для учащихся образовательных учреждений




Меллес Юлия Аркадьевна, методист ГБОУ ИМЦ по русскому языку и литературе Выборгского района Санкт-Петербурга

Методические рекомендации

для учащихся образовательных учреждений

 

«Не скуки ради», а во имя Любви

 

Уважаемые ученики! Девушки и юноши!

Десятиклассники Выборгского района Санкт-Петербурга! Без пяти минут выпускники!

 

Готового опыта подготовки творцов, как известно, у педагогики нет. А посему придётся ей, а следовательно, и Вам, самостоятельно повышать свою культуру.

Для того, чтобы быть компетентным в этой неоднозначной творческой и интеллектуальной деятельности, всем участникам регионального этапа телевизионной гуманитарной олимпиады «Умницы и умники» в Санкт-Петербурге, организованной для учащихся 10-ых классов, предлагается прочитать предложенный ниже материал, связанный со словом эссе.

Начали:

 

Из истории эссе

Эссе (с французского essay – попытка, проба, очерк, от латинского exagium – взвешивание) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.

Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо…

Эссе – вид творческой работы, - уже давно утвердился как жанр, нацеленный на познание многообразия мира и человека, на раскрытие его внутреннего «я», на «безграничные поиски нас самих» (М. Монтень).

Появляется в эпоху Возрождения, когда утверждались человеческая воля, свобода, личная ответственность, достоинство человека.

Родоначальник эссе – французский философ Мишель Монтень (1533 – 1592).

Бытует в словесной европейской культуре с издания его «Опытов».

Через некоторое время философ Фрэнсис Бэкон ввел жанр эссе в английский язык, опубликовав свои Опыты (Essayes,1597-1612 г.г.). В немецкий язык эссе (der Essay Германн Гримм) попали в 1860-е годы. В США эссе как самостоятельная литературная форма получило распространение в конце 18 в.. Расцвет эссеистики наступил в 20 веке, в этом жанре писали крупнейшие поэты, прозаики, философы (Р. Роллан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Дж. Оруэлл, Ж.П. Сартр).

В итоге, литературные критики предлагают различные классификации, а некоторые теоретики считают эссе самостоятельным родом литературы, наряду с эпосом, драмой, лирикой.

История эссе, как жанра, в русском языке намного короче.

Впервые слово эссе появилось только в 1934 г. в первом издании «Большой Советской Энциклопедии» (т. 64).

Некоторые критики находят элементы эссеистического стиля у А.С. Пушкина,

Ф.М. Достоевского.

В 20 веке в жанре эссе писали Андрей Белый, Розанов, Илья Эренбург. …
Академический «Словарь современного русского литературного языка» (т. 17; 1965) содержит, помимо устоявшегося к тому времени написания эссе, также и альтернативное - эссэ. Тем не менее, в современном русском языке эссе не нашло широкого употребления. Говоря о литературной форме, как правило, используется слово эссе.

 

Основная цель эссе:

«…Главное – заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении» (О. Ванштейн «Для чего и для кого писать эссе?»).

 

Виды эссе

1. Литературно-критические

2. Публицистические

3. Беллетристические

 

Свойства жанра

l Подчеркнуто выраженный индивидуальный взгляд на тот или иной предмет, объект речи, который рельефно описывает или личностно переживает автор эссе.

l Наличие конкретной темы и вопроса в эссе не предполагает их исчерпывающей трактовки, определения, утверждения, анализа. Автор будто «ходит кругами» вокруг конкретной темы, словно «плетёт кружево» или «паутину» повествования. Это качество эссе определяется как свободное владение темой. Именно поэтому в названиях эссе присутствует предлог «о» и наличие союзов «как» и «или».

l Образность, афористичность и установка на разговорную интонацию и лексику.

 

Ведущий признак эссе

По словам австрийского писателя XX века Роберта Музиля, это та «решающая мысль», для которой каждый эссеист найдет только ей присущий «облик-выражение», которая дает (обязательно) непредсказуемые, неожиданные выводы.

 

Варианты названий эссе (вообще)

«О совести», «О красоте», «О книгах», «О дружбе», «О воспитании» и др. (Мишель Монтень).

Допустимо, но не в этой работе.

«Пушкин, или Правда и правдоподобие» (Владимир Набоков).

Уже ближе к делу.

«Книга как врата мира» (Стефан Цвейг). Оригинально, если за красотой слова будет стоять глубина содержания.

 

Оригинальная идея

В качестве примеров, с некоторыми из которых следует познакомиться Вам учащимся, можно порекомендовать(на перспективу) такие тексты русских и зарубежных авторов, как

А.И. Герцена «С того берега»,

Ф.М. Достоевского «Дневник писателя»,

В. Набокова «Кембридж»,

М. Цветаевой «Мой Пушкин», а также

эссе И. Эренбурга и И. Бродского, А. Солженицына и В. Ерофеева, С. Цвейга и А. Сент-Экзюпери… Это для общего кругозора.

 

А на сегодня…

А на сегодня предлагаю Вам познакомиться с этим Перечнем великих имён петербуржцев (безусловно, Вы имеете право на своё имя!!!).

Главное, чтобы это было признанное общественностью имя, имя, достойное упоминания!

Язык эссе

Обращаем внимание на роль определений, метафорических эпитетов, метафор, олицетворений и сравнений, на прозрачность синтаксических конструкций (подчеркиваем, что эти упражнения будут подготовкой учащихся к ЕГЭ).

 

Содержание Формы эссе
Наличие и соединение различных способов освоения мира: художественного, научного, религиозного, философского Моральная проповедь, статья, дневник, рассказ, письмо, исповедь, очерк, слово

 

А.И. Солженицын и А.Д. Синявский вели в прессе литературную полемику, поэтому их эссе были написаны в форме открытых писем. Эссе А.И. Солженицына называлось «Колеблет твой треножник»; А.Д. Синявского – «Открытое письмо Солженицыну», а

Ф. Искандер (в связи с 200-летием со дня рождения А.С. Пушкина) пишет «Слово о Пушкине», которое было опубликовано в средствах массовой информации.

 

Адресат и автор

Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, автобиографическим фактам, искусству и многому другому.

В предисловии к эссе о А.Чехове «Мой поэт» С. Залыгин писал: «…Я хотел лишь предложить своё прочтение чеховских произведений… если, я и полемизировал с кем-то, так скорее всего с самим собой».

Если цель стихотворения в прозе – показать красоту чувства, лирического переживания, настроения автора, донести впечатление лирического героя, то эссе в большей степени демонстрирует красоту мысли его автора.

 

Классификация эссе:

1. творческие сочинения (М.А. Рыбникова, Н.В. Колокольцев);

2. сочинения на отвлеченные рассуждения;

3. сочинения свободно-творческого характера (В.В. Голубков, В.В. Литвинов);

4. свободные сочинения (В.Н. Никольский, Т.А. Ладыженская и др.).

 

Актуальность эссе

Эссе уместен как емкий и мобильный жанр. Обращение к этому типу творчества учащихся может быть связано и с внеклассной работой по литературе и русскому языку, и с участием школьников в различных видах творческого общения: в конкурсах и викторинах, различных телекоммуникационных проектах.

Во многих вузах эссе предлагается в качестве выпускного или вступительного экзамена, причем не только там, где предметная область – литература и русский язык, но и история, иностранные языки, музыка.

Эссе – антипод традиционного теста. Это творческая работа, помогающая раскрыть личность ученика, умение его самостоятельно мыслить; она ориентирована на создание условий становления читательской и творческой самостоятельности. Данное умение пригодится всегда и даже при подготовке к сдаче любого экзамена. Уже ни для кого не секрет, что литература снова станет обязательным экзаменом для всех выпускников РФ!!

Владея жанром эссе, можно написать отзыв о спектакле или отразить в собственном дневнике какой-то очень важный момент жизни и уж, конечно, написать эссе «Три великих петербуржца»!!!

Вы спросите, что для этого нужно? Мишель Монтень как основоположник жанра эссе советует «сохранять нравственное равновесие и душевную ясность <...>, искренность, честность мысли».

Более того (даже не сомневаюсь в этом): прогрессивная педагогическая мысль, мысль культурная, всегда шла впереди социального заказа, работала на будущее. Человек творческий не имеет права не быть гармоничным, широким, образованным, воспитанным, духовным. Таким, как Вы... Хотелось бы в это верить))

 

ПАМЯТКА «В помощь пишущему эссе»

l Прежде чем писать эссе, определитесь: о ком и о чём, сколько, как и зачем писать.

l Начинайте свою деятельность в соответствии с предложенными Вам в данном мероприятии требованиями.

l Сформулируйте тему размышления или в форме цитаты или своими словами.

l Подберите оригинальный (ые) эпиграф (ы) к своей работе.

l Попытайтесь представить три персоналии: трёх великих петербуржцев.

l Вспомните, что вас удивило, поразило в этой личности или в истории, с ней связанной.

l Знайте, что оценивать вашу работу будут главным образом не по названию, а по тому, насколько интересно и самобытно будет представлено ваше восприятие заявленной темы.

l Не стремитесь удивить, поразить любой ценой, поскольку вычурность, надуманность не заменят искренности, подлинности чувств, переживаний.

l Помните, что данная творческая работа – это отклик только Вашей личности на определённое событие или явление.

l Не увлекайтесь объёмом (достаточно 1-3 страниц), даже если мысли, чувства и желания переполняют вас.

l Дерзайте!

l Свои мысли, чувства, идеи вы вольны излагать произвольно, главное, чтобы текст сумел отразить родившееся в процессе рассуждений, переживаний.

l Не смущайтесь тем, что не всё получается гладко (почти все, как и вы, пробуют свои силы в столь сложном деле (кроме словесников, т.е. Ваших учителей русского языка и литературы) впервые!)

l Никто не требует от вас оглавления, введения, глав, заключения, выводов, целей, задач, списка использованной литературы, плана ответа, наукообразного языка и стиля.

l Обязательно уточните (а ещё лучше покажите свой черновик своему руководителю) неясное, трудное, смущающее Вас.

l Поймите: это не учебная или тестовая работа на оценку, это ВАШЕ СЛОВО в этом ГОДУ не только о ТРЁХ ВЕЛИКИХ ПЕТЕРБУРЖЦАХ, но и о СЕБЕ, о своём МИРЕ, миропонимании, о своём ВРЕМЕНИ, о своём будущем.

l Пишите эссе «Не скуки ради», а во имя Любви к нашему городу, к нашим великим именам, к нашей истории, культуре!

l Ваше СЛОВО должно запомниться.

l Творческих успехов Вам на ниве Просвещения!!!

 

До встречи на Олимпиаде...

26.02.2014 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: