«Решение дробно – рациональных уравнений»
Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:
- образовательная – отработка навыков решения дробно-рациональных уравнений;
- развивающая – развитие вычислительных навыков учащихся; развитие познавательных процессов, памяти, воображения, мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности; расширение кругозора учащихся;
- воспитательная – воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры; воспитание чувства ответственности перед товарищами, умение контролировать свои действия.
Методы обучения: эвристический, репродуктивный.
Формы обучения: фронтальная, парная, самостоятельная.
План урока:
- Организационный момент (1 мин).
- Проверка домашнего задания (2 мин).
- Актуализация опорных знаний и способов действий (7 мин).
- Первичное применение нового материала (23 мин).
- Подведение итогов урока (1 мин).
- Постановка домашнего задания (1 мин).
Ход урока:
- Организационный момент (1 мин).
Приветствие класса. Создатель теории относительности Альберт Эйнштейн в свое время заметил: «Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».
- Проверка домашнего задания (2 мин).
– Итак, ребята, давайте проверим домашнее задания.
– Какие у вас получились ответы в № 603 под б и е?
(Ответ: у1=-6; у2=5) (Ответ: у=4).
– Какие у вас получились ответ в № 605 под в и г?
(Ответ: корней нет) (Ответ: у=5)
– Какие у вас получились ответ в № 606 под а и г?
(Ответ: у= -3)
(Ответ: у=6)
- Актуализация опорных знаний и способов действий (5 мин).
– Чтобы приступить к практическому применению решений дробно – рациональных уравнений, давайте вспомним некоторые опорные понятия.
– Какие уравнения называются рациональными уравнениями?
(Уравнения называются рациональными, если его левая и правая части являются рациональными выражениями).
– Какие рациональные уравнения называются дробными?
(Рациональное уравнение, в котором левая или правая части являются дробными выражениями, называют дробным).
– Что значит решить уравнение? (Найти его корни).
– Сформулируйте алгоритм решения дробных рациональных уравнений. (Чтобы решить дробные рациональные уравнения нужно:
Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.
Умножить обе части уравнения на общий знаменатель.
Решить получившееся целое уравнение.
Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель).
- Первичное применение нового материала (23 мин).
– Давайте откроем учебник на странице 143 и решим № 608 (б, г).
(к доске вызывают два ученика)
– Что будем делать первым действием? (приведем числители к общему знаменателю и расставим дополнительные множители)
– После приведения к общему знаменателю, что будем делать дальше? (раскроем скобки приведем подобные слагаемые)
– После приведения подобных, какое у вас получилось уравнение?
(квадратное уравнение)
– Какой получился дискриминант уравнения? (иррациональным)
– На какие значения разложим дискриминант? (на 4 и 14)
– Какие корни уравнения у вас получились? ()
– Что необходима еще найти у дробно – рационального уравнения? (ООУ) (х ).
– Для того, чтобы привести числитель к общему знаменателю, какой формулой необходимо воспользоваться для третьей дроби? (формулой сокращенного умножения квадрата разности)
– Какой общий знаменатель будет у числителей?
– После раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых, какое у вас получилось уравнение? (квадратное уравнение)
– Какой у вас получился дискриминант уравнения? (больше нуля)
– Какие у вас получились корни уравнения?
– Задача № 609 (а, б) (двое учащихся решают у доски, а остальные решают самостоятельно на своих местах, сверяются с решением на доске).
– Задание № 611(б)
– Для того, чтобы решить это уравнение необходимо сначала приравнять правую и левую часть к у и объединим оба уравнения в систему.
– Чтобы решить графически уравнения, необходимо составить таблицу значений для обоих уравнений и отметить эти точки на графике.
х | -1 | -2 | -3 | |||
у | -6 | -3 | -2 |
у=
х | ||
у |
у= -х+6
– Чтобы найти корни уравнений, необходимо отметить точки на графике и соединить их.
– Пересечения функций на графике, будет являться решением данного уравнения.
– Дополнительные задания для тех, кто идет вперед № 610 и 612.
- Подведение итогов урока (1 мин).
– Какие уравнения вы сегодня решали?
– Назовите алгоритм решения дробно – рациональных уравнений.
– Что вы знаешь очень хорошо?
– Что вам необходимо подучить?
– Какую ты себе отметку поставишь за урок?
- Постановка домашнего задания (1 мин).
П. 25, №608 (а, в), № 609 (в).