СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ О ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ




 

1. Прискорбно это мое слово, как последнее, в чем я уверен, но в то же время и радостно. Прискорбно потому, что мне не придется уже больше говорить с вами, а радостно, что наступает для меня время " разрешиться и быть со Христом " (Филипп.1:23).

 

" Уже немного Мне говорить с вами " (Иоан. 14:30), как сказал Господь. Со скорбью сердечною побеседую с вами и о лжепророках, лжеучителях и безбожных еретиках, о которых говорил апостол: " злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь " (2 Тим. 3:13), о которых и я часто напоминал вам.

 

Много беседовал я с вами, по милости Христовой, – как вы и сами знаете, боголюбезные, – и почти в каждой беседе мы вспоминали о них, если, разумеется, вы помните, например, то, что говорилось вчера; а конечно, вы, – я знаю, – помните, особенно же те из вас, которые любят труд, любят книги, любят Христа. Книголюбец, по справедливости, может быть назван христолюбивым, на основании слова Господа: " кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое " (Иоан. 14:23), и: " кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим " (ст.21).

 

" Любящий Меня " поучается в законе день и ночь, очевидно – в Евангелии и прочих священных писаниях. А такой человек неизгладимо хранит в сердце своем память о Боге; ожидая Его с небес, всегда блюдет час пришествия Его. Постоянно имея в руках эти священные книги, он никогда не забудет о тех страшных книгах, о которых написано: " судьи сели, и раскрылись книги " (Дан.7:10). Вот какая польза от занятий Священным Писанием, как вы много раз уже слышали. И что я постоянно говорю?

 

Из того, что для нас полезно, божественное Писание ни об чем не умолчало, ничего не забыло, но постоянно возглашает – и через пророков, и через апостолов, и, как чадолюбивая мать своих детей, каждого из нас наставляет, утверждает и предупреждает; напоминает оно нам и о минувшем, и о настоящем, и о будущем, ничего не пропуская, как сказано, из того, что нам полезно; и притом говорит обо всем этом не тайно, не вполголоса, но повсюду, во всеуслышание провозглашает и через закон, и через пророков, и через апостолов, и даже устами Самого Господа, – как само оно об этом свидетельствует через пророка Исайю: " взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе " (Ис. 58:1), а в другом месте: " взойди на высокую гору, благовествующий Сион ", и немного спустя: " возвысь, не бойся " (40:9). Или Давид говорит: " я изнемог от вопля, засохла гортань моя " (Пс. 68:4).

 

Иоанн Богослов в своем соборном послании наставляет: " наблюдайте за собою " (2 Иоан. 1:8). А что внушает Павел? " Смотрите, поступайте осторожно " (Ефес. 5:15). А Господь? " Я говорил явно миру; и тайно не говорил ничего " (Иоан. 18:20), а в другом месте евангелист свидетельствует о Нем, что Он " возгласил: кто жаждет, иди ко Мне и пей " (7:37). Видишь, сколько усилий, сколько старания, сколько ревности в призывании, и никто не внимает?

 

И опять блаженный Павел Говорит: " берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания " (Филипп.3:2). " Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы " (Ефес. 5:15,16). И Иоанн: " наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, ибо многие обольстители вошли в мир " (2 Иоан. 1:8,7). И много подобных наставлений в божественных Писаниях Ветхого и Нового Завета, призывающих нас пробудиться и бодрствовать. А мы поступаем наоборот, подобно тем людям, о которых сказал Исайя пророк: " ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули " (Ис. 6:10).

 

О, сколько и каких Писаний мы, слыша, оставляем без внимания! За то и безответными останемся мы в день испытания, когда придет просвещающий тайны тьмы и раскрывающий все движения сердец, когда раскроются книги, когда воссядет суд (Дан. 8:10), – книги, о которых мы ныне слушаем с улыбкой, не желая придавать им значения.

 

Все мы сбились с прямого пути, и каждый блуждает по своей дороге; с нами опять то же, что было прежде, когда Ты не сладел нами, Господи (Ис.63:19). И поистине исполнилось на нас пророчество Давидово: " но смешались с язычниками и научились делам их " (Пс. 105:35). Потому то мы и уничижены по всей земле за грехи наши и " все это происходило в наставление нам, достигшим последних веков ", как написано (1 Кор. 10:11): и пастыри – волки, и овцы – расхищены, и голод – при дверях: не голод хлеба и жажда воды, но голод слышания слова Божия (Ам. 8:11). Однако, никто из надеющихся на Господа да не отчаивается. Не унывайте, но постоянно помните о Том, Кто сказал: " Я с вами во все дни до скончания века " (Мф. 28:20).

 

2. Будьте спокойны: души праведных Господь не погубит голодом (Прит. 10:3). Об этом голоде говорит Господь через пророка: " Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его " (Ам. 8:11,12). Видишь, о хлебе ли здесь говорится? Бог о хлебе не говорил. О, голод ужасный, душевредный и гибельный! О, голод, навлекающий вечное наказание!

 

Этот голод – виновник всякого дурного дела; этот голод – корень всякого зла. Этого-то голода наступление провидя, пророк Давид умолял Бога, говоря: " Господи, твердыня моя! не будь безмолвен для меня " (Пс. 27:1). И о благоверных он пророчествовал, говоря: " что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их " (Пс. 32:19). А в другом месте он говорит: " во дни голода будут сыты " (Пс. 36:19), или: " милостив и щедр Господь. Пищу дает боящимся Его " (Пс.110:4,5).

 

Эти слова Давида относятся к тем, которые усердны в изучении Писаний: они голода не будут испытывать. Будем же исследовать Писания, чтобы не коснулся нас грядущий душепагубный голод; будем усердны к Писаниям, чтобы не заблуждаться и не увлекаться всяким ветром. Нерадивым к Писаниям говорит Спаситель: " заблуждаетесь, не зная Писаний " (Мф. 22:29). Подлинно, таковые и заблуждаются. И откуда произошел этот душепагубный голод? Разве не оттого, что не исследовали Писаний? О, скольких благ лишаемся мы, оставляя Божественные Писания! Недаром Господь повелел изучать их? Изучай тщательно, изучай и ищи, и найдешь великое неоценимое богатство, найдешь сокровище, зарытое в поле: уразумеешь божественное Писание. Изучай – и найдешь, а нашедши, продай все, что имеешь, и купи то поле – прекрасное познание святых Писаний, в которых скрыт Сын, истинная Мудрость Отчая; а нашедши Его, блажен будешь, как написано: " блажен человек, который снискал мудрость " (Прит. 3:13).

 

Изучай Писания, возлюбленный, богат ли ты или беден, раб или свободный, муж или жена: " Исследуйте Писания ". Ведь божественное Писание есть сокровищница всякого добра.

 

Но возвратимся к предмету нашей беседы: у нас речь о кончине мира, о ложных пророках и ложных учителях, о безбожных еретиках, подобно бурному потоку затопивших все и причинивших многие сообразны. И почему все это произошло? Очевидно, потому, что предстоятели оказались недостаточно сведущи и опытны: ведь неопытность пастырей – гибель для овец. Но с чего теперь начать мне речь? Говорить ли сначала о близости кончины, или бичевать ложные учения нечестивых еретиков? Если бы время позволяло, я разоблачил бы их ложные учения и беззаконные дела; но это большое дело и много речей нужно, чтобы разоблачить их несостоятельность.

 

Впрочем, для настоящего случая достаточно только – на основании Священного Писания – указать на них, как на врагов Христа и волков, угрожающих Его стаду, но повсюду удаляемых и отстраняемых от овец Христовых. И пророки, и Сам Господь, и блаженные апостолы вполне справедливо называли их волками, и не только волками, но и заразой, и нечестивыми, и противниками, врагами, коварными, хулителями, лицемерами, ворами, разбойниками, гнусными, лжепророками и лжеучителями, вождями слепыми, бродягами, злыми, антихристами, соблазном, сынами лукавого, плевелами, безбожными, духоборцами, хулителями Духа благодати, коим не отпустится ни в этом веке, ни в будущем. " И через них путь истины будет в поношении " (2 Петр. 2:2). В довершение всего они – дети лукавого дьявола, как говорит Богослов: " дети диавола " (1 Иоан. 3:10).

 

Итак, нужно сперва им посвятить несколько слов, а потом поговорить и о кончине. Мы наблюдаем кругом себя немало таких явлений, которые указывают на близость " конца века ", по выражению апостола (Кор. 10:11): настали трудные времена, умножилось беззаконие, иссякла любовь многих, появилось множество обольстителей и еще больше обольщаемых. Раскроем же священные книги, отыщем в них путь истины, пойдем по нему, поспешим к святым горам – я разумею пророков и апостолов, – чтобы не заблуждаться и носиться " колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по хитрому искусству обольщения " (Ефес. 4:14).

 

Не будем оставаться внизу, но вместе со святыми учениками Христовыми взойдем на блаженную гору и услышим Пастыря нашего, говорящего: " берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение " (Лук. 21:8); " берегитесь, чтобы кто не прельстил вас " (Мф. 24:4); берегитесь всюду. И Иоанн говорит подобное: " наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились " (2 Иоан. 1:8); и Павел: " берегитесь псов " (Филипп. 3:2), " смотрите, поступайте осторожно " (Ефес. 5:15). Эти увещания: наблюдайте за собою, смотрите – повторяются не с иною какою-нибудь целью, как с тою, чтобы предупредить и обезопасить нас от тех, которые под овечьей шерстью скрывают в себе волков и обольщают безпечных. Очевидно, настоятельная нужда была в том, чтобы повсюду в Писании повторять: " наблюдайте за собою ", смотрите, бодрствуйте, будьте внимательны – не только к себе самим, но и ко всему стаду.

 

Ни о чем ведь не умолчало Божественное Писание из того, что нам полезно.

 

3. Я не могу удержаться от слез, когда слышу, как некоторые из принадлежащих к нашей Церкви говорят, что этого не сказано в Божественных Писаниях. И это высказывается не только пасомыми, но и теми, которые мнят себя пастырями и считаются преемниками апостолов и пророков – по служению, но не по нравам. Вполне справедливо обратиться к ним со словами: горе вам, вожди слепые, невежественные и слабые, украшающиеся одеждами, а не книгами, забывшие слово Божие и служащие чреву, как сказано: " их бог - чрево, и слава их - в сраме " (Филипп. 3:19); молоком, шерстью и мясом паствы вы пользуетесь, а об овцах не заботитесь. Как избежите вы (гнева Божия) за такое нерадение о спасении?

 

Вооружившись смелостью, я предложу вашему вниманию более обильные свидетельства, чтобы показать из Священного Писания – евангелий, пророков и апостолов, под водительством Христовым, как заграждаются уста говорящих неправду, и чтобы просветить сердца желающих слова.

 

Откуда начать нам, как не от Того, Кто сказал о Себе: " Я есмь начало и конец " (Апок. 21:6)? Пусть же каждый из вас сосредоточит все свое внимание, оставив всякие житейские заботы.

 

Господь сказал: " берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: я Христос, и многих прельстят " (Мф. 24:4,5; Лук. 21:8). И опять: " берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные ". Но говорит, " по плодам их узнаете их " (Мф. 7:15,16). То есть: по их речам, по ложным пророчествам, по лицемерию их, по худой славе, по их ругательствам – вы их узнаете. " Не может дерево худое приносить плоды добрые " (Мф. 7:18). Ведь всякое дерево узнается по своему плоду. Так и вы узнаете таковых людей по их плодам. И узнавши, не принимайте их в свои дома, не входите с ними в общение, не ведите с ними бесед, не повергайте бисера вашего пред ними, но берегитесь их закваски, то есть, их ереси.

 

Никто из вас да не пренебрегает сказанным: ведь это говорит сам Бог. Слушайте, пастыри, голос Верховного Пастыря; слушайте, как разоблачает и отгоняет Он тайных волков; слушайте и будьте внимательны и к себе самим, и ко всему стаду.

 

" Берегитесь псов " (Фил. 3:2), берегитесь хищников, – потому что " кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник " (Иоан 10:1). В другом месте о них говорит Господь: " кто не со Мною, тот против Меня " (Мф. 12:30), а им говорит Он: " ваш отец диавол " (Иоан. 8:44). " Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете " (Мф. 23:13). А в другом месте заявляет им: " вы не из овец Моих " (Иоан. 10:26).

 

Видите, как Господь повсюду изобличает и посрамляет нечестивых, чтобы вас предохранить от заблуждения? О, неизъяснимое снисхождение! О, неисчерпаемая благость! Что воздадим мы Господу за все это? Чем оправдаемся пред Верховным Пастырем? Вот, о, пастыри и сопастыри, немногое из многого! Видите, как повсюду Господь, утверждая нас, взывает в святых Своих Евангелиях, смотрите, бодрствуйте, будьте внимательны, будьте усердны, боритесь? И не только в Евангелиях взывает так, но и устами богоносных пророков и богословов-учеников вещает тоже самое, – потому что во всех говорит Он, как Ему угодно, что подтверждает и Павел, заявляя, что в нем говорит Христос (2 Кор. 13:3).

 

Итак, вызовем теперь сюда богословов и послушаем, что они возвестят нам об еретиках.

Скажи ты, блаженный Петр, которого блаженным нарек Сам Господь наш Иисус Христос (Мф. 16:17). Скажи нам об обольщающих и желающих обольстить Христово стадо, которое тебе вручено и вверено Пастыреначальником и Блюстителем душ наших; скажи, что внушено тебе Духом Святым и утверди свою паству; укажи нам тайных волков, как сделал это твой учитель Христос Господь. Вот что говорит Петр: " прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям " (2 Петр. 3:3). И опять: " у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси, отвергаясь искупившего их Господа. И многие последуют их разврату; суд им давно готов, и погибель их не дремлет " (2 Петр. 2:1–3). Они – чада клятвы, оставившие " прямой путь " (ст. 14,15).

Вот что возвестил Петр, воистину блаженный Петр, Петр – камень веры, на котором создал Христос Свою церковь, Петр – распорядитель ключей Царствия Небесного, Петр – ходивший по волнам, как по суше, горячо любивший Владыку Христа, поразивший в Риме Симеона волхва, как глава и первый защитник веры, первого разбойника и ученика дьявола в ересях.

 

Апостол Иоанн сказал: " дети диавола " (1 Иоан. 3:10). Видите, как во всех их говорит Христос? Ведь и сам Он в Евангелии сказал подобное же: " ваш отец диавол " (Иоан. 8:44). Знаю я многих, говорящих в защиту еретиков, что и их создал Бог (помимо Бога, говорят, ничто не может быть): не разумеют они ни того, что говорят, ни того, на чем утверждаются. Что каждого из нас создал Бог – этого не отвергаю вместе с ними и я, но Он создал нас на дела благие, чтобы мы в них совершенствовались и делались чадами Божиими по правой вере.

 

4. Но возвратимся к предмету (нашей беседы). Иоанн говорит: " теперь появилось много антихристов " (1 Иоан. 2:18), и опять: " наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, ибо многие обольстители вошли в мир " (2 Иоан. 1:8,7). " Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире " (1 Иоан. 4:1). В другом месте: " Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его " (2 Иоан. 1:10,11). И опять: " Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога " (ст. 9).

 

Так наставляет нас Иоанн – сын грома, возлюбленный более всех святых, утвердивший церковь от конца до конца вселенной и заградивший уста еретиков своим богословием.

 

А Иаков сказал: " кто хочет быть другом " им, " тот становится врагом Богу " (Иак. 4:4). Слушайте все вы, разделяющие с еретиками трапезу, этот горький для вас приговор: вы враги Христу. В самом деле, кто дружит с врагами царя, тот не может уже быть другом царя. Он не заслуживает даже и жизни и осуждается на все худшее.

 

Иуда Иаковлев сказал: " Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в [повод к] распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа " (Иуд. 1:4). И далее: " в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям " (ст. 18). " Это звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки " (ст. 13). Так – и еще сильнее – поучает нас славный Иуда.

 

Остается теперь, наконец, Павел, сосуд избрания: скажи нам и ты по благодати, данной тебе от Бога, скажи нам о настоящем веке лукавом, разоблачи тайных волков, обличи и посрами расхитителей святого стада Божия. Вот что говорит Павел: " я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада " (Деян. 20:29). Видите, повсюду богословы согласно с Учителем своим именуют безбожных еретиков собаками и волками? Так и в другом месте говорит Павел: " берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания " (Филипп. 3:2). " Смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением " (Кол. 2:8). " Смотрите, поступайте осторожно, потому что дни лукавы " (Ефес. 5:15,16).

 

После таких увещаний кто может оправдаться в своем нерадении? И опять в другом месте: " Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся " (Тит. 3:10). И еще: " учениями различными и чуждыми не увлекайтесь " (Евр. 13:9); еще: " злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь " (2 Тим. 3:13); еще: " для оскверненных и неверных нет ничего чистого " (Тит. 1:15). Слушайте же вы, разделяющие с ними вечери любви: как избежите вы гнева, грядущего на вас, вы, оскверняющиеся с ними в пище и питие? Как осмелитесь приступить к божественным и страшным тайнам? Разве не слышали вы блаженного Павла, взывающего: " не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской " (1 Кор. 10:21). " Выйдите из среды их и отделитесь, и не прикасайтесь к нечистому " (2 Кор. 6:17).

 

Убедил ли я вас? Или труды мои были напрасны и я говорил на ветер? Впрочем, ради тех, которые охотно и усердно слушают наставления и их исполняют, я не остановлюсь и буду продолжать словами Павла; скажу опять то же самое, слушайте: " не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Что общего у света с тьмою " (2 Кор. 6:14). Где дерзкие, утверждающие, что не говорится этого в божественных Писаниях, где они, " их бог – чрево, и слава их –в сраме, они мыслят о земном " (Фил. 3:19)? Так поучает, наставляет и увещевает нас Павел, сосуд избрания, ограда Церкви, победоносный борец, – Павел, боговещанная лира, вестник Христов, списатель догматов, труба Слова, оратор благочестия, сеть уловлявшая язычников.

Вот что и еще больше говорили о безбожных и неверных блаженные богословы – апостолы.

 

А гораздо раньше их то же самое говорили пророки: необходимо выслушать и этих последних.

Так, пророк Давид говорил: " нет в устах их истины" (Пс. 5:10;) еще: " мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне " (Пс. 138:21,22).

 

Соломон говорит, что нечестивые лицемерно прикидываются благочестивыми, а в другом месте наставляет: " Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не ходи в путь с ними " (Прит. 1:10,15).

 

Исайя же пророк – вернее Господь через пророка – говорит: " Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня " (Ис. 1:2); а в другом месте: " нечестивым же нет мира, говорит Господь " (Ис. 48:22).

 

5. Не достаточно ли этого? Нужно ли приводить свидетельства еще и других пророков? Для расположенных слушателей, я думаю, достаточно и этого. А кто теперь не оказал внимания слову, того не убедить и более подробное изложение.

 

Остановимся немного еще только на словах пророка Давида и посмотрим, как он обличает и посрамляет их скрытое коварство, говоря: " нет в устах их истины: сердце их – пагуба ", и так далее (Пс. 5:10). Заметь мудрость пророка, как он обличает и посрамляет заблуждающихся, чтобы предохранить нас от заблуждения. Послушайте, православные, и не потворствуйте еретикам; послушайте, пастыри, и устрашитесь, и не молчите, но проповедуйте слово; не давайте места дьяволу, не открывайте двери волкам.

 

Подражайте блаженному апостолу Петру, как он в Риме, когда треклятый Симон богохульствовал и утверждал про себя, что он есть сила Божия, не промолчал и не пропустил, но тотчас же обличил его и, показав, что он обманщик, разбойник и противник Богу, низвергнул его с высоты, предал его гибели. Подобным образом и сына его, или вернее – сына дьявола, Монтана, скверного, нечистого и безбожного, с его двумя блудодейцами, апостол решительно обличил и привел к молчанию, доказав, что он противник Богу, лжехристос и лжепророк, заградил его нечистые уста именем Христовым, не великодушествуя и не потворствуя богохульству его [1]. Так поступайте и вы, пастыри, и не только не принимайте участия в скверных делах тьмы, но и обличайте, как это делали и апостолы.

 

И богоотец Давид много трудов и много борьбы перенес из-за нечестивых людей, обличая и запрещая их, посрамляя их и докучая о них Богу такими мольбами: " доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут " (Пс. 93:3). " Расточи их силою Твоею " (Пс. 58:12). " Воздай им по делам их ", за то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его (Пс. 27:4,5). " Ты, Господи, пробудив [их], уничтожишь мечты их " (Пс. 72:20).

 

Или, воссылая моления свои к Господу, Давид умоляет Его, чтобы Он, сам сойдя с небес, исполнил просьбу его: " Господи! Приклони небеса Твои и сойди " (Пс. 143:5); " Господи! не замедли " (Пс. 69:6). " Скоро да предварят нас щедроты Твои " (Пс. 78:8). И что же Человеколюбец Бог, хотящий всем человекам спастись и в познание истины прийти, близкий ко всем, призывающим Его в истине? Он не презрел и не оставил тщетными мольбы святых, но " наклонил Он небеса и сошел " (Пс. 17:10) и все устроил для спасения рода нашего, всему научил нас и словом и делом.

 

Так, желая научить, как будущие предстоятели Церквей должны относиться к еретикам, Он сделал бич из веревок и, войдя в храм, изгнал всех оттуда, вытолкал и преследовал их со словами: " дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников " (Мф. 21:13). Слушайте же, предстоятели Церквей! Прекрасный образец для подражания дал вам Спаситель: последуйте стопам Его, неусыпно и бдительно охраняйте свое стадо и отгоняйте от него волков.

 

Затем, изгоняя вон всех, очевидно – противомыслящих, и предрекая конец, истребление и уничтожение всех противомыслящих в будущих родах, Он сказал: " се, оставляется вам дом ваш пуст " (Мф. 23:38). Видишь, как оправдались Его слова? Враги и недоброжелатели Церкви, т.е. еретики, в каждом поколении предавались гибели, по слову Господа, сказанному Им: " всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится " (Мф. 15:13), что и сбылось.

 

И именно Он Сам первый сделал это и показал пример, а после Его вознесения на небеса блаженные апостолы, по Его примеру, вели борьбу с противниками Церкви. После же них и учители Церкви, и святые Соборы, бывавшие по временам, утверждая их божественное учение, всех упорствующих в ересях искореняли и предавали гибели, по написанному: " Ты погубишь говорящих ложь " (Пс. 5:7). Так, все они и погибли за беззакония их. В самом деле, где теперь те, которые некогда ратовали против Церкви, – цари, властители и мудрецы? Они рассеяны, истреблены, от них не осталось и следа.

 

6. Где гордость и дерзость иудеев? Где Симон волхв, первый еретик, ученик и предтеча антихриста? Где злое его порождение, наследник его безумия и нечестия, Монтан, вождь злых, с его двумя блудодейцами? Где их пресловутыя таинства, о которых говорить противно, гнусные и мерзкие, о которых и апостол говорил: " о том, что они делают тайно, стыдно и говорить " (Ефес.5:12)? Где Маркион, где Валент, где Манес, где Василид, где Нерон, где Юлиан, где Арий, где Несторий? Где все противоборствовавшие истине, о которых Церковь восклицала: " псы окружили меня " (Пс.21:17)? Не погибли ли все они?

 

Рассеяны они все за свои хуления и отовсюду изгнаны как волки, потому что встретили себе противников и мужественных против них борцов в лице блаженных мужей – тогдашних предстоятелей Церквей: то были истинные пастыри! Но я вижу большое различие между тогдашними пастырями и современными. Те были борцы, а эти беглецы; те совершенствовались в книгах и учении, а эти изощряются в нарядах и украшениях. Эти как наемники оставляют овец и бегут, а те душу свою полагали за овец по примеру Доброго Пастыря. О, блаженные мужи, имена коих в книге жизни! Их устрашали бесы, им угрожали еретики, но " заградятся уста говорящих неправду " (Пс.62:12).

 

Воскликну и я подобно Давиду, который с плачем взывал: " где прежние милости Твои, Господи " (Пс. 88:50)? Скажу и я со слезами: где тот блаженный лик святителей и учителей, которые как светочи просияли в мире, соблюдая слово жизни? Впрочем, что мешает нам возобновить сейчас в памяти их имена, хотя бы из многих немногие? Ведь самое это воспоминание о них послужит к освящению душ наших. Где Еводий – благоухание Церкви, преемник и подражатель святых апостолов? Где Игнатий – жилище Божие? Где Дионисий – птица небесная? Где Ипполит, сладчайший и благостнейший? Где Василий Великий, почти равный апостолам? Где Афанасий святой, изобильный добродетелями? Где Григорий, второй Богослов, непобедимый воин Христов и ему соименный? Где великий Ефрем, утешитель малодушных, наставник юных, руководитель кающихся, гроза еретиков, сокровищница Духа, сосуд добродетелей?

 

Видите, какой собор? И как разнятся эти святые и блаженные пастыри от нынешних? Я знаю еще и других богоносных учителей, но на этот раз уже достаточно перечисленных. Они душу свою, как я уже сказал, полагали за овец, а эти – современные – оставляя овец, бегут; те сильны были в слове и в деле, а эти – в деньгах и в стяжании лошадей, мулов, полей, стад, поваров и роскошного стола.

 

О подобных вещах они готовы беседовать без конца и днем и ночью, а для словесной паствы, за которую предстоит им дать ответ в страшный день суда, у них не находится и слова. Если кто спросит их о книгах, они отвечают: я беден и не в состоянии купить книг. Между тем перед народом они являются вовсе не бедными, но одетыми в изысканные одежды, с туго набитыми кошельками; шеи у них как у откормленных быков, за собою они волочат толпу учеников, или вернее поваров; от избытка роскоши они – стыдно даже и говорить – завели у себя, под видом работы, выкупленных из плена наложниц. О, великий срам! О, постыдная роскошь! О, жалкое сребролюбие! О, несытое чрево! Отсюда-то соблазны, отсюда сплетни, дурная молва, упреки, безпорядки. На все упреки они отвечают: я не обижаю никого, а своим имуществом могу располагать.

 

Если же кто из нечестивых еретиков начинает распространять свое безумное учение, отвечать некому, бороться нет охотников: все оказываются бедными, безсловесными, все убегают. О, сребролюбие – злой корень всех зол! При помощи богатства вы надеетесь спастись? Но " удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие " (Мф. 19:24). Утопая в роскоши и пьянстве, превозносясь гордостью, вы хотите победить ереси? Но горе вам, изнеженные и сластолюбивые, щеголяющие в золоте и изысканных нарядах! Как другим вы покажете прекрасную бедность Христа, ради нас обнищавшего и заповедавшего ученикам Своим не иметь и меди в поясах (Мф. 10:9)?

 

Вот именно прельщаетесь вы, не разумея Писаний! Не слышите разве вы Господа, говорящего: " блаженны нищие духом " (Мф. 5:3), и еще: " горе вам, богатые " (Лук. 6:24), и: " не собирайте себе сокровищ на земле " (Мф. 6:19)! Богатство ваше умножилось, а слово оскудело; одежды ваши тленны, о них ли дадите вы ответ Пастыреначальнику Христу? Ведь вы знаете, что каждый из нас даст ответ Богу о себе самом, а вам – архиереям, иереям и дьяконам – предстоит ответ и о себе, и об овцах, сколько каждому вверено. Смотрите же, не забудьте вверенных вам талантов! " Внимайте себе и всему стаду " (Деян. 20:28); смотрите, чтобы не потерялась овца из вашего стада. Ведь вы знаете, что если одна овца погибнет, сделавшись добычей врага, – по вашей безпечности, – тогда всей своей жизнью вы не загладите этой потери: кровь ее Судья взыщет от руки вашей.

 

И действительно, на нас исполнилось пророчество это. Сколько христиан занимается иудейскими и греческими баснями, родословиями, гаданиями, звездочетством, волшебством и талисманами? Сколько христиан наблюдает несчастные дни и годы, приметы и сновидения и крики птиц? Затем, не христиане ли купаются в источниках, погружая предварительно в них светильники? Не христиане ли верят во встречи, едят идоложертвенное и удавленину, едят кровь задавленных зверями и растерзанных птицами и многое другое тому подобное? Как могут быть христианами те, которые допускают все это? По какому праву осмеливаются они называть себя христианами? Как дерзают приступать к божественным таинствам, будучи хуже язычников?

 

Точно также сколько христиан держится языческих обычаев, в роде украшения лиц, приветствий, плясок, рукоплесканий, употребления мужчинами женских одежд? При таких обычаях какая польза человеку от того, что он именуется христианином? Ведь, как девица, пока сохраняет свое девство, достойно и благоприлично называется девою и на самом деле дева, но если обольстит ее кто-нибудь и растлит и она утратит свое девство, тогда она уже более не дева, – так и глаголемый христианин, если он преступил завет и попрал свои обеты и слово евангельское отверг и живет по-язычески, тогда ему безполезно и называться христианином, как уже сказано. Поймите же, возлюбленные, все, что от всего языческого отреклись мы в этих немногих словах, каждым из нас в свое время произнесенных: " отрицаюсь сатаны и всех дел его ".

 

Подумай, что ты сказал: " всех дел его ". Смотри, кому ты обещался: не ангелу, не царю земному, не князю мира сего, но Царю царствующих и Господу господствующих. Ему ты обещался, с Ним вступил в завет и сочетался при многих свидетелях. В руках Его и ты, и слова твои. И настанет время – Он придет с небес с твоим рукописанием, с твоими словами, произнесенными тобою при ангелах и людях. Помните это, братия, и блюдитесь впредь от дел языческих! Послушайте, что говорит апостол: " Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме. Но вы не так познали Христа " (Еф. 4:17,18,20). Примите к сердцу, возлюбленные, мои слова и не сообщайтесь с теми, которые так поступают. Много ведь ныне сынов погибели и они еще умножаются. Берегитесь, время нынешнее лукаво, таких же и слуг оно себе избирает.

 

8. Не удивляйтесь, если и пастыри оказываются волками. Ведь именно в беседе с епископами и пресвитерами апостол Павел говорил: " и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно " (Деян. 20:30). Итак, не давайтесь в обман никому, хотя бы кто и имел снаружи вид ангела, будучи внутри дьяволом. Поэтому Иисус и говорит: " берегитесь, чтобы кто не прельстил вас " (Мф. 24:4). И я опять повторю то же самое. Берегитесь от соблазна, откуда бы он ни шел – от чужих ли, или от своих, и кто бы ни был тот, кто говорит "развращенная" – епископ ли, пресвитер ли, дьякон ли, или чтец – из тех, " которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные " (Мф. 7:15), которые имеют образ благочестия, силы же его отверглись.

 

Вы же, возлюбленные, не вдавайтесь в заблуждение, но как приняли Господа нашего Иисуса Христа, в Нем пребывайте, и Бог мира будет с вами.

 

Но об этом я уже говорил довольно; побеседую еще немного о признаках кончины мира и тем заключу свое слово.

 

Как только начинаю я говорить о кончине мира, ужас объемлет меня и я теряюсь. Конечно, все дела Господни удивительны, велики, страшны и славны, но конец мира и таинство Второго Пришествия Господня превосходят всякое слово, всякий ум, всякую мысль, не поддаются изображению и поражают всякий слух. Велико было желание учеников – услышать от своего Учителя о признаках кончины мира и немало усилий было ими сделано с этой целью.

 

Вы не один раз слышали евангельское повествование о том, " когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века " (Мф. 24:3)? Заметь благоразумие учеников. Когда они хотят спросить Господа о чем-нибудь важном, они не все вдруг обращаются к Нему, но поодиночке, и говорят: один: скажи нам, Господи, другой: скажи нам, Благий, иной: скажи нам, Сердцеведец, иной: Ведущий начало и конец, скажи нам, Ведущий все прежде его осуществления, скажи нам, Творец веков, скажи нам, Отец будущего века, скажи нам, " какой признак Твоего пришествия и кончины века ", когда Ты придешь судить живых и мертвых всей вселенной, когда упразднишь всякое начало, всякую власть и силу, когда преклонится перед Тобою всякое колено небесных и земных и преисподних? " скажи нам, какой признак Твоего пришествия ", чтобы и мы могли поведать людям о Твоем поразительном явлении.

 

Господь же отвечал им: " берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: я Христос, и многих прельстят ", " и это время близко" (Мф. 24:4,5; Лк. 21:8). То, что теперь совершается на глазах у нас, было тогда Им предсказано; "и это время близко "; ныне оно уже настало, как для всех очевидно.

 

Видите, как Господь позаботился разоблачить еретиков и лжеучителей и показать нам скрытое в них коварство? Отвечая на вопрос учеников о признаках Его пришествия, Он первым из всех признаков поставил появление ложных учителей, этих волков, расхищающих стадо Христово, и предтеч антихриста. Потом указал сопутствующие явления – войны и восстания: восстанет народ на народ и царство на царство. Все эти явления совершаются теперь перед нами, только значения их мы не хотим понять.

 

Войны в различных местах, голод, землетрясения, знамения небесные и прочее, что Он предсказал, все это в больших размерах теперь совершается перед нами, только смысл всего этого нам остается непонятным. " Тогда ", говорит Господь, " соблазнятся многие, и друг друга будут предавать " (Мф. 24:10). А где теперь нет предательства? Не восстают ли почти все друг против друга и не ненавидят ли друг друга? Очевидно, это исполнилось. Не все ли восстают друг против друга: народ на народ, царство на царство, начальники на начальников, епископы на епископов, пресвитеры на пресвитеров, дьяконы на дьяконов, чтецы враждуют между собою, миряне между собою? " И, по причине умножения безза



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: