Основной принцип-системность и поэтапность,т.к для учеников важна последовательность.




Табульдина Я.Б ЗБ-РНО

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

 

1. Основная цель обучения — приобщение младших школьников к литературе, осознание литературы как искусства слова. Чтение рассматривается и как объект обучения, и как средство освоения литературного произведения.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих задач:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

– учить детей чувствовать и понимать художественное произведение, его образный язык, выразительные средства;

– формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать творческое и воссоздающее воображение, ассоциативное мышление учащихся,

– развивать поэтический слух, воспитывать художественный вкус;

– формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству;

– обогащать чувственный опыт учащихся, их представления об окружающем мире и природе;

– обеспечивать развитие речи школьников и формировать навыки чтения и речевые умения;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;

- работать с различными типами текстов;

-создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Одной из задач курса является развитие речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Параллельно с формированием беглости чтения ведется работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

2. Общая характеристика содержания по программе»Школа России».

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные).

Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения. Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного.

Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения. Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения.

На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно- познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста. Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика.

Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему. Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей). На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Организуя процесс обучения литературе, учитель всегда должен помнить, что имеет дело с искусством слова, поэтому одна из главных задач учителя литературы состоит в том, чтобы формировать у школьников духовные потребности и способности к их самостоятельному развитию.

Основной принцип-системность и поэтапность,т.к для учеников важна последовательность.

 

2.Искусство выполняет тем самым лишь ему доступную миссию — силой переживания создаваемой им “художественной реальности” приобщать людей к культуре своего времени и своего народа, а через нее к основному, инвариантному содержанию культуры человечества».

Выделяют пять основных функций литературы: эстетическую, воспитательную, аксиологическую, познавательную, гедонистическую.

Школьная дисциплина. В литературоведении выделяются два основных подхода к изучению художественного произведения: историко-литературный и системно-функциональный. Первый предполагает изучение произведения в контексте литературного процесса, контексте эпохи, второй — ставит в центр внимания произведение как систему и предполагает изучение многосторонних и многоуровневых связей отдельных элементов текста, взаимодействие которых рождает единое целое.

3. В процессе школьного литературного образования происходит постепенное восхождение от восприятия отдельных произведений как самостоятельной эстетической ценности к изучению творческого пути писателя, связи произведения с исторической эпохой, литературным направлением, литературным процессом. Специфике начального этапа литературного образования в наибольшей степени отвечает системно-функциональный подход к произведению, так как, во-первых, он отражает естественный для обычного читателя путь от текста произведения к художественному миру. Во-вторых, предметом внимания начинающего читателя является прежде всего текст произведения, причем, поскольку изучаются тексты небольшого объема, а совершенствование техники чтения требует многократного перечитывания, создаются предпосылки для скрупулезного анализа текста, воспитания внимательного отношения к слову

Системно-функциональный подход предполагает изучение произведения в контексте литературного процесса.

Специфике начального этапа литературного образования в наибольшей степени отвечает системно-функциональный подход к произведению, так как, во-первых, он отражает естественный для обычного читателя путь от текста произведения к художественному миру. Во-вторых, предметом внимания начинающего читателя является прежде всего текст произведения, причем, поскольку изучаются тексты небольшого объема, а совершенствование техники чтения требует многократного перечитывания, создаются предпосылки для скрупулезного анализа текста, воспитания внимательного отношения к слову. В-третьих, младшие школьники не обладают историко-литературными знаниями, имеют весьма ограниченный читательский и жизненный опыт, поэтому текст является почти единственным источником их суждений о произведении. Постепенное накопление необходимых знаний позволяет уже в рамках начальной школы устанавливать отдельные связи между произведением и творчеством писателя, произведением и культурой, произведением и эпохой, в которую оно было создано, и создает предпосылки для реализации культурологического и (или) историко-литературного подхода в средней школе

 

4.Мы все живем, любим, учимся, занимаемся полезными делами для окружающих людей и для себя, конечно – и это просто восхитительно! Но искусство не менее важно для всех нас, чем перечисленное выше. Согласитесь, ведь все окружающее нас, тоже имеет отношение к искусству! Из истории мы знаем о наскальных рисунках древних людей, они рисовали и на кусках кожи, украшали рисунками свои тела, отображая в этих своеобразных картинах какие-то события своей жизни – охоту, военные действия, быт. И было им невдомек, что именно по этим картинам в будущем, будет воссоздана история жизни древних… А ведь эти деяния наших предков тоже относятся к искусству, и этот вид искусства имеет огромную ценность для нас. Конечно же, многие согласятся с тем утверждением, что науке, труду физическому, свойственно удовлетворить лишь материальные нужды людей, когда предметы искусства, само искусство, является пищей духовной — что дает искусство человеку. Какговорят,красота спасет мир.Эта красота и есть искусство!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: