Симфоническая поэма Ф. Листа «Прелюды» - новый жанр программной симфонической музыки




Билет 7

Творчество Роберта Шумана как новый этап в развитии музыкального романтизма.

Роберт Шуман (1810 - 1856) — великий немецкий композитор и музыкальный критик, представитель стиля романтизм. В музыке Шумана воплотились самые характерные черты немецкого романтизма – психологизм, стремление к идеалу, личность тона, острота иронии и горечь от ощущения низменного мещанского духа (как он сам говорил, «кричащих диссонансов» жизни).

Духовное формирование Шумана началось в 20-е годы XIX века, когда романтизм в Германии только что пережил блистательный расцвет в литературе (имена поэтов…) Влияние литературы на творчество Шумана было очень сильным. Именно в его творчестве осуществилось глубинное проникновение литературных закономерностей в музыку. Он был убежден в том, что «эстетика одного искусства есть эстетика и другого, только материал различен». Эта связь выявила такие характерные черты творчества Шумана, как прямое сочетание музыки с литературой в вокальных жанрах; обращение к литературным образам и сюжетам; создание таких музыкальных жанров, как циклы - «рассказы» (например,…

Для музыки Шумана характерны: портреты-характеры, картины настроения, образы одухотворенной природы, легенды, народный юмор, зарисовки, поэзия быта и сокровенные признания – все, что мог содержать дневник поэта или альбом художника.

Основное в шумановской музыке – это сфера духовности. Главным содержанием его творчества стала тема любви. Внутренний мир его героя противоречивее, чем у шубертовского странника из «Прекрасной мельничихи», его конфликт с окружающим миром острее, импульсивнее. Сам язык, которым «говорит» Шуман, сложнее, ему присуща динамика неожиданных контрастов, порывистость. Все эти черты ярко воплотились в песне «Я не сержусь» из вокального цикла «Любовь поэта». Содержание песни – это страдание и отчаяние, которые подавляются усилием воли. Тревожная ритмическая фигурация и напряженные гармонии в партии фортепиано словно противоречит тексту, показывая настоящие чувства героя. (Пример 1).

Шуман – композитор, творивший по велению сердца. Эмоциональность его музыки отличается многообразием оттенков: от драматического накала до растворения в созерцании, от нежных чувств до иронии. Примером такого эмоционального многообразия является песня «Ее он страстно любит» из вок. Цикла «Любовь поэта» на стихи Гейне. Вначале песни герой Шумана насмешливо рассказывает о сложной любовной истории. (Пример 2). Но иронический тон песни прерывает последняя строфа, говорящая о «разбитом сердце» героя. (Пример 3).

30-е – 40-е годы - это расцвет музыкально-критической и литературной деятельности Шумана. В центре ее – борьба с банальностью в искусстве и жизни, стремление к преобразованию жизни посредством искусства. Борьба «давидсбюндлеров» и мещан-филистеров стала одной из сюжетных линий программного фортепианного цикла «Карнавал». В нем Шуман создал фантастический союз, объединивший как образы реальных лиц (Шопена, Паганини, Эстреллы, Киарины), так и вымышленных персонажей (Эвзебия, Флорестана). В финале цикла Шуман охарактеризовал давидсбюндлиров торжественным маршем, знаменующим победу над филистерами. (Пример 4). Для характеристики филистеров Шуман выбрал старинный немецкий танец гросфатер, чтобы подчеркнуть прямолинейные взгляды мещан. (Пример 5)

Таким образом, Шуман воплотил новые черты музыкального романтизма. Если о Шуберте можно говорить как о классике среди романтиков, то Шуман в наиболее характерных своих сочинениях далек от уравновешенности, законченности форм классического искусства. Его музыка оказала сильное воздействие на искусство 2-й половины 19 в, в том числе на творчество П. И. Чайковского и других русских композиторов. «Лирик кратких мгновений», так метко охарактеризовал Шумана Борис Асафьев.

Симфоническая поэма Ф. Листа «Прелюды» - новый жанр программной симфонической музыки

Ференц Лист (1811 — 1886) — венгерский композитор, пианист-виртуоз, один из крупнейших представителей музыкального романтизма. Лист вошел в историю симфонической музыки как создатель нового жанра – одночастной симфонической поэмы. Название «поэма» вызывает ассоциации с атмосферой поэзии и отражает связь музыки и литературы. 12 из 13 симфонических поэм Листа относятся ко времени расцвета его творчества – веймарскому периоду (1848–1861).

Симфонические поэмы Листа воплощают конкретное программное содержание, порой очень сложное. Большинство симфонических поэм Листа опирается на очень распространенную в эпоху романтизма свободную или смешанную форму. Объединяющим фактором выступает принцип монотематизма. Круг образов, воплощенный в симфонических поэмах Листа, очень широк. Здесь представлена мировая литература всех веков от античных мифов до современных романтиков. Но среди разнообразия сюжетов выделяется специфическая для Листа философская проблематика:

  • проблема смысла человеческой жизни – «Прелюды», «Гамлет», «Прометей», «Плач о героях»;
  • судьба художника и назначение искусства – «Тассо», «Орфей», «Мазепа»;
  • судьбы народов и всего человечества – «Венгрия», «Битва гуннов», «Что слышно на горе».

Наиболее широкую известность получила поэма «Прелюды».

Название и программа «Прелюдов» заимствована композитором из одноименного стихотворения французского поэта Ламартина. Однако Лист значительно отошел от основной идеи стихотворения, посвященного раздумьям о бренности человеческого существования. Он создал музыку, полную героического, жизнеутверждающего пафоса. Музыкальная композиция «Прелюдов» основана на свободно трактованных принципах сонатного аллегро с монотематическими связями между важнейшими темами. В общем плане форму можно определить как сонатно-концентрическую - сонатное allegro со вступлением, эпизодом в разработке и зеркальной репризой динамизированного характера.

«Прелюды» открываются затаенным вступлением. Отрывистые тихие звуки первых тактов производят впечатление таинственности, загадочности. Затем возникает типично романтический мотив вопроса – до-си-ми (м.2 вниз – ч.4 вверх), выражая «ключевую» начальную фразу программы вопрос о смысле жизни (инструменты). Этот мотив играет роль тематического ядра для всей последующей музыки сочинения. Пример 1-вступление. Постепенно из туманной дали возникает ответ на вопрос вступления — тема главной партии, первый тезис поэмы (C-dur). В ней звучат уверенность и горделивое сознание своей силы(инструменты). Пример 2 - г.п

Связующая партия рисует образ героя с иной стороны — его мечты о счастье, о любви, светлые грезы юности. Основная тема приобретает мечтательный, напевный характер (струнные инструменты, трехдольный размер — вместо маршевой поступи). Хроматизмы, неустойчивые аккорды с большой септимой, красочные модуляции, резко контрастирующие с главной темой, придают звучанию особую пряность. Пример 3 - св.п.

Все эти черты подготавливают появление побочной партии (E-dur). Она звучит вначале затаенно, у валторн и альтов с сурдиной, но потом разрастается и захватывает весь оркестр. В конце экспозиции, как и в начале, вновь возникает «интонация вопроса». Пример 4 - П.п

Разработка состоит из нескольких разделов. Первый с яркой изобразительностью рисует картину бури. Второй пасторальный раздел открывается манящей темой связующей партии, приобретающей более нежные черты. Данный эпизод в разработке построен на новой, самостоятельной теме, хотя и здесь в свирельных наигрышах мелькает «интонация вопроса», словно и на лоне природы герой не может забыть своих сомнений. Позже на этом пасторальном фоне появляется тема побочной партии.

Незаметно начинается зеркальная реприза. В репризе все темы подчиняются героическому характеру главной темы. Связующая теряет свой мечтательный, убаюкивающий характер и превращается в ликующий призыв, изменяется и лирическая побочная, которая тоже звучит как победный марш. Все более крепнут героические возгласы, и наконец в теме г.п. возникает картина массового народного ликования. В показе конечного торжества, сохраняетсянапряженность развития, словно напоминание о тех трудностях, которые пришлось преодолеть герою на пути к победе. Это сближает репризу «Прелюдов» с бетховенскими финалами, представляющими собой, по выражению Асафьева, «напряженную устойчивость»: «Ликование финала звучит так: борьба продолжается, ибо такова жизнь, а сейчас — радость».

Таким образом, в музыку романтизма Лист ввел новый музыкальный жанр – симфоническая поэма, где нашли отражение: программность, тесная связь литературы и музыки, использование свободной или смешанной форм и принцип монотематизма.

 

Где 5й муз.пример?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: