Социально-экономические последствия инфляции




Инфляция спроса

Если равновесие нарушается со стороны спроса, то возникает «инфляция спроса». В этом случае инфляция вызывается неудовлетворенным спросом на товары. Потребители хотят приобрести больше продукции, чем может быть произведено экономикой. Возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, растут цены. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».

Что же приводит к такого рода инфляции?

1. Низкий уровень безработицы. Если уровень безработицы высок, то на увеличение совокупного спроса экономика отвечает увеличением объема производства, привлекая бездействующие трудовые и материальные ресурсы по существующим ценам. По мере дальнейшего увеличения спроса экономика приближается к уровню полной занятости, а затем и преодолевает его. Некоторые отрасли полностью используют свои производственные мощности и не могут отвечать на дальнейшее повышение спроса на свои товары увеличением производства. Поэтому цены на них растут.

2. Сверхэмиссия денег. Увеличение платежеспособности может возникнуть из-за дополнительной эмиссии денег, осуществляемой государством чрезмерно. Причины сверхэмиссии, главным образом, связаны с дефицитом бюджета правительства и способами его погашения:

а) к инфляционному росту совокупного спроса приводит расширение государственного сектора, сопровождающееся увеличением зарплаты для привлечения государственных служащих;

б) финансирование военных заказов и расширение ВПК. Деньги для оплаты военных заказов увеличивают денежную массу, не подкрепленную массой товарной, так как продукция этого сектора не является объектом потребительского спроса. Создается давление на цены в сторону их повышения;

в) чрезмерное повышение трансфертных платежей (пенсий, пособий, дотаций и т.д.)

3. Стимулирующая кредитно-денежная политика Центрального банка в случае продажи облигаций на открытом рынке. Процентная ставка снизится за счет расширения денежной массы, а инвестиционные проекты реализуются через определенный лаг времени, за период которого и может произойти инфляционный всплеск.

4. Обесценение отечественной валюты страны по отношению к устойчивой иностранной валюте. Это может произойти, если высока доля иностранной валюты в составе денежного агрегата М2. Этот фактор при падении курса отечественной валюты срабатывает подобно дополнительной эмиссии и может вызвать инфляцию спроса.

Механизм раскручивания инфляции спроса характеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса, а затем - совокупный спрос.

Инфляция предложения

Второй вид инфляции - инфляция предложения (инфляция издержек) - происходит в результате сокращения совокупного предложения в связи с удорожанием издержек производства на единицу продукции.

Основные источники инфляции издержек:

1. Повышение зарплаты. Сильные профсоюзы давят на предпринимателей, добиваясь повышения зарплаты. Повышаются издержки предпринимателей на услуги труда, дороговизна производства делает невыгодным его расширение. Совокупное предложение начинает сокращаться, несмотря на то, что совокупный спрос остается на прежнем уровне, а порой и растет.

2. Импортируемая инфляция. Под импортируемой понимается инфляция, проникающая в экономику страны из-за рубежа через цены иностранных товаров. Так, если в экономике страны широко используются в производстве импортируемые ресурсы (энергоносители и технология), то их резкое подорожание приведет к росту издержек внутри страны и к сокращению совокупного производства при одновременном росте цен.

3. Монополизм фирм. Все виды монополий и олигополий удерживают цены за счет недопроизводства продукции по сравнению с конкурентным объемом выпуска. Происходит завышенная оценка ресурсов по отношению к их предельной производительности, а также завышение цен на продукцию. Распространяясь по всей экономике, искаженные ценовые сигналы с каждым производственным циклом развивают тенденцию к завышенному ценообразованию по сравнению с тем, какими должны быть цены при данном уровне технологического развития.

4. Административное регулирование экономики. Например, частое изменение правовых норм, расплывчатость законодательства, усложнение и частое изменение процедур регистрации и отчетности фирм, усиление регламентации сфер предпринимательства, дробление лицензий, сокращение сроков их действий и т.д. Все это усиливает административные издержки в частности и трансакционные издержки в целом, а значит, может привести к повышению уровня цен в стране и к сокращению легального производства.

Механизм раскручивания инфляции издержек характеризуется тем, что первоначально в результате роста издержек повышается уровень цен, а лишь затем расширяется денежная масса.

На практике трудно различить эти два вида. Например, предположим, что резко возросли расходы на здравоохранение и, следовательно, увеличились совокупные расходы, вызвав инфляцию спроса. Когда на рынках товаров и ресурсов действуют стимулы, вызванные повышением спроса, некоторые фирмы обнаруживают, что их расходы на зарплату, материальные ресурсы и топливо растут. В собственных интересах они вынуждены поднять цены на свою продукцию, поскольку увеличились издержки производства. Хотя в данном случае явно наблюдается инфляция спроса, для многих фирм она выглядит как инфляция издержек.

Различие между инфляцией издержек и инфляцией спроса кроется в другом. Инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существует избыток совокупных расходов. Инфляция же издержек автоматически сама себя ограничивает: она постепенно исчезает, то есть самоизлечивается. Из-за уменьшения предложения реальный объем внутреннего продукта и занятость сокращаются, а это препятствует дальнейшему росту издержек.

 

31. Факторы и причины инфляции, социально-экономические последствия.

 

Необходимо различать внутренние и внешние факторы инфляции.

Среди внутренних факторов можно выделить неденежные и денежные – монетарные.

Неденежные – это нарушение диспропорций хозяйства, циклическое развитие экономики, монополизация производства, несбалансированность инвестиций, государственно‑монополистическое ценообразование, кредитная экспансия, экстраординарные обстоятельства социально‑политического характера и др.

Денежные – кризис государственных финансов: дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег, а также увеличение кредитных орудий обращения в результате расширения кредитной системы, увеличения скорости обращения денег и др.

Внешние факторы инфляции: мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетический, валютный), валютная политика государства, направленная на экспорт инфляции в другие страны, нелегальный экспорт золота, валюты.

Причины инфляции

В целом все причины можно классифицировать в виде двух групп -- внешние и внутренние.

К внутренним причинам развития инфляции относят:

- чрезмерные военные расходы, что способствует потере части общественного богатства, создает дополнительный денежный спрос за счет военных ассигнований без соответствующего поступления товаров в оборот, порождает дефицит государственного бюджета и увеличение государственного долга;

- чрезмерные инвестиции;

- необоснованное повышение цен и заработной платы;

- кризис государственных финансов;

- кредитная экспансия -- расширение масштаба банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, что ведет к эмиссии денег в безналичной форме;

- чрезмерная эмиссия денег в наличной и безналичной форме, увеличение скорости их обращения.

Внешние причины обусловлены ростом цен на импортируемые и экспортируемые товары, обменом банком иностранной

валюты на национальную, мировыми кризисами. К внешним факторам относятся:

- структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, экологический), сопровождающиеся многократным ростом цен на сырье, нефть, импорт которых стал поводом для резкого повышения цен монополиями, товары и услуги которых, пересекая границы собственных стран, экспортируются в другие страны;

- обмен банками национальной валюты на иностранную вызывают потребность в дополнительной эмиссии бумажных денег, что пополняет каналы денежного обращения, ведет к инфляции.

Социально-экономические последствия инфляции

В экономической практике субъектам рынка важно не только всесторонне и правильно измерить инфляцию, но и соответственно оценить ее последствия и адаптироваться к ним. С этой точки зрения прежде всего имеют значение структурные характеристики динамики цен. При так называемой сбалансированной инфляции цены товаров растут, сохраняя прежние соотношения между собой. Особое значение при этом имеет сбалансированность их общего роста с ценами на рынке труда, в таком случае уровень реальных доходов трудящихся не снижается, хотя накопленные ранее денежные сбережения теряют свою ценность. Несбалансированная же инфляция вызывает перераспределение доходов, структурные изменения в производстве товаров и услуг, поскольку цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Особенно быстро растут цены на повседневные товары. Как правило, отстают от других темпы роста цен на рынках труда, что ведет к снижению уровня жизни и росту социальной напряженности.

Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная по размерам инфляция (скажем, ежегодное повышение цен составляет 3--4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен.

Но каковы бы ни были якобы «позитивные» функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний. Отметим кратко лишь некоторые из них.

Инфляция (и это общепризнанно) сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения, разрыв между «крайними» группами получателей доходов.

Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии «связать» деньги у населения.

Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.

Таким образом, к негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

- снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);

- обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);

- потеря у производителей заинтересованности в создании вещественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);

- усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;

- ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;

- ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).

 

32. Методы регулирования инфляции. Антиинфляционная политика.

 

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок. С одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Основными формами стабилизации денежного обращения, зависящими от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы и антиинфляционная политика.

Денежные реформы проводились в условиях металлического денежного обращения. Со второй половины ХХ в. стабилизация денежного обращения как один из важнейших способов восстановления экономики проводится при помощи следующих методов: нуллификации, реставрации (ревальвации), девальвации и деноминации.

Нуллификация означает объявление об аннулировании сильно обесцененной единицы и введение новой валюты.

Реставрация - повышение официального валютного курса.

Девальвация - снижение официального валютного курса.

Деноминация - метод «зачеркивания нулей», т.е. укрупнение масштаба цен.

Антиинфляционная политика - это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек производства оформились две основные линии антиинфляционной политики - дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов (или регулирование издержек). Кроме того появилось новое направление - конкурентное стимулирование производства.

Дефляционная политика - это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем:

- снижения государственных расходов,

- повышения процентной ставки за кредит,

- усиления налогового пресса,

- ограничения денежной массы и т.д.

Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления.

Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко.

Конкурентное стимулирование производства включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов на корпорации, так и по косвенному стимулированию сбережений населения путем снижения подоходного налога.

Модель антиинфляционной политики в ее российском варианте состоит из двух крупных блоков.

Первый блок включает экономические факторы:

- создание эффективной инвестиционной программы;

- формирование стабильной макроэкономической структуры рынка с целью выравнивания диспропорций производства;

- привлечение дополнительных капиталов в производственную сферу.

Второй блок формирует финансовую направленность:

- покрытие бюджетного дефицита с помощью размещения государственных ценных бумаг и отказа от кредитов центрального банка;

- установление регулирующего значения функций налогов (а не только фискальной) в сфере производства;

- резкое снижение эмиссии денег (сверх потребности товарооборота) как наиболее важного денежного инфляционного фактора (хотя с 1994г. правительство не осуществляет эмиссию денег для покрытия дефицита бюджета);

- активная политика доходов, предполагающая согласование и увязку темпа роста зарплаты, доходов и цен под наблюдением и при посредничестве государства (использование опыта Запада о заключении соглашений между правительством, профсоюзами и предприятиями по этим вопросам).

Достижение финансовой стабильности, сокращения дефицита федерального бюджета, обеспечения его финансирования возможно за счет ряда неинфляционных источников:

- повышения собираемости налоговых платежей в бюджет (в том числе за счет существенного сокращения неэффективных налоговых и иных льгот);

- сокращения перечня федеральных целевых программ, что позволит сконцентрировать средства бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

- финансирования регионов из региональных бюджетных расходов, имеющих соответствующую доходную базу.

Выполнение этих условий антиинфляционной стратегии способствует достижению таких основных социальных и экономических целей, как:

- ограждение социальных интересов народа, в первую очередь его малообеспеченных слоев;

- сохранение экономического и научно-технического потенциала страны;

- создание стимулов для производственной в первую очередь инвестиционной деятельности;

- формирование рыночной конкурентной среды.

Основная задача экономических реформ заключается в сложной структурной перестройке российской экономики и прежде всего в активизации инвестиционной политики.

 

33. Особенности инфляционного процесса в России.

 

«Несмотря на официальное признание России страной с рыночной экономикой, по сути, она продолжает оставаться типичным примером экономической системы с развивающимися рынками. Характерными особенностями таких систем являются незавершенность структурных и институциональных изменений, неразвитость финансовых рынков, подверженность угрозе внешних факторов. Неустойчивая внутренняя и внешняя среда способствует автоматическому воспроизводству в них внутренних системных дисбалансов, различных по происхождению. Достигнув определенной границы, накопленное в той или иной подсистеме неравновесие приводит в действие силы, восстанавливающие баланс. Одной из таких мощных балансирующих сил является открытая инфляция» [1, с. 3].

В России инфляционный процесс представляет собой сложное динамическое явление, представленное в виде временного единства процессов накопления инфляционного потенциала и открытой инфляции. Эти две составляющие инфляционного процесса, скрытая и открытая, а также механизмы пре вращения одной в другую позволяют объяснить некоторые парадоксы современной российской инфляции и управления ею. Рассмотрим особенности возникновения, протекания и регулирования инфляционных процессов в России на протяжении всего периода рыночных преобразований и в посткризисный период.

Изучение динамики денежной массы и индексов цен, с которого традиционно начинается любое исследование инфляционных процессов, сразу же обнаруживает ряд трудно объяснимых с точки зрения традиционной теории парадоксов.

1) На протяжении последних пяти лет наблюдается явный диссонанс в движении денежной массы и уровня цен.

2) На протяжении всего периода реформ обнаруживается закономерность инфляционного процесса - его цикличность, имеющая естественное происхождение и никаким образом не связанная с цикличностью денежно-кредитного регулирования.

3) Отсутствие временной согласованности в движении цен и денежной массы, существование реального выбора между инфляцией и ростом не означает абсолютного отрицания взаимосвязи инфляции с динамикой спроса и предложения на деньги. В периоды кризисов не столько изменение предложения денег, сколько внезапные изменения в одном или нескольких компонентах спроса на деньги приводят к появлению избыточной ликвидности. Будучи накопленной в предкризисный период, она в короткий срок из относительной превращается в абсолютную, и никакие инструментальные воздействия центрального банка не способны быстро ликвидировать денежный дисбаланс.

4) История регулирования российской инфляции обнаруживает очевидную несамостоятельность и адаптационный характер денежно-кредитного регулирования. Даже после обретения в 1995 г. Центральным банком РФ формальной независимости и освоения им всех инструментов воздействия на масштабы денежного обращения и стоимость денег нельзя утверждать, что инфляция находится под контролем центрального эмиссионного органа страны. И дело не только в немонетарных составляющих инфляции. Существует лишь внешняя видимость, что монетарная политика, в отличие от валютной и фискальной, при соответствующем институциональном обеспечении гораздо более самостоятельна. Казалось бы, гораздо легче управлять размером денежной массы и стоимостью денег, чем объемом налоговых поступлений или динамикой реального валютного курса. Однако это только видимость.

«На протяжении всего периода рыночных реформ в России инфляция сопровождалась структурными сдвигами в экономике. Прежде всего, в периоды самых высоких темпов роста цен значительно изменялись ценовые соотношения в различных секторах экономики, т. е. реальные цены тех или иных отраслей и производств. С некоторым отставанием происходило изменение и структуры производства, т. е. доли разных отраслей в общем выпуске» [1, с. 56].

Инфляционный процесс 2004 - 2006 гг. уни кален именно в плане соединения долгосрочных форм накопления инфляционного потенциала и факторов краткосрочного воздействия.

К формам накопления инфляционного потенциала последних пяти лет можно отнести следующие.

1. Избыточные сбережения на руках у населения (эта денежная масса может «хлынуть» на потребительские или валютные рынки и вызвать рост потребительских цен и обесценение национальной валюты).

2. Избыточная и слабо управляемая ликвидность в банковской системе (проявляется в виде растущих остатков на корреспондентских и депозитных счетах коммерческих банков, при росте депозитов органов государственного управления).

3. «Мыльные пузыри» современной российской экономики (высокий рост цен на рынке недвижимости).

4. Избыточные государственные резервы.

5. Монетизация льгот.

6. Снижение уровня налогообложения.

7. Ухудшение делового климата, повышение политических рисков в связи с событиями с ЮКОСом.

8. Изменение государственного регулирования отдельных рынков.

9. Рост мировых цен на нефть.

Особенностью современной российской инфляции является еще и то, что она из системного явления все больше превращается вследствие изменений, происходящих на локальных рынках. В настоящее время требуется отдельное изучение влияния в краткосрочном и долгосрочном периодах роста платежеспособного спроса на изменение структуры цен и их общего уровня, в связи с чем необходимо осмысление феномена потребительской инфляции локальных рынков. Наконец, значительное воздействие на текущий уровень инфляции оказывает степень конкурентности отдельных рынков. Поэтому общая картина инфляции остается неполной, если она не завершается анализом поведения российских естественных монополий.

 

34. Валютная система, сущность и особенности организации.

 

Валютная система – это форма организации валютных отношений, закрепленная национальным законодательством (национальная система) или межгосударственным соглашением (мировая и региональная системы). Валютные отношения – разновидность денежных отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте. Деньги, обслуживающие международные отношения, называются валютой.

Различают национальную, мировую и региональную валютные системы.

Национальная валютная система сформировалась в рамках национальной денежной системы, постепенно она обособилась от денежной системы. Национальная валютная система базируется на национальной валюте (денежная единица страны). Она существует в наличной форме (банкноты, монеты) и в безналичной (остатки на банковских счетах). Ее эмитенты – национальные коммерческие и центральные банки.

По мере интернационализации хозяйственных связей на основе национальных валютных систем формируются механизмы межгосударственного регулирования международных и валютных отношений – мировая и региональная валютные системы. Их основные принципы юридически закреплены межгосударственными соглашениями.

Основные элементы мировой и региональной валютных систем: 1) виды денег, выполняющих функции международного платежного и резервного средства; 2) межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности; 3) межгосударственная регламентация режимов валютного курса; 4) межгосударственное регулирование валютных ограничений и условий валютной конвертируемости; 5) международные валютно‑кредитные организации, осуществляющие межгосударственное регулирование валютных отношений (Международный валютный фонд (МВФ), Европейский валютный институт) и др.

В послевоенный период главными формами мировых денег стали резервные валюты и международные денежные единицы – СПЗ (специальные права заимствования) и экю.

Первая послевоенная мировая валютная система получила название бреттон‑вудской; принципы определены в статьях Соглашения об МВФ, принятого на международной валютно‑финансовой конференции ООН (Бреттон‑Вудс, 1944 г.).

Основные элементы этой системы. Золото выполняло функцию мировых денег в качестве окончательного средства погашения международных долговых обязательств и международного резервного средства. Помимо золота в качестве мировых денег использовались доллар США и фунт стерлингов (система золотодолларового стандарта: связь всех валют с золотом осуществлялась через размен на него доллара).

Ныне действующая мировая валютная системаямайская – была оформлена Соглашением стран – членов МВФ, заключенным на международной конференции в Кингстоне (Ямайка, 1976 г.). Роль главного международного платежного и резервного средства была закреплена за коллективной валютой СПЗ.

 

35. Валютная система России.

 

Основные элементы валютной системы России оформлены в законах РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.1992 г., «О Центральном банке», указах Президента РФ, нормативных актах ЦБ РФ и Правительства РФ.

Национальная валюта РФ – российский рубль. Международные ликвидные активы (международные резервы) включают в себя золотовалютные резервы (на которые приходится более 99 % всех международных резервов), резервную позицию страны в МВФ и СПЗ на счетах МВФ.

Официальный курс рубля Центральный банк РФ определяет ежедневно по итогам торгов на ММВБ.

Важным этапом в развитии валютной системы России стало снятие ограничений по текущим операциям платежного баланса в рамках VIII статьи Устава МВФ. Из существенных сохраняется по сути лишь требование об обязательной репатриации экспортных поступлений и продажи экспортной валютной выручки (в течение 14 дней) на внутреннем валютном рынке.

Операции, связанные с движением капиталов, осуществляются при наличии специальных разрешений Центрального банка РФ. В соответствии с российским законодательством сделки купли‑продажи иностранной валюты осуществляются через банки, получившие лицензии Банка России на проведение валютных операций (уполномоченные банки), а также через валютные биржи.

Основным органом валютного регулирования России является Центральный банк РФ.

Валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Центральный банк и Правительство РФ.

 

36. Платежный баланс, структура и особенности формирования.

 

Платежный баланс составляется с целью учета результатов внешнеэкономической деятельности страны. Он является важнейшим источником информации, которая позволяет судить об эффективности участия страны в международном разделении труда и служит основой для принятия решений в области внешнеэкономической политики. Платежный баланс - это статический документ, в котором в систематизированном виде отражены все внешнеэкономические операции страны с другими государствами за определенный период времени. Платежный баланс характеризует соотношение платежей, поступающих в страну из-за границы, и платежей, произведенных ею за границей.

Внешнеторговые сделки, показывающие поступление валюты в страну, отражаются в платежном балансе со знаком «плюс». Платежи и расходы за рубежом заносятся в баланс со знаком «минус».

Структуру платежного баланса составляют следующие основные разделы:

  • торговый баланс, т. е. соотношение между вывозом и ввозом товаров;
  • баланс услуг и некоммерческих платежей;
  • баланс текущих операций, включающий движение товаров, услуг и односторонних переводов;
  • баланс движения капиталов и кредитов;
  • операции с официальными валютными резервами.

 

37. Система золотого стандарта.

 

Начало "золотого стандарта" было положено Банком Англии в 1821 г. Официальное признание эта система получила на конфе­ренции, состоявшейся в 1867 г. в Париже. Просуществовал "золо­той стандарт" до второй мировой войны. Его основой являлось золото, за которым законодательно закреплялась роль главной формы денег. В рамках данной системы курс национальных ва­лют жестко привязывался к золоту и через золотое содержание валюты соотносился друг с другом по твердому валютному курсу. Так, если 1 ф. ст. был равен 1/4 унции золота, а 1 дол. США состав­лял 1/20 унции золота, то за 1 ф. ст. можно было получить при обмене 5 дол. США (1 тройская унция золота равна 31,1 г золота 999 пробы). Отклонения от фиксированного валютного курса были крайне незначительными (не более +/- 1%) и находились в преде­лах "золотых точек" (так называют максимальные пределы отклоне­ния курса валют от установленного золотого паритета, которые оп­ределяются расходами на транспортировку золота за границу).

Необходимость в перевозке золота за границу возникала при появлении во внешней торговле сальдо, которое погашалось эквивалентными золотыми перевозками. При этом золотые пла­тежи не имели ограничений.

Разновидностями "золотого стандарта" являются: 1) золотомонетный стандарт, при котором банками осуществлялась свобод­ная чеканка золотых монет (действовал до начала XX в.); 2) золото­слитковый стандарт, при котором золото применялось лишь в международных расчетах (начало XX в. - начало первой мировой войны); 3) золотовалютный (золотодевизный) стандарт, при ко­тором наряду с золотом в расчетах использовались и валюты стран, входящих в систему "золотого стандарта", который известен как Генуэзский (1922 г. – начало второй мировой войны).

В период первой мировой войны и особенно во времена Вели­кой депрессии (1929-1934 гг.) система "золотого стандарта" переживала кризисы. Золотомонетный и золотослитковый стан­дарты изжили себя, так как перестали соответствовать масштабам возросших хозяйственных связей. Из-за высокой инфляции в боль­шинстве стран Европы их валюты стали неконвертируемыми. США превратились в нового финансового лидера, а "золотой стандарт" видоизменялся.

Генуэзская международная экономическая конференция 1922 г. закрепила переход к золотодевизному стандарту, основанному на золоте и ведущих валютах, которые конвертируются в золото. По­явились девизы – платежные средства в иностранной валюте, пред­назначенные для международных расчетов. Золотые паритеты со­хранялись, но конверсия валют в золото могла осуществляться и косвенно, через иностранные валюты, что позволяло экономить золото государствам, обедневшим во время первой мировой войны.

В период между войнами страны последовательно отказыва­лись от "золотого стандарта". Первыми вышли из системы "золо­того стандарта" аграрные и колониальные страны (1929-1930 гг.), в 1931 г. – Германия, Австрия и Великобритания, в апреле 1933 г. – США (взяв при этом на себя обязательство обменивать доллары на золото по цене 35 дол. за тройскую унцию для иностранных центральных банков с целью укрепления международных пози­ций доллара), в 1936 г. – Франция. Многие страны ввели валют­ные ограничения и валютный контроль. В это время на базе на­циональных валютных систем ведущих стран начинают склады­ваться валютные блоки и зоны.

Валютный блок – это группировка стран, зависимых в эконо­мическом, валютном и финансовом отношении от возглавляю­щей его державы, которая диктует им единую политику в области международных отношений и использует их как привилегирован­ный рынок сбыта, источник дешевого сырья и выгодную сферу приложения капитала.

Целью валютного блока является укрепление конкурентных позиций страны-лидера на международной арене, особенно в мо­менты экономических кризисов. Для валютного блока характер­ны следующие особенности: курс валют прикреплен к валюте стра­ны, возглавляющей группировку; международные расчеты входя­щих в блок стран осуществляются в валюте страны-гегемона; ва­лютные резервы стран-участниц хранятся в стране-гегемоне; обес­печением зависимых валют служат казначейские векселя и обли­гации государственных займов страны-гегемона.

В это время образовались стерлинговый, долларовый и золо­той валютные блоки. Стерлинговый блок был образован в 1931 г. В его состав вошли страны Британского содружества наций (кро­ме Канады и Ньюфаундленда), территории Гонконг, Египет, Ирак и Португалия. Позднее в нему присоединились Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Япония, Греция и Иран. Долларовый блок, возглавляемый США, был образован в 1933 г. В него вошли, по­мимо США, Канада, а также страны Центральной и Южной Аме­рики. Золотой блок создали в 1933 г. страны, стремившиеся со­хранить золотой стандарт, - Франция, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, а позже в него вошли Италия, Чехословакия и Поль­ша. К 1936 г., в связи с отменой системы золотого стандарта во Франции, блок распался. Во время второй мировой войны все валютные блоки перестали существовать.

Преимущества золотого стандарта:

1) обеспечение стабильности как во внутренней, так и во внеш­ней экономической политике, что объясняется следующим: транснациональные потоки золота стабилизировали обменные ва­лютные курсы и создали тем самым благоприятные условия для роста и развития международной торговли;

2) стабильность курсов валют, что обеспечивает достоверность прогнозов денежных потоков компании, планирование расходов и прибыли.

Недостатки золотого стандарта:

1)установленная зависимость денежной массы от добычи и производства золота (открытие новых месторождений и увеличе­ние его добычи приводило к транснациональной инфляции);

2) невозможность проводить независимую денежно-кредитную политику, направленную на решение внутренних проблем страны.

Вторая мировая война привела к кризису и распаду Генуэзской валютной системы, которая была заменена на Бреттон-Вудскую.

 

38. Ямайская валютная система.

 

В январе 1976 г. соглашением стран — членов МВФ был пересмотрен статус золота и введены плавающие валютные курсы.

Ямайская валютная система была оформлена Ямайским соглашением, которое было ратифицировано в 1978 г.

Основой для принятия Ямайского соглашения было соглашение временного комитета МВФ 1976 г. о переустройстве Бреттон-Вудской системы:

· Важнейшим элементом Ямайской валютной системы является вытеснение золота из международных расчетов.

· Центральные банки стран получили во



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: