Методы и методики исследования




Особенности восприятия временной перспективы и мотивация к обучению у студентов

Выполнил:

Студент 4 курса 2 группы

Свинаренко Захар Сергеевич

Научный руководитель:

к.м.н., доцент

Сарычева Юлия Викторовна

Оценка после защиты

 

______________________________________

 

Дата защиты_________________________

 

Состав комиссии:

______________________________________

(подпись)(ФИО)

______________________________________

(подпись)(ФИО)

______________________________________

(подпись)(ФИО)

 

 

Новосибирск

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. История развития временной перспективы в психологии. 5

1.1. Общее представление о временной перспективе. 5

1.2. Общее представление о мотивации у студентов. 8

1.3. Взаимосвязь временной перспективы и мотивационного компонента личности в обучении. 9

Глава 2. Материал и методы исследования. 12

2.1. Общая характеристика исследуемой группы. 12

2.2. Методы исследования. 12

2.2.1. Опросник временной перспективы Зимбардо. 12

2.2.2. Тест смысложизненные ориентации, Д. А. Леонтьев. 13

2.2.3. Методика рисуночных метафор «Мой жизненный путь» И. Л. Соломин. 14

2.2.4. Циклический тест времени Т. Коттл. 15

2.2.5. Методы математико-статистической обработки данных. 15

Глава 3. Результаты исследования взаимосвязи временной перспективы и мотивационной направленности личности у студентов. 16

3.1. Результаты исследования временной перспективы у студентов. 16

3.2. Оценка мотивационной направленности личности к обучению у студентов. 20

3.2.1. Результаты исследования смысложизненных ориентаций. 20

3.2.2. Результаты успеваемости у студентов. 22

3.3. Исследование восприятия временной перспективы в зависимости от мотивационной направленности личности. 22

Выводы. 25

Заключение. 26

Список используемой литературы. 28

 

 

Введение

Исследования временной перспективы приобрели важное значение в начале двадцатого века. Именно введение в оборот данного понятия внесло изменение в представление о факторах влияющих на личность человека. Так как отрицание влияния прошлого опыта и представлений человека о своем будущем не имеет возможности объективизации мотивационного компонента психики. Разработка временной перспективы позволяет прослеживать стадии изменения личности и личностных предпочтений, а так же формирование долговременный целей и задач.

Впервые термин «временная перспектива» в психологию ввел К.Левин. Он рассматривал поведение человека и его сознание через сумму долговременной перспективы и разносторонних личностных характеристик, которые складываются в процессе развития. В раннем детстве прошлое и будущее не имеют никакого значения для ребенка, он находится в настоящем, но со временем взросления позиция настоящего теряет свои главенствующие роли в воздействии на личность.

Исследования мотивации необходимы и постоянно нуждаются в развитии и доработке, так как с каждым годом мотивация различных поколений учащихся изменяется и приводит к тому, что общая направленность программ обучения не справляется с возникающими проблемами в объективизации знаний.

С. Л. Рубинштейн считал, что мотивация человека напрямую связана с его целями, и исходя из этого следует, что изменение целей привод к изменению мотивации. В следствие чего, мотивационная направленность должна изменяться, подстраиваясь под цели нового поколения.

А. Н. Леонтьев говорил, что мотив деятельности — это объект направляющий активность человека на достижение цели или получения результата. Тем самым мы разделяем мотивы на кратковременные и долговременные.

Преимущественно до пятидесятых годов двадцатого века высокий процент учащихся высших учебных заведений имел ведущими внутренние мотивы учебной деятельности, так как социальная ситуация на тот момент утверждала и доказывала необходимость обучения для дальнейшего роста как карьеры, так и личности учащихся. В наше же время, внешние мотивы стали выходить на передний план, из-за изменения в социальной среде, так как знания приобрели форму внешнего показателя заинтересованности учащихся в своем будущем. Так большинство студентов обучающихся в университетах стремятся получить дипломы, а не обогатить свой внутренний мир знаниями.

Необходимость вычленить доминирующие мотивы к обучению с каждым годом не теряет своей актуальности. Допуская во внимание тот факт, что рассматривая будущие перспективы, ещё будучи абитуриентами, многие студенты определяются с профессией по нескольким принципам:

- стоимость обучения и возможность бесплатного обучения

- оплата труда по профессии

- дефицит профессионалов в данной области

- сложность обучения

Основываясь на вышеизложенных факторах, учащиеся выбирают специальность, обучению которой посвятят ближайшие годы жизни.

Но так как время не стоит на месте и уровень «необходимости» профессии каждый раз будет меняться, заставляет рассматривать свои возможные перспективы за несколько лет вперед. Так, на период с весны 2012 по осень 2015 годов была нехватка специалистов юриспруденции, и в эти годы высокий процент абитуриентов старался поступить в учебные заведения с данным направлением подготовки, но резкий скачок дефицита был ликвидирован и «престижность» специальности упала, из этого следует, что изучение мотивации к обучению, может корректировать и прогнозировать спрос на специальности и не допускать возникновения дефицита каких-либо профессий.

Объект исследования: временная перспектива у студентов.

Предмет исследования: временная перспектива и мотивация к обучению у студентов психологов медицинского университета.

Цель исследования: выявить изменения и взаимосвязь временной перспективы и мотивации к обучению у студентов медицинского университета.

Гипотеза: чем выше направленность в будущее, тем выше мотивация к учебной деятельности (смысложизненные ориентации и успеваемость) у студентов.

Задачи:

1. Дать определение, рассмотреть временную перспективу как психологическую категорию с точки зрения различных подходов по данным литературы.

2. Исследовать параметры временной перспективы у студентов.

3. Исследовать мотивационную направленность к учебной деятельности (успеваемость) и смысложизненные ориентации у студентов.

4. Рассмотреть изменения в мотивационной направленности на обучение у студентов в зависимости от курса.

Методы и методики исследования

1. Библиографический метод

2. Экспериментально-психологическое исследование

3. Математическая обработка и анализ данных

Методики:

Для оценки временной перспективы использовались: опросник временной перспективы Зимбардо (ZTPI), методика рисуночных метафор «Мой жизненный путь» И. Л. Соломина, циклический тест времени Т. Коттл.

Для оценки мотивационной направленности личности проводилось исследование двух аспектов:

1. изучение СЖО - смысложизненные ориентации (методика СЖО, Д. А. Леонтьев),

2. изучение успеваемости студентов как одного из аспектов мотивации к обучению.

3. изучение потребности в достижении успеха (Тест - опросник Потребность в достижении цели Орлова Ю.М.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: