложить. Это право на собственное мнение. В режиме Красной Шляпы появляется возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

- Вопросы какого характера возникнут под Красной Шляпой?

- Что я чувствую по поводу данной проблемы?

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА: осторожность, критика, опасность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам.

Черный цвет напоминает о мантии судьи, означает осторожность. Неслучайно основная функция – предостережение. Черная Шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям, защищая нас от безрассудных и непродуманных действий. Она говорит, почему что-то может не получиться. Без Черной Шляпы мы постоянно попадали бы в беду. Указывает на возможные риски и подводные камни. Черная Шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме. Это, возможно, самая полезная Шляпа (чаще всего используемая). Однако Черной Шляпой нельзя злоупотреблять, так как злоупотребление опасно само по себе.

- Назовите характерные для Черной Шляпы вопросы.

- Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие слабые места?

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА: растение, рост, развитие, энергия. Исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы, креативность, творческое вдохновение.

Находясь под Зеленой Шляпой, мы придумываем новые идеи, подходы, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая Шляпа позволяет думать о новых возможностях, о внесении предложений, альтернатив, говорить о вариациях существующих идей. Когда используется Зеленая Шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.

- Какие вопросы чаще всего будут звучать под Зеленой Шляпой?

- Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

СИНЯЯ ШЛЯПА: размышления, управление процессом. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.

Синяя Шляпа предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Эта Шляпа предлагает посмотреть на сам процесс мышления. В частности, ее используют в начале любого процесса обсуждения для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Синяя Шляпа упорядочивает последовательность применяемых шляп, суммирует достигнутое.

- Какими будут вопросы у человека в синей шляпе?

- Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться? Чего мы достигли на текущий момент?

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА: солнечный свет, оптимизм, надежда, преимущества, выгода, логический позитив, оптимистичный настрой.

С Желтой Шляпой мы пытаемся найти ценное и выгодное. Желтая Шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи, предложения и их логическое обоснование. Даже если не нравится идея, Шляпа предлагает искать выгодные моменты, хорошие стороны.

- Что в этом хорошего? Каковы преимущества? Кому это выгодно? Откуда появятся преимущества? Каковы различные ценности? Зачем это делать? Каковыми будут результаты? Есть ли в этом выгодные стороны? При каких условиях это будет выгодно?

- Какие вопросы задаст человек под Желтой Шляпой?

- Что, по вашему мнению, относится к преимуществам данного метода?

(обсуждение проблемы любой сложности, легко запоминается метафора – шляпа, возможность использовать только один тип мышления в определенный промежуток времени, подход с новых сторон, экономия времени, переключение мышления и т.д.).

- Определите для каждой Шляпы ключевое слово.

Пример. Дистанционное обучение

Информация

Плюсы и минусы дистанционного обучения?

Какие изменения ожидаются в психической организации?

Здоровьесбережение?

Культура организации провтранства и жизненного времени?

Чувства и эмоции Интуиция

Чего я боюсь в дистанционном обучении?

Что меня привлекает, что мне интересно в случае дистанционного обрзования?

Какие вау-эффекты может предоставить дистанционное образование?

Как может удивить?

По какому поводу я буду гневаться и злиться?

В каком случае я буду горевать?

Что меня будет отвращать в дистанционном образовании?

Может ли возникнуть ситуация презрения?

Негатив Трегдия Драма Критика Проблемы Противоречия

Что мы теряем?

 

Решение проблемы Решение проблемы Креативность

Какие вопросы позволяет решать дистанционное образование?

Целеполагание, управление процессом Обобщение

Какие цели могут быть достигнуты?

Как изменятся правила игры?

 

Логический позитив

Освободится ли время для творчества?

 

Толстые и тонкие вопросы

Вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы).

Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Например:

Толстые? Тонкие?
  • дайте объяснение, почему.
  • почему вы думаете.
  • почему вы считаете.
  • в чем разница.
  • предположите, что будет, если.
  • что, если.
  • кто.
  • что.
  • когда.
  • может.
  • будет.
  • мог ли.
  • как звали.
  • было ли.
  • согласны ли вы.
  • верно ли.

Кластер

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

Рис. 3 Пример применения приёма кластер на уроках математики

 

Рис. 4 Пример кластера «Современные образовательные технологии»

Ромашка Блума

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

Пример применения Ромашки Блума на уроке по физике.

Тема «Сообщающиеся сосуды»

С помощью какой модели можно продемонстрировать принцип действия фонтана?

Какие сосуды называются сообщающимися?

Каким свойством обладают сообщающиеся сосуды?

Где в быту и в технике применяется свойство сообщающихся сосудов?

Что произойдёт, если в сообщающиеся сосуды налить жидкость разной плотности?

Почему в сообщающихся сосудах жидкость устанавливается на одном уровне?

 

Пример применения Ромашки Блума на уроке по физике.

«Обобщение по теме Сила».

Какие силы вы измеряли сегодня на уроке?

Где в реальной жизни встречаются эти силы?

Как можно применить знания о силе трения на практике?

Что произойдет на Земле при отсутствии силы тяжести?

Что произойдет на Земле при отсутствии силы трения?

Что произойдет в случае неверного расчета силы упругости ремня натяжения в передаточном механизме?

 

Прием «Бортовой журнал»

Прием «Бортовой журнал» охватывает все этапы урока, начиная от стадии вызова и заканчивая рефлексией.

Примеры оформления "бортовых журналов"

1. Простая форма бортового журнала

Что я знал по теме Новое знание Графическая форма
       

2. Более полная форма "бортового журнала"

ФИО ученика:

Тема:

Дата:

Ключевые понятия Толкование Графическая форма (рисунок, схема)
1.      
2.    

Оставшиеся вопросы:

1.

2.

Оценка:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: