МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургская государственная академия сервиса и экономики
Кафедра «Экономика и управление на предприятии сферы сервиса»
Е.В. Ялунер
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
В СФЕРЕ СЕРВИСА
Методические указания по выполнению контрольной работы
для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях сферы сервиса»
Санкт-Петербург
Одобрены на заседании кафедры «Экономика и управление предприятием сервиса», протокол № 8 от 5 апреля 2005 г.
Утверждены Методическим Советом ИЭУСС,
протокол № 5 от 6 апреля 2005 г.
Ялунер Е.В. Бизнес-планирование на предприятиях сферы сервиса Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии сферы сервиса». – СПб.: Изд-во СПбГАСЭ, 2005. – 11 с.
Научный редактор: д-р экон., наук, профессор В.Н. Соловьёв
Составитель: канд. экон. наук, доцент кафедры «ЭУПС»
Е.В. Ялунер
Рецензенты: д-р экон. наук, профессор И.Н. Гаврильчак
канд. экон. наук, доцент И.Ю. Левитина
содержание
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.. 3
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.. 3
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 3
Тема 1. Использование дисконтирования для оценки вариантов инвестирования. 4
Тема 2. Абсолютная и сравнительная эффективность капитальных вложений 8
ЛИТЕРАТУРА.. 11
Ó Санкт-Петербургская государственная академия сервиса и экономики
2005 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Оценка бизнеса состоит из оценки его составляющих, как поддающихся буквальному математическому расчету (например, точка безубыточности), так и остающихся вне предмета математики (например, оценка идеи заняться бизнесом). С точки зрения бизнеса оценке подлежат такие его компоненты, как издержки производства и прибыль, рынок, как объект маркетинга, финансы предприятия, налоги, кредит и т.п. Однако оценка отдельных, даже очень важных частей бизнеса в отрыве от всей задачи скорее всего приведет к ошибке, которая, в свою очередь, создаст зону риска именно там, где пренебрегли оценкой. Наиболее объективную оценку бизнеса дает бизнес-план.
Поэтому, основными задачами курса являются следующие:
· дать студентам полное представление о сущности бизнес-плана, этапах его разработки, разделов, его составляющих;
· ознакомить студентов с комплексом методов, приемов разработки разделов бизнес-плана, методов расчетов его основных показателей, особенно в разделе оценки финансовых показателей;
· добиться полного понимания студентами целей и задач, стоящих перед разработчиком бизнес-плана, важности бизнес-плана в общей системе планов, составляемых предприятиями на разных этапах своего развития и преследующих различные цели.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Дисциплина «Бизнес-планирование в сфере сервиса» является дисциплиной специализации «Организация деятельности предприятий сервиса» и призвана вооружить студентов необходимыми теоретическими знаниями, а также выявить специфику двух важнейших функций управления – организации и планирования.
По учебному плану работа над дисциплиной предусмотрена на IV курсе, причем, помимо теоретического материала предусмотрено выполнение контрольной работы, которое осуществляется по вариантам. Варианты заданий на контрольную работу содержатся в настоящих методических указаниях.
К выполнению контрольной работы следует приступать только после внимательного ознакомления с методическими указаниями и проработки соответствующей литературы.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
В контрольной работе рассматриваются методы и способы решения основных задач, встречающихся при разработке различного рода бизнес-планов.
Цель проведения контрольной работы:
1. Ознакомиться с методологическими основами, методами и методиками проведения плановых и организационных расчетов, развить практические навыки самостоятельной работы с учетом особенностей промышленных предприятий и предприятий сферы сервиса.
2. Рассмотреть дисконтирование потока доходов, потока доходов и реверсии, использование дисконтирования для оценки вариантов инвестирования.
3. Рассчитать финансовые риски, стоимость денег во времени, взаимодействие спроса и предложения, эффективности инвестиций.
Индивидуальные задания определяются в соответствие с последней цифрой зачетной книжки. Из каждого раздела студент выбирает по одной задаче в соответствие с последней цифрой зачетной книжки. (Например, номер зачетной книжки 22728 5. Следовательно, задачи для решения – 1.5. и 2.5.). Студент, выполнивший контрольную не по своему варианту получает оценку «неудовлетворительно» и допускается к пересдаче контрольной работы после оформления соответствующего допуска.
Тема 1. Использование дисконтирования
для оценки вариантов инвестирования
УСЛОВИЕ
Рассмотрим проект строительства многоквартирного жилого дома с последующей продажей квартир на рынке жилья.
С целью упрощения допустим. Что в реализации этого проекта задействованы два участника:
1. Компания, имеющая земельный участок и право на его застройку.
2. Строительная фирма, рассматривающая возможность заключения контракта с компанией на строительство.
Условия контракта предусматривают, что компания предоставит земельный участок, всю необходимую проектную документацию, а также понесет все расходы, связанные с оформлением необходимых документов. Кроме того, компания отвечает за организацию и проведение рекламы. Строительная фирма принимает на себя все расходы, связанные со строительством жилого дома.
Доходы от продажи квартир распределены следующим образом:
· 20% квартир безвозмездно передаются муниципалитету города;
· по 40% получает каждый участник проекта.
Степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями предельного уровня объемов производства, цен производимой продукции и другими параметрами проекта.
Необходимая информация для расчета устойчивости проекта приведена в таблице.
Показатели | Ед. изм. | «базовый» вариант | Наиболее «опасный» вариант |
Общая площадь квартир | Кв. м. | ||
Рыночная стоимость 1 кв. метра | руб. | ||
Оценочная стоимость земельного участка | руб | ||
Организационные расходы компании | руб. | ||
Реклама | руб | ||
Проектная документация | руб. | ||
Стоимость строительства 1 кв. метра | руб |
Решение: Приведем расчеты, характеризующие устойчивость проекта.
1. По базовому варианту:
Чистый дисконтированный доход компании
(ЧДД) = 0,4 х 1000 кв. м. х 1200 руб. – 200000 руб. – 10000 руб. – 20000 руб. –
– 50000 руб. = 200 000 руб.
ЧДД строительной фирмы = 0,4 х 1000 кв. м. х 1200 руб. – 300 руб. х 1000 кв.м.= 180 000 руб.
2. По наиболее опасному варианту:
ЧДД (компании) = 0,4 х 1000 кв.м. х 1000 руб. – 200000 руб. – 15000 руб. –
– 30000 руб. – 70000 руб. = 85 000 руб.
ЧДД (строительной фирмы) = 0,4 х 1000 кв. м. х 1000 руб. – 450 руб. х
х 1000 кв. м. = 50 000 руб.
Нетрудно видеть, что проект не является устойчивым, так как он в значительной степени реагирует на происходящие ценовые колебания. Для того чтобы он был реализован, требуется перераспределить риск увеличения стоимости между участниками проекта. Степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями предельного уровня объемов производства, цен производимой продукции и другими параметрами проекта.
Предельное значение параметра проекта для некоторого года его реализации определяется как такое значение этого показателя в данном году, при котором чистая прибыль участника в этом году становится нулевой.
Условия решения задач по вариантам:
1.1.
Показатели | Ед. изм. | «базовый» вариант | Наиболее «опасный» вариант |
Общая площадь квартир | Кв. м. | ||
Рыночная стоимость 1 кв. метра | руб. | ||
Оценочная стоимость земельного участка | руб | ||
Организационные расходы компании | руб. | ||
Реклама | руб | ||
Проектная документация | руб. | ||
Стоимость строительства 1 кв. метра | руб |
1.2.
Показатели | Ед. изм. | «базовый» вариант | Наиболее «опасный» вариант |
Общая площадь квартир | Кв. м. | ||
Рыночная стоимость 1 кв. метра | руб. | ||
Оценочная стоимость земельного участка | руб | ||
Организационные расходы компании | руб. | ||
Реклама | руб | ||
Проектная документация | руб. | ||
Стоимость строительства 1 кв. метра | руб |
1.3.
Показатели | Ед. изм. | «базовый» вариант | Наиболее «опасный» вариант |
Общая площадь квартир | Кв. м. | ||
Рыночная стоимость 1 кв. метра | руб. | ||
Оценочная стоимость земельного участка | руб | ||
Организационные расходы компании | руб. | ||
Реклама | руб | ||
Проектная документация | руб. | ||
Стоимость строительства 1 кв. метра | руб |
1.4.
Показатели | Ед. изм. | «базовый» вариант | Наиболее «опасный» вариант |
Общая площадь квартир | Кв. м. | ||
Рыночная стоимость 1 кв. метра | руб. | ||
Оценочная стоимость земельного участка | руб | ||
Организационные расходы компании | руб. | ||
Реклама | руб | ||
Проектная документация | руб. | ||
Стоимость строительства 1 кв. метра | руб |
1.5.
Показатели | Ед. изм. | «базовый» вариант | Наиболее «опасный» вариант |
Общая площадь квартир | Кв. м. | ||
Рыночная стоимость 1 кв. метра | руб. | ||
Оценочная стоимость земельного участка | руб | ||
Организационные расходы компании | руб. | ||
Реклама | руб | ||
Проектная документация | руб. | ||
Стоимость строительства 1 кв. метра | руб |
1.6.
Показатели | Ед. изм. | «базовый» вариант | Наиболее «опасный» вариант |
Общая площадь квартир | Кв. м. | ||
Рыночная стоимость 1 кв. метра | руб. | ||
Оценочная стоимость земельного участка | руб | ||
Организационные расходы компании | руб. | ||
Реклама | руб | ||
Проектная документация | руб. | ||
Стоимость строительства 1 кв. метра | руб |
1.7.
Показатели | Ед. изм. | «базовый» вариант | Наиболее «опасный» вариант |
Общая площадь квартир | Кв. м. | ||
Рыночная стоимость 1 кв. метра | руб. | ||
Оценочная стоимость земельного участка | руб | ||
Организационные расходы компании | руб. | ||
Реклама | руб | ||
Проектная документация | руб. | ||
Стоимость строительства 1 кв. метра | руб |
1.8.
Показатели | Ед. изм. | «базовый» вариант | Наиболее «опасный» вариант |
Общая площадь квартир | Кв. м. | ||
Рыночная стоимость 1 кв. метра | руб. | ||
Оценочная стоимость земельного участка | руб | ||
Организационные расходы компании | руб. | ||
Реклама | руб | ||
Проектная документация | руб. | ||
Стоимость строительства 1 кв. метра | руб |
1.9.
Показатели | Ед. изм. | «базовый» вариант | Наиболее «опасный» вариант |
Общая площадь квартир | Кв. м. | ||
Рыночная стоимость 1 кв. метра | руб. | ||
Оценочная стоимость земельного участка | руб | ||
Организационные расходы компании | руб. | ||
Реклама | руб | ||
Проектная документация | руб. | ||
Стоимость строительства 1 кв. метра | руб |
1.10
Показатели | Ед. изм. | «базовый» вариант | Наиболее «опасный» вариант |
Общая площадь квартир | Кв. м. | ||
Рыночная стоимость 1 кв. метра | руб. | ||
Оценочная стоимость земельного участка | руб | ||
Организационные расходы компании | руб. | ||
Реклама | руб | ||
Проектная документация | руб. | ||
Стоимость строительства 1 кв. метра | руб |
Тема 2. Абсолютная и сравнительная эффективность
капитальных вложений
В отечественной практике бизнес-планирования предприятий при планировании капитальных вложений применяется показатель абсолютной эффективности – рентабельность капитальных вложений. При статистической постановке задачи показатель рентабельности есть отношение годовой прибыли к объему капитальных вложений:
R = (Ц – С) / К > R n,
где: Ц – годовой выпуск продукции в оптовых ценах по проекту бизнес – плана;
С – себестоимость годового выпуска продукции после полного осуществления строительства и освоения введенных мощностей;
К – полная себестоимость строящегося объекта по проекту.
Полученные в результате расчетов показатели рентабельности (абсолютной эффективности капитальных вложений) сравнивают с нормативом R n.
Капитальные вложения признаются экономически эффективными, если полученные для них показатели рентабельности не ниже нормативов.
Для оценки абсолютной эффективности капитальных вложений применяется также показатель срока окупаемости полных капитальных вложений Т ок.
Т ок. = К / (Ц – С) < Т ок. норм.
Расчетный срок окупаемости капитальных вложений сравнивают с нормативной величиной Т ок. норм.
Т ок. норм. = 1 / R n.
УСЛОВИЕ
Предположим, что имеются два варианта завода, показатели по которым представлены в таблице.
Показатели | Варианты | |
Объем годовой продукции, млн. Руб. | Ц1 = 24 | Ц2 = 24 |
Капитальные вложения, млн. руб. | К1 = 15 | К2 = 30 |
Себестоимость годовой продукции, млн. руб. | С1 = 19,4 | С2 = 15 |
Приведенные затраты, млн. руб. | З1 = 21,2 | З2 = 18,6 |
Прибыль, млн. руб. | П1 = 4,6 | П2 = 9 |
Рентабельность, % | R1 = 0,31 | R 2= 0,3 |
Необходимо выбрать лучший вариант.
Решение.
Определим рентабельность по вариантам:
R1 = 4,6 / 15 = 0,31;
R 2 = 9 / 30 = 0,3.
Если предположить, что в данной фирме норматив рентабельности принят на уровне 0,12, то можно сделать вывод, что оба варианта рентабельны и эффективны.
Выберем лучший вариант.
По минимуму приведенных затрат (З 1 = 21,2 млн. руб., З 2 = 18,6 млн. руб.) выбираем второй вариант.
Аналогичный вывод можно сделать и по показателям срока окупаемости дополнительных капитальных вложений и сравнительной эффективности капитальных вложений.
При одинаковом по вариантам объеме продукции второй вариант требует больших капитальных вложений на К2 – К1 = 15 млн. руб. Эти дополнительные капитальные вложения обеспечивают снижение себестоимости по сравнению с первым вариантом на С1 – С2 = 4,4 млн. руб.
Рассчитаем срок окупаемости дополнительных капитальных вложений:
Т окупаемости = (К2 – К1) / (С1 – С2) = 15 / 4,4 = 3,41 года.
Нормативный срок окупаемости
Т ок. норм. = 1 / R n.
Отсюда в данном случае: Т ок. норм. = 1 / 0,12 = 8,3 года.
Так как Т ок. факт. < Т ок. норм. (3,41 < 8,3), то второй вариант эффективнее первого.
Если при выборе варианта пользоваться показателем сравнительной эффективности, то:
Ес = (С1 – С2) / (К2 – К1) = 4,4 / 15 = 0,29.
Так как Ес > Е, то эффективнее второй вариант.
Условия для решения задач по вариантам
2.1.
Показатели | Варианты | |
Объем годовой продукции, млн. Руб. | Ц1 = 26 | Ц2 = 26 |
Капитальные вложения, млн. руб. | К1 = 15 | К2 = 30 |
Себестоимость годовой продукции, млн. руб. | С1 = 23 | С2 = 19,5 |
Приведенные затраты, млн. руб. | З1 = 21,2 | З2 = 18,6 |
Прибыль, млн. руб. | П1 =3 | П2 = 6,5 |
Рентабельность, % | R1 = 0,2 | R 2= 0,22 |
2.2.
Показатели | Варианты | |
Объем годовой продукции, млн. Руб. | Ц1 = 25 | Ц2 = 24 |
Капитальные вложения, млн. руб. | К1 = 15 | К2 = 30 |
Себестоимость годовой продукции, млн. руб. | С1 = 20,35 | С2 = 15 |
Приведенные затраты, млн. руб. | З1 = 21,2 | З2 = 18,6 |
Прибыль, млн. руб. | П1 = 4,65 | П2 = 9 |
Рентабельность, % | R1 = 0,31 | R 2= 0,3 |
2.3.
Показатели | Варианты | |
Объем годовой продукции, млн. Руб. | Ц1 = 24 | Ц2 = 26 |
Капитальные вложения, млн. руб. | К1 = 15 | К2 = 30 |
Себестоимость годовой продукции, млн. руб. | С1 = 21 | С2 = 19,4 |
Приведенные затраты, млн. руб. | З1 = 21,5 | З2 = 19,1 |
Прибыль, млн. руб. | П1 = 3,0 | П2 = 6,6 |
Рентабельность, % | R1 = 0,2 | R 2= 0,22 |
2.4.
Показатели | Варианты | |
Объем годовой продукции, млн. Руб. | Ц1 = 25 | Ц2 = 24 |
Капитальные вложения, млн. руб. | К1 = 20 | К2 = 40 |
Себестоимость годовой продукции, млн. руб. | С1 = 22,2 | С2 = 20,4 |
Приведенные затраты, млн. руб. | З1 = 21,2 | З2 = 18,6 |
Прибыль, млн. руб. | П1 = 2,8 | П2 = 16 |
Рентабельность, % | R1 = 0,13 | R 2= 0,78 |
2.5.
Показатели | Варианты | |
Объем годовой продукции, млн. Руб. | Ц1 = 26 | Ц2 = 26 |
Капитальные вложения, млн. руб. | К1 = 21 | К2 = 28 |
Себестоимость годовой продукции, млн. руб. | С1 = 23,0 | С2 = 19,4 |
Приведенные затраты, млн. руб. | З1 = 21,2 | З2 = 18,6 |
Прибыль, млн. руб. | П1 = 3,0 | П2 = 2 |
Рентабельность, % | R1 = 0,13 | R 2= 0,1 |
2.6.
Показатели | Варианты | |
Объем годовой продукции, млн. Руб. | Ц1 = 27 | Ц2 = 28 |
Капитальные вложения, млн. руб. | К1 = 15 | К2 = 30 |
Себестоимость годовой продукции, млн. руб. | С1 = 19,4 | С2 = 15 |
Приведенные затраты, млн. руб. | З1 = 21,2 | З2 = 18,6 |
Прибыль, млн. руб. | П1 = 7,6 | П2 = 13 |
Рентабельность, % | R1 = 0,39 | R 2= 0,87 |
2.7.
Показатели | Варианты | |
Объем годовой продукции, млн. Руб. | Ц1 = 24 | Ц2 = 24 |
Капитальные вложения, млн. руб. | К1 = 15 | К2 = 30 |
Себестоимость годовой продукции, млн. руб. | С1 = 20,5 | С2 = 17,5 |
Приведенные затраты, млн. руб. | З1 = 21,2 | З2 = 18,6 |
Прибыль, млн. руб. | П1 = 3,5 | П2 = 6,5 |
Рентабельность, % | R1 = 0,17 | R 2= 0,37 |
2.8.
Показатели | Варианты | |
2ц | ||
Объем годовой продукции, млн. Руб. | Ц1 = 29 | Ц2 = 30 |
Капитальные вложения, млн. руб. | К1 = 15 | К2 = 30 |
Себестоимость годовой продукции, млн. руб. | С1 = 24,5 | С2 = 24,5 |
Приведенные затраты, млн. руб. | З1 = 21,2 | З2 = 18,6 |
Прибыль, млн. руб. | П1 = 4,5 | П2 = 5,5 |
Рентабельность, % | R1 = 0,18 | R 2= 0,22 |
2.9.
Показатели | Варианты | |
Объем годовой продукции, млн. Руб. | Ц1 = 22 | Ц2 = 24 |
Капитальные вложения, млн. руб. | К1 = 15 | К2 = 30 |
Себестоимость годовой продукции, млн. руб. | С1 = 19,4 | С2 = 18 |
Приведенные затраты, млн. руб. | З1 = 21,2 | З2 = 18,6 |
Прибыль, млн. руб. | П1 = 2,6 | П2 = 6 |
Рентабельность, % | R1 = 0,13 | R 2= 0,33 |
2.10
Показатели | Варианты | |
Объем годовой продукции, млн. Руб. | Ц1 = 27 | Ц2 = 25 |
Капитальные вложения, млн. руб. | К1 = 15 | К2 = 30 |
Себестоимость годовой продукции, млн. руб. | С1 = 22,5 | С2 = 19,5 |
Приведенные затраты, млн. руб. | З1 = 21,2 | З2 = 18,6 |
Прибыль, млн. руб. | П1 = 4,5 | П2 = 5,5 |
Рентабельность, % | R1 = 0,2 | R 2= 0,28 |
Примем, что норматив рентабельности принят на уровне 0,16.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997.
2. Бизнес-план инвестиционного проекта / Под общ. Ред. Академика В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 1997.
3. Бизнес-план. Методические материалы. / Под общ. Ред. Проф. Р.Г. Маниловского. – М.: Финансы и статистика, 1995.
4. Маркова В.Д. Бизнес-планирование. – Новосибирск: ЭКОР, 2004.
5. Черняк В.З. Оценка бизнеса. – М.: Финансы и статистика, 2003.
6. Черняк В.З. Черняк А.В., Довдиенко И.В. Бизнес-план в сфере услуг. – М.: Стройиздат, 2004.
Ялунер Елена Васильевна
Бизнес – планирование на предприятиях сферы сервиса Методические указания по выполнению контрольной работы
для студентов специальности 060800 «Экономика и управление
на предприятии сферы сервиса»
Подп. к печати 04.04.2005г. | Формат 60´84 1/16 | |
Усл. печ. л. 0,45 | Уч.-изд. л. 0,75 | Тираж 600 экз. |
Изд. № 001 | Заказ № 0661 |
РИО СПбГАСЭ, лицензия ЛР № 040849
Член Издательско-полиграфической Ассоциации университетов России
СПб государственная академия сервиса и экономики
192171, г. Санкт-Петербург, ул. Седова, 55/1
Отпечатано в ИИГ НОУ «АКТиБ», 192171, СПб., ул. Седова, 55/1
Лицензия ИД №05598 от 14.08.2001 г.