Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте




А. Собственная мотивация. Как правило, себе приписываются социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление справедливости, защита чести и достоин­ства, защита демократии, конституционного строя и т.д.). Соб­ственные помыслы оцениваются как благородные, цели — как возвышенные и поэтому достойные реализации. Поэтому оп­понент закономерно приходит к выводу, что он прав.

Б. Мотивы оппонента. Оцениваются как подлые и низмен­ные (стремление к карьеризму, обогащению, подсиживание старшего начальника, лесть и т. д.). Если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной очевидности фиксировать и мо­тивы положительной направленности, то возникают ошибки в оценке мотивов. «Да, — рассуждает участник конфликта, — оппонент в чем-то может быть и прав, но посмотрите, как он действует!». Далее следует подробный анализ противоречащих общепринятым нормам стремлений его оппонента.

Искажение восприятия действий, высказываний, поступков.

А. Собственная позиция. Обычно фиксиру­ется нормативная обоснованность своей позиции, ее целесообразность.

• Целевая составляющая рассматривается в русле «Я прав, поэтому я должен победить!». Операциональная составляющая может восприниматься в следующих вариантах:

- я все делаю правильно (самоподдержка; «Я» — истина в последней инстанции);

- я вынужден так делать (возложение ответственности на обстоятельства);

- по-другому в этой ситуации невозможно поступить (это

единственно верное решение);

- он сам виноват, что мне приходится так действовать

(возложение ответственности на другого);

- все так делают (размывание ответственности вообще).

Б. Позиция оппонента. Рассматривается как ошибочная, бездоказательная, нормативно не подкрепленная. Поэтому единственно возможной целью оппонента, которая может быть признана и одобрена, является «он должен уступить, он дол­жен проиграть». Операциональная составляющая воспринима­ется в следующих интерпретациях:

- это подлые поступки, это удары ниже пояса (действиям

приписывается аморальное, противоправное содержание);

- он делает только то, что мне во вред (нейтральные дейст­вия рассматриваются как агрессивные);

- он намеренно так поступает (непреднамеренные действия

воспринимаются как умышленные).

Искажение восприятия личностных качеств.

А. Восприятие самого себя. Обычно выделяются положительные и привлекательные черты. Они пропагандируются среди окружающих, в том числе и в среде оппо­нента. Игнорируются и не принимаются замечания, упомина­ния, указания о любых сомнительных, нелепых и невыгодных качествах, свойствах своей личности. Акцентирование только положительного в самом себе позволяет выдвигать постулат «хорошие люди совершают хорошие поступки».

Б. Личность оппонента. Происходит усиление и гиперболизация негативных черт и свойств. Срабатывает эффект поиск; «соринки в глазу другого». Усиливается поиск всего негатив­ного и непривлекательного. В оппоненте игнорируется поло­жительное, общечеловеческое, ценное. Оправдывается высмеи­вание недостатков (в том числе природного свойства), допуще­ние оскорблений в его адрес.

Принимается и поддерживается резюме «плохие люди дейст­вуют плохими методами». Например, в исследовании руководите­лей К. Томас и Л. Понди [75] получили следующие данные. В от­вет на просьбу описать недавний серьезный конфликт в коллекти­ве только 12% высказали мнение, что противоположная сторона была готова к сотрудничеству; 74% считали, что сами они стремились к сотрудничеству. По словам руководителей, они сами «предлагали», «сообщали» и «рекомендовали», в то время как их противники поребовали», «отрицали все, что бы я ни сказал» и «отказывались».

Таким образом, можно говорить, что искажение обобщаю­щего образа оппонента в ходе восприятия конфликтной ситуации приводит к формированию «образа врага». Этот образ является целостным представлением об оппоненте, интегрирующим в себе как истинные, так и иллюзорные черты, качества и свойства. Признаки «образа врага»: недоверие, возложение вины на врага, негативное ожидание, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ оппоненту в сочувствии. Этот образ начи­нает формироваться в ходе латентной фазы конфликта в резуль­тате восприятия, детерминированного исключительно негатив­ными оценками (подробнее см. гл. 20).

Степень искажения восприятия конфликтной ситуации. Выделяют ряд факторов, которые порождают и усиливают степень искажения восприятия конфликтной ситуация.

Состояние стресса. В значительной степени изменяет проте­
кание психических процессов. Обычно сужает и затрудняет
мышление, упрощает восприятие.

Высокий уровень негативных эмоций, как правило, ведет к
резкому увеличению искажения восприятия конфликтной
ситуации [4].

Уровень информированности участников друг о друге. Чем мень­
ше информации о другом имеется у оппонента, тем больше он
домысливает и «достраивает» недостающие фрагменты инфор­
мации, формируя образ конфликтной ситуации [64].

Особенности перцептивных процессов также влияют на полно­
ту информационной модели конфликта. Выявлено, что лич­
ности с низким когнитивным развитием оценивают ситуа­
ции поверхностно, их оценки носят крайний характер [56].

Неумение предвидеть последствия. Неспособность правильно
оценить и спрогнозировать развитие конфликта ведет к уве­
личению ошибок в восприятии конфликтной ситуации. Вы­
явлено, что только в 15% конфликтов оппоненты точно или
почти точно прогнозируют развитие событий.

Чем более жизненно важные мотивы и потребности личности
затрагиваются в конфликте, тем выше вероятность искаже­
ния восприятия (Г. Ковалев).

Доминирование в сознании оппонента «агрессивной концепции
среды»
также предопределяет ошибочное восприятие оппо­
нента в конфликте [36].

Негативная установка на оппонента, сформировавшаяся в
доконфликтный период отношений, служит своеобразным
фильтром для адекватного восприятия другого [129].
Кроме того, некоторые авторы (А. Дмитриев, В. Кудрявцев, С. Кудрявцев) справедливо отмечают, что неадекватность оценки ситуации может вызываться такими факторами, как ограниченность кругозора, состояние алкогольного или нарко­тического опьянения и т.д. Имеет значение и фактор времени: не во всем можно досконально и объективно разобраться.

Выводы

1. Структура конфликта — это совокупность его устойчивых
связей, обеспечивающих целостность, тождественность
самому себе, отличие от других явлений социальной жизни.
Без наличия этих связей конфликт не может существовать
как динамически взаимосвязанная система и процесс.

2. Конфликтная ситуация представляет собой систему взаи­
мосвязанных и взаимообусловленных элементов объек­
тивного и субъективного уровня, отражающих актуальное
противоречие. Она включает в себя участников конфликта
(оппоненты, группы поддержки, другие участники), предмет
и объект конфликта, элементы микро- и макросреды, свя­
занные с конфликтом. Психологические компоненты кон­
фликта составляют актуальная мотивация сторон, их стра­
тегии и тактики поведения, а также их информационные
модели конфликта.

3. Особенность восприятия конфликтной ситуации — его ис-
каженность. Наибольшему искажению подвергаются мо­
тивы поведения сторон, их действия, высказывания и по­
ступки, личностные качества оппонентов.

 

Глава 18 Функции конфликтов

 

Системно-функциональный анализ конфликтов показывает, что они играют важную роль по отношению к участникам и социальной сре­де. Это влияние многозначно и может быть рассмотрено как функ­циональность конфликта. Конфликт функционален в том смысле, что социальные и психологические процессы его развития воздей­ствуют на психику, поведение, деятельность как оппонентов, так и окружающих.

 

18.1. Двойственный характер функций конфликта

 

В повседневной жизни сложилось достаточно однозначное от­ношение к конфликтам как негативным явлениям. Возникновение конфликта в цехе или отделе, в семье или в кругу друзей рассмат­ривается как симптом неблагополучия, и силы заинтересованных сторон направляются на его преодоление. Те, кто признает кон­фликт нежелательным явлением, считают его разрушителем нор­мально функционирующей социальной системы. По их мнению, в своей основе конфликт не присущ системе и возникает тогда, ко­гда активизируются силы, которые стремятся создать нестабиль­ность в данной системе. С помощью механизма гомеостаза система возвращается в стабильное состояние.

Другая научная традиция рассматривает конфликт как не­обходимый компонент социальных отношений. Такая точка зрения присутствует в трудах Аристотеля, Гоббса, Гегеля, Ве­чера, Маркса, Козера, Дарендорфа. В соответствии с ней факт Дефицита в обществе сам по себе достаточен, чтобы вызвать Конфликт. Каждый человек стремится увеличить свою долю де­фицитных ресурсов и, если необходимо, за счет других.

… Для реального мира необходимо пересечение различных взглп-9O8, конфликтов, изменений. Именно конфликт и изменения дают свободу людям; без них свобода невозможна (Р. Дарендорф). …

По мнению Л. Козера, внутренние социальные конфликты, 1 которые не противоречат принятым основам внутригрупповых отношений, как правило, носят функционально-позитивный | характер.

Наличие противоположных точек зрения на роль конфликтов в жизни личности и групп различного уровня наблюдается также на протяжении всего времени изучения конфликтов отечественными специалистами.

Итак, основные функции конфликта могут быть объединены в блок конструктивных и блок деструктивных функций. Оценивая их, необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.

• Неоднозначность оценок и противоречивость результатов
экспериментальных исследований высветили отсутствие^
четких критериев различения конструктивных и деструктив-1
ных конфликтов. Наличие таких критериев позволило бы по-1
лучить наряду с оценками существующего характера отноше-1
ний людей в коллективе и прогноз их возможного развития!
[29]. Грань между конструктивными и деструктивными!
функциями, казалось бы, достаточно четко просматриваемая в|
теории, заметно теряет свою однозначность, когда дело дохо-1
дит до оценки последствий конкретного конфликта.

• Трудно дать обобщенную оценку положительной и отрицатель­
ной ролей конфликта. Подавляющее большинство конкрет­
ных конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и'
деструктивные функции.

• Конструктивность и деструктивность конкретного конфликта
зависят от многих факторов, основными среди которых яв-1
ляются особенности процесса разрешения конфликта и прежде;
всего его результаты. Если конфликт разрешается цивилизо-1
ванными способами, а в результате разрешения побеждает;
правая сторона или, еще лучше, — в выигрыше остаются обе»
стороны, то такой конфликт будет конструктивным. В про­
тивоположном случае конфликт деструктивен.

• Степень конструктивности и деструктивности конкретного кон­
фликта может меняться на различных стадиях его развития [87]: I

… Один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную poль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную — на другом этапе, в другой конкретной ситуации. …

• Необходимо учитывать, для кого из участников конфликта он кон­структивен, а для кого — деструктивен. Если целью одной из сто­рон может быть устранение противоречия, то целью другой сторо­ны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта либо разрешение противоречия без противоборства. В конфликте могут быть заинтересованы не сами оппоненты, а иные силы, провоцирующие конфликт. Поэтому функции конфликта с пози­ций разных участников могут оцениваться по-разному.

Учитывая эти обстоятельства, рассмотрим основные функ­ции конфликтов по отношению к оппонентам и их социально­му окружению.

 

18.2.Деструктивные функции конфликтов

 

Как правило, наиболее очевидны и поэтому чаще всего фиксируются в нашем сознании деструктивные функции кон­фликтов. По отношению к главным участникам взаимодейст­вия конфликты действуют следующим образом.

• Большинство конфликтов оказывает выраженное негативное
воздействие на психическое состояние его участников. Дина­
мика изменения настроения оппонентов в конфликте пред­
ставлена на рис. 18.1.

• Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровож­
даться психологическим и физическим насилием, а значит,
травмированием оппонентов. Статистика свидетельствует,
что большинство умышленных убийств совершается в резуль­
тате эскалации конфликтов. Огромным количеством жертв,
как правило, сопровождаются межэтнические и межгосудар­
ственные конфликты.

• Конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается
стрессом. При частых и эмоционально напряженных кон­
фликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых
заболеваний, а также хронических нарушений функциониро­
вания желудочно-кишечного тракта.

Конфликт — это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия!
до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой стороне,
враждебность, ненависть нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи. Иногда в результате конфликта взаимоот-1
ношения участников вообще прекращаются (рис. 18.2).

Особенно ухудшаются отношения между оппонентами в ходе конфликта. После его завершения происходит частичная нормализация взаимоотношений, но они редко полностью восстанавливаются. В конфликтах между государственными служащими после завершения конфликта отношения оппонентов еще более ухудшаются. Это связано с тем, что в значительной части данных конфликтов один из оппонентов обычно вынужден увольняться, что не способствует восстановлению взаимоотношений.

• Конфликт формирует негативный образ другого — «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту. Это выражается в предвзятом
отношении к нему и готовности действовать в ущерб ему.

• Конфликты негативно отражаются на эффективности дея­тельности оппонентов. Участники конфликта обращают меньше внимания на качество работы. Но и после конфлик­та оппоненты не всегда могут работать с такой же продук­тивностью, как до конфликта.

• Конфликт закрепляет в социальном опыте личности и группы насильственные способы решения проблем. Победив однажды с помощью насилия, человек воспроизводит данный опыт в Других аналогичных ситуациях социального взаимодействия.

• Конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие лич­ности. Они могут способствовать формированию у человека неверия в торжество справедливости, убежденности, что ру­ководитель всегда прав, мнения о том, что в данном коллек­тиве ничего нового внедрить не удастся.

Конфликт иногда оказывает значительное воздействие на; микро- и макросоциапьную среду. Чем интенсивнее связи oппонентов с окружением, тем это влияние ощутимее. Влияние конфликта на группу, где он происходит, зависит также от рангов участников, отстаиваемых интересов, интенсивности противоборства. Негативное воздействие конфликта на группу {организацию) проявляется в различных аспектах.

• Конфликт неизбежно сопровождается нарушением системы
коммуникаций, взаимосвязей в коллективе, организации.

• Конфликт может отрицательно повлиять на взаимоотноше­
ния в коллективе, на его социально-психологический кли­
мат. Исследования показывают, что в результате деструктив­
ного разрешения конфликтов ухудшаются взаимоотношений
в 19 - 30% случаев [4; 79; 129].

• Частые конфликты ослабляют ценностно-ориентационное
единство группы, ведут к снижению групповой сплоченности.

• Во время конфликта почти в каждой третьей ситуации ухуд­шается качество совместной деятельности коллектива [79]. После завершения конфликта наблюдается ухудшение качества совместной деятельности в 15—16% ситуаций [4; 129]. Это происходит, когда: конфликт не разрешился и посте­пенно затухает; своих целей добился оппонент, который был неправ; конфликт оказался длительным, и победа правого оппонента оказалась «пирровой»; в конфликт оказались втяну­тыми многие члены социальной группы.

 

1 8.3. Конструктивные функции конфликтов

 

Среди конструктивных функций конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие.

• Конфликт устраняет полностью или частично противоречие,
возникающее в силу несовершенства организации деятель­
ности, ошибок управления, нерадивости отдельных работни­
ков и т.п. Он высвечивает узкие места, нерешенные вопро­
сы, факты недостаточной деловитости и порядочности. При
завершении конфликтов в более чем 65% случаев удается
полностью, в основном или частично разрешить противоре­
чия, лежащие в их основе.

• Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-
психологические особенности людей, участвующих в нем. Кон­
фликт тестирует ценностные ориентации человека, относи­
тельную силу его мотивов, направленных на деятельность, на
себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую ус­
тойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Он
способствует более глубокому познанию друг друга, раскры­
тию не только непривлекательных черт характера, но и цен­
ного в человеке. Приблизительно в 10—15% конфликтных си­
туаций взаимоотношения между оппонентами после заверше­
ния конфликта становятся лучше, чем были до него.

• Конфликт позволяет ослабить психическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуа­цию. Конфликтное взаимодействие, особенно сопровождав- мое бурными эмоциональными реакциями, помимо возмож-1 ных негативных последствий, снимает у человека эмоцио-1 нальную напряженность, приводит к последующему сниже-1 нию интенсивности отрицательных эмоций.

• Конфликт служит источником развития личности, межличностщ
ных отношений. При условии конструктивного разрешения кон-|
фликт позволяет человеку подняться на новую высоту; расширить!
сферу и способы взаимодействия с окружающими. Личность при-I
обретает социальный опыт решения трудных ситуаций.

• Конфликт может улучшить качество индивидуальной деящ
тельности. После завершения конфликтов по вертикали в
28% случаев повышается качество индивидуальной деятель-!
ности руководителя (в 17% случаев качество деятельности!
руководителя ухудшается). Динамика изменения качества!
индивидуальной деятельности руководителя и подчиненного!
представлена на рис. 18.4.

Сравнение динамики изменения качества деятельности руЯ ководителя и подчиненного показывает, что качество индивиЯ дуальной деятельности подчиненного значительно чаще (почтя в четыре раза) ухудшается в ходе конфликта по сравнению Я качеством деятельности руководителя. После конфликта рукоЯ водитель или не меняет отношения к работе, или лучше отноЯ сится к выполнению обязанностей, чем до конфликта. ОбъясЯ няется это тем, что руководитель значительно чаще добивается своих целей в конфликте, чем подчиненный.

• При отстаивании справедливых целей в конфликте оппонеЯ
повышает свой авторитет у окружающих. Заметно улучшает!
ся отношение сослуживцев к нему. Это происходит в четырч
раза чаще, чем в отношении к участнику конфликта, котв
рый отстаивал в борьбе сомнительные цели [103].

• Межличностные конфликты, будучи отражением противорШ
чий процесса социализации, служат одним из средств садЛ
утверждения личности, формирования ее активной позииш
во взаимодействии с окружающими и могут быть определи
ны как конфликты становления, самоутверждения, социалй!
зации [86].

Конструктивные функции конфликтов по отношению к социуму заключаются в следующем.

• Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества. Он поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником нововведений и развития. Выявлено, что в инновационных конфликтах именно новатор выступает его инициатором и часто добивается изменений [80]. Одна из форм осуществления инновации — конфликт.

• Конфликт высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы. С его помощью руководитель или группа регулирует Поведение отдельных лиц. Конфликт может выступать инст­рументом превентивного пресечения недобросовестного поведения. Конфликт часто улучшает эффективность совместной деятельности коллектива.

Межличностные конфликты в организациях положительно влияют на эффективность совместной деятельности почти три раза чаще, чем отрицательно.

• Конфликт зондирует общественное мнение, коллективные на
строения, социальные установки. Обнажая противоречие^
конфликт актуализирует гуманистические ценности [121].

• Поскольку основой возникновения конфликта служит отрицЯ
ние предшествующих отношений между сторонами, то конфликт может способствовать созданию новых, более благоприятных условий, к которым легче адаптируются члены коллектива.

• Известно, что конфликт может выполнять функцию сплочения
группы перед лицом внешних трудностей (К. Кэмпбелл).

• В научных коллективах конфликты, обусловленные предметнЯ
познавательной деятельностью их членов, создают интеллекту!
ально-эмоциональную напряженность, которая сопутствуе!
столкновению различных стратегий исследовательского повед^
ния, что способствует поиску продуктивных решений проблем.

• Конфликт оптимизирует межличностные отношения, мояв
благоприятно влиять на взаимоотношения в коллектив Обычно повышается трудовая дисциплина, руководители бо­лее чутко реагируют на нужды подчиненных, снимается на­пряженность в отношениях, устанавливается более доброже­лательная обстановка. Это происходит почти в каждом вто­ром конфликте [4].

Выводы

1.Влияние конфликта на его участников и социальное окру­
жение имеет двойственный, противоречивый характер.
Это связано с отсутствием четких критериев различения
конструктивных и деструктивных конфликтов, трудностя­
ми оценки результатов конфликта. Кроме того, степень
конструктивности конфликта может меняться по мере его
развития. Также необходимо учитывать, для кого из уча­
стников он конструктивен, а для кого — деструктивен.

2.Негативное воздействие конфликта на оппонентов за­
ключается в том, что он: значительно ухудшает настрое­
ние; приводит к насилию и гибели людей; разрушает меж­
личностные отношения, вызывает болезни; может ухуд­
шать качество индивидуальной деятельности; способству­
ет закреплению социальной пассивности личности. Дест­
руктивное воздействие конфликта на социальное окруже­
ние проявляется в нарушении системы отношений, ухуд­
шении социально-психологического климата, качества со­
вместной деятельности, снижении сплоченности группы.

3. Среди конструктивных функций конфликта можно выде­
лить: устранение противоречия в отношениях; более глу­
бокое познание участниками конфликта друг друга; ос­
лабление психической напряженности; способствование
развитию личности; улучшение качества деятельности;
повышение авторитета участника в случае его победы.
Положительное влияние конфликта на социальное окруже­
ние заключается в том, что он: активизирует социальную
жизнь, высвечивает нерешенные проблемы, актуализирует
гуманистические ценности, может способствовать сплоче­
нию группы перед внешней опасностью и др.

 

Глава 19. Динамика конфликтов

 

Как любое социальное явление конфликт может быть рассмотрен как процесс, протекающий во времени. Конфликт имеет определенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завер­шается. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов.

 

19.1. Основные периоды и этапы в развитии конфликта

 

Прежде чем рассмотреть этапность развития конфликта, необходимо определить его временные границы — начало и окончание. Это важно для понимания его отличий от «околоконфликтных» явлений и выработки целесообразных стратегий управляющего воздействия на конфликт.

Начало конфликта. Может быть зафиксировано в виде первых
актов противодействия сторон. Для признания конфликта начавшимся требуются три совпадающих условия:

• первый участник сознательно и активно действует в ущерб
другому участнику (под действиями понимается как физиче­ские движения, так и передача информации);

• второй участник (оппонент) осознает, что указанные дейст­вия направлены против его интересов;

• в связи с этим оппонент предпринимает ответные действия
против первого участника [36].

Если одна из взаимодействующих сторон предпринимав агрессивные действия, а вторая занимает пассивную позиции то конфликта нет. Конфликт отсутствует также, когда одна из сторон замышляет конфликтное взаимодействие, т. е. совершает мысленные, а не поведенческие действия.

Окончание конфликта. Может иметь различные формы и исходы. Однако в любом случае речь идет о прекращении действий, направленных друг против друга. В динамике конфликта можно выделить следую­щие периоды и этапы (рис. 19.1).

Латентный период (предконфликт). Включает этапы: возникновение объективной проблемной ситуации; осознание объ­ективной проблемной ситуации субъекта­ми взаимодействия; попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами; возникно­вение предконфликтной ситуации.

Возникновение объективной проблемной ситуации. Если не счи­тать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно кон­фликт порождается объективной проблемной ситуацией [87]. Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремле­ниями и т.п.). Так как противоречие еще не осознано и нет кон­фликтных действий, то эту ситуацию называют проблем­ной. Она является результатом действия преимущественно объ­ективных причин. Ежедневно возникая на производстве, в бизне­се, в быту, семье и других сферах жизни, многие проблемные си­туации существуют длительное время, не проявляя себя.

… Объективные противоречивые ситуации, возникающие s дея­тельности людей, создают потенциальную возможность возникно­вения конфликтов, которая переходит в реальность только в со­четании с субъективными факторами [32] …

Одно из условий такого перехода — осознание объективной проблемной ситуации.

Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие ре­альности как проблемной, понимание необходимости пред­принять какие-то действия для разрешения противоречия со­ставляют смысл данного этапа. Наличие препятствия для реа­лизации интересов способствует тому, что проблемная ситуа­ция воспринимается субъективно, с искажениями. Субъектив­ность восприятия порождается не только природой психики, но и социальными различиями участников коммуникации.

Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы и интересы. Индивидуальность осознания порождается также различиями в знаниях, потребностях, других особенностях участников взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами. Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание ситуации противоречивой не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто они или одна из них пытаются решить проблему неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны).

Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на ном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.

Возникновение предконфликтной ситуации. Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Ситуация может осознаваться как предконфликтная и при восприятии угрозы каким-то общественно важным интересам. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза (что происходит в проблемной ситуации), а как непосредственная. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.

Открытый период. Часто его называют конфликтным взаимо­действием или собственно конфликтом. Он включает: инцидент; эскалацию конфликта; сбалансированное противодействие; завершение конфликта.

Инцидент представляет собой первое столкновение сторон, пробу сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользy. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт раз­ится дальше как череда конфликтных событий, инцидентов.

Взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, привнося новые стимулы для дальнейших действий. Этот процесс можно представить следующим образом: переход от переговоров к борьбе — борьба накаляет эмоции — эмоции увеличивают ошибки восприятия — это ведет к интенсификации борьбы и т.д. Такой процесс получил название «эскалация конфликта».

Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов. Ввиду важности данного этапа он более подробно рассмотрен в следующем параграфе.

Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми ме­тодами не дает результата, но действия по достижению согла­сия еще не предпринимаются.

Завершение конфликта заключается в переходе от кон­фликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

Послеконфликтный период. Включает два этапа: частичную нормали­зацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений.

Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в кон­фликте. Этап характеризуется переживаниями, осмыслением своей позиции. Происходит коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Негативные установки по от­ношению друг к другу не дают возможности сразу нормализо­вать отношения.

Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодей­ствия. Этому способствуют преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установле­ние доверия.

Рассмотренные периоды и этапы могут иметь различную дли­тельность: быть спрессованы до нескольких мгновений (например, в конфликте-стычке школьников на перемене) или могут длиться десятилетия (война за независимость испанских колоний в Амери­ке 1810—1826 гг. или вьетнамская война 1959—1973 гг.). Некото­рые этапы могут отсутствовать, например, после инцидента одна из сторон уступает и конфликт завершается.

В конфликте можно выделить временной отрезок, который характеризуется дифференциацией сторон. Конфликт развивает­ся по восходящей, разногласия между сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эс­калация не теряет смысл. С этого момента начинается процесс интеграции. Участники начинают стремиться к соглашению, приемлемому для обеих сторон (Р. Валтон).

Разделение конфликта на периоды и этапы позволяет рас­сматривать его как явление со сложной динамикой. Отдельные стратегии и тактики имеют различный смысл на разных отрез­ках времени протекания конфликта. Конфликт часто включает моменты «исследования» возможностей оппонента и своих ре­сурсов, при которых прямая конфронтация отсутствует.

 

19.2. Эскалация конфликта

 

Под эскалацией конфликта (от лат. scala — лестница) понима­ется прогрессирующее во времени развитие конфликта, обостре­ние противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. Эскалация конфликта представляет ту его часть, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.

Эскалация конфликта характеризуется следующими признаками.

• Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности. Ниже
рассмотрен более подробно психологический механизм эскала­ции. Сейчас отметим, что в ходе эскалации происходит переход
к более примитивным формам отражения.

• Вытеснение адекватного восприятия другого образом врага.
Образ врага как целостное представление об оппоненте, ин­тегрирующее искаженные и иллюзорные черты, начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в ре­зультате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реали­зованы, образ врага носит очаговый характер. Его можно сравнить со слабо проявленным фотографическим снимком, где изображение нечеткое и бледное. В ходе эскалации образ врага проявляется все более выразительно и постепенно вы­тесняет объективный образ. О том, что образ врага становит­ся доминирующим в информационной модели конфликтной ситуации, свидетельствуют:

недоверие (все, что исходит от врага, — либо плохо, ли­бо, если это разумно, преследует нечестные цели); возложение вины на врага (враг ответствен за все воз­никшие проблемы и виноват во всем); негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью — нанести нам вред); отождествление со злом (враг воплощает противополож­ное тому, что я есть и к чему стремлюсь, он хочет унич­тожить то, чем я дорожу и поэтому должен быть сам уничтожен);

представление «нулевой суммы» (все, что выгодно врагу, вредит нам, и наоборот);

деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом); отказ в сочувствии (мы не имеем ничего общего с нашим врагом, никакая информация не сможет побудить нас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно).

Закреплению образа врага способствуют: возрастание нега­тивных эмоций; ожидание деструктивных действий другой сто­роны; негативные стереотипы и установки; значимость объекта конфликта для личности (группы); длительность конфликта.

• Рост эмоционального напряжения возникает как реакция на
рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости
противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время; сопро­тивление оппонента.

• Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Ко­гда сталкиваются мнения людей, то они обычно стараются их аргументировать. Окружающие, оценивая позицию чело­века, косвенным образом оценивают и его способность к аргументации. Человек обычно придает значительную лич­ностную



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: