Технологическая карта дисциплины
Современные проблемы науки и образования
Маранцман Елена Константиновна
Образовательная программа | направление 540600 Педагогика |
Магистерская программа | 540605 М Педагогическая психология |
Курс | 1 |
Семестр | 1-3 |
Статус дисциплины | А |
Количество зачетных единиц/ кредитов | |
Промежуточная аттестация: | 30 баллов |
Количество часов: | |
Трудоемкость: аудиторные часы лекционные часы практические часы самост.работа | |
Количество баллов: | |
Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации (баллы): |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дисциплина относится к категории обязательных для изучения по данному направлению дисциплин (группе А) и является фундаментальной базой для всех курсов данного направления. Особое место в изучении данной дисциплины занимают вопросы, связанные с гуманитарной областью знаний, в связи с доминантой в курсе педагогической парадигмы.
Цель дисциплины:
философское и культурологическое осмысление основных проблем и концепций современного гуманитарного знания.
Задачи дисциплины:
• сформировать у студентов умения определять, какие существуют типы общенаучного, педагогического и психологического знания, как складывается и развивается научное сообщество в гуманитарной сфере, каковы "точки интенсивности" мировой гуманитарной мысли.
• научить осуществлять педагогическое проектирование и саморефлексию в условиях высшего и среднего педагогического образования.
• обеспечить овладение умениями осуществлять сравнительный анализ содержания различных педагогических и психолого-педагогических теорий, выявлять основные проблемы современной гуманитарной науки, видеть пути их решения на уровне среднего и высшего образования;
• развить у студентов умение строить исторические проекции педагогических категорий: цели, принципы, содержание, методы, средства и формы образования, проектировать модели будущего образования с учетом современных тенденций в гуманитарной области знания.
АТТЕСТАЦИЯ
Текущая аттестация качества усвоения знаний
Оценка качества знаний по дисциплине проводится в форме:
Общее максимальное количество баллов – 100
Общее минимальное количество баллов – 55
Каждый студент должен выполнить минимум одно задание по каждой теме календарного плана.
Задания предполагают аудиторную и внеаудиторную работу. В календарном плане отмечен характер отчетности по каждой теме и трудоемкость по видам аудиторной и самостоятельной работы.
Виды заданий Минимальное к\б Максимальное
реферативных сообщений | ||
дискуссий | ||
сравнительного анализа содержания монографий современных ученых и ученых прошлого | ||
обзора литературы по курсу – (интернет- обзора) | ||
анализа видеоматериалов | ||
защиты проектов моделей организации гуманитарного знания | ||
исторических эссе по основным современным психолого-педагогическим теориям. | ||
защиты проектов решения основных проблем современного образования в школе и вузе. |
Критерии оценки работ:
При выполнении заданий оцениваются следующие составляющие:
• качество теоретических знаний основных современных течений в области гуманитарного знания (в мировой педагогике и психологии), их развития и реализации в современном педагогическом процессе;
• умения, лежащие в основе профессиональной деятельности преподавателя вуза, позволяющие осуществить педагогическое проектирование и саморефлексию в условиях высшего и среднего педагогического образования.
Аудиторная презентация.
Этот вид отчетности оценивается преподавателем в ходе занятия с учетом максимального и минимального количества баллов, которые соответствуют каждому виду работы (см. выше). При отсутствии студента по уважительной причине, аудиторная презентация может быть заменена письменной самостоятельной работой, но не более 20% от общего количества работ.
Самостоятельная работа студентов
Этот вид работ предполагает широкое знакомство с литературой, реферирование ее, составление библиографии по теме, составление ретроспективного анализа приемов и методов современной педагогической деятельности, сравнительный анализ общенаучных, психологических и педагогических документов.
Типовые задания для самостоятельной работы
различные виды работы с самостоятельно подобранными литературными источниками:
подробное реферирование основных монографий по курсу;
анализ видеоматериалов
составление ретроспективных историй педагогических приемов и методов;
составление культурологических характеристик различных педагогических теорий и их сравнительный анализ.
составление психологических карт личности с учетом различных
направлений развития психологии
организация дискуссий, коллоквиумов на современные "спорные" темы в области гуманитарного знания. (план дискуссии)
проектирование модели учебного заведения, реализующего некоторую психолого-педагогическую систему.
Темы для самостоятельной работы
1. Изменение целей и задач познания в историческом аспекте.
2. Формационный подход в педагогике.
3. Культурологический подход в педагогике.
4. Модели детства в культуре западной цивилизации и в культуре восточных цивилизаций.
5. Способы педагогического познания в историческом аспекте.
6. Современные проблемы педагогического познания.
7. Изменение функций учителя в процессе исторического развития.
8. Проблема целей (содержания, принципов, технологий) образования в педагогических концепциях различных культур.
9. Стандартизация как проблема современного образования.
Календарный план:
дата | Блок | содержание | вид аттест. | срок |
1 нед | Основные направления и проблемы развития психолого-педагогической науки. | Основные направления в развитии разных отраслей современной психолого-педагогической науки. Динамичность и вариативность как условия оптимального функционирования всех отраслей системы образования. Становление новых отраслей психолого-педагогической науки (педагогическая психолингвистика, социальная педагогия, сравнительная педагогика и др.). Проблемы интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания в современном образовании. Социо-гуманитарный аспект педагогической науки. | Реферат | 2 нед |
2 нед | Основные направления и проблемы развития современного образования. | Открытый характер современного образования. Образование и общество. Противоречия и проблемы дошкольного, школьного и вузовского образования на современном этапе (предпосылки возникновения и развития педагогической инноватики). Реформы современного образования. Система целей современного образования. Пути и проблемы их реализации в образовательном процессе сегодня. Стандартизация как задача и проблема современного образования. «Болонский процесс» как европейская система оценки качества образования. Проектирование нового содержания образования. | Интернет-обзор Реферат Дискуссия | 2нед 3нед 2нед |
3нед | . Модернизация в образовании. | Понятие, цели и задачи педагогической инноватики. Типы педагогических нововведений. Механизм реализации педагогических инноваций. Педагогические инновации в рамках научных школ. Нововведения в ДОУ, школе, ВУЗе. Современные образовательные технологии и проблемы их реализации. Рефлексия в инновационной педагогической деятельности. Модернизация управления образованием. | Интернет-анализ, Дискуссия | 4нед 3нед |
4 нед | Педагог 21 века: проблемы подготовки педагога в условиях реформирования образования. | Современные трактовки понятия «педагогической деятельности». Педагог в современной западной, восточной, евразийской культуре: достижения и противоречия. Требования к личности учителя. Гуманистически ориентированный диалог воспитателя и воспитанника как основная форма сотрудничества равнозначных и равноценных субъектов учебного процесса и анализ профессионально-личностной готовности современного педагога к реализации педагогической деятельности как процесса гуманистически-ориентированного полисубъектного взаимодействия в социально-образовательной среде. Проблемы подготовки педагога и становления личности педагога и пути их преодоления. | Интернет-обзор Дискуссия Пилотный проект | 4нед 4нед |
5нед | Образование взрослых как культурный феномен и социальное явление | Понятие «андрогогики» и психолого-педагогические обоснования непрерывного образования взрослых. Университеты «третьего возраста», западный опыт и современные российские исследования. Образование взрослых как культурный феномен и социальное явление. Проблема субъектности обучения взрослых. | Дискуссия Пилотный проект | 5нед 6нед 6нед |