Это первый вопрос в этой теме.
1) Маркетинговой средой называют совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы, влияющих на ее стратегию и неподдающихся непосредственному контролю. Маркетинговая среда состоит из микросреды, и макросреды.
Микросреда – это совокупность факторов, на которые руководство предприятия должно воздействовать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества.
МИКРОСРЕДА или ближайшее окружение фирмы включает поставщиков, посредников, конкурентов и клиентуру.
Поставщики: критерий выбора поставщиков, количество поставщиков.
Посредники: критерий выбора посредников и контроль за ними.
Конкуренты: количество конкурентов, уровень конкурентной борьбы, виды конкуренции, кто основной конкурент.
Клиентура: характеристика потребителей, приоритеты потребителей, кто основные потребители.
Макросреда – это совокупность факторов, на которые руководство предприятия повлиять не может и должно учитывать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества.
МАКРОСРЕДА фирмы или общее окружение фирмы включает демографические, экономические, политические, природно-географические, научно-технические и культурно-исторические факторы.
Научно-технический прогресс – факторы морального износа, темпы обновления производства.
Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и на способность потребителей покупать товары и услуги.
Политический фактор учитывает уровень коррупции, политическую систему власти, возможность смены власти, политическая стабильность, доверие населения к органам власти.
Демографические факторы включают общую численность населения, возрастной, половой и этнический состав, равномерность расселения по территории, деление на городское и сельское, миграцию, рождаемость и смертность, брачность и разводимость, продолжительность жизни, жизненный цикл семьи.
Международные события – конфликты и катаклизмы оказывают влияние на приток инвестиций и состояние экономики, учитывается при определении деловых рисков.
Национально-религиозныйфактор – это национально-религиозные традиции, особенности национального мышления и восприятия.
Культурно-исторические факторы включают наличие единых традиционных культурных ценностей и норм поведения, мораль и нравственность, язык и сленги, уровень образования, отношение людей к себе, семье, близким и другим людям, модель сексуального поведения, ощущение общности исторической судьбы и ответственности за судьбу страны, народа, региона.
Так как первый вопрос взаимосвязан со вторым вопросом. Ниже будет представлен ответ и на 1 и на 2 вопрос.
1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫМИКРОСРЕДЫИ ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Любое предприятие работает в реальных условиях, которые имеют особенность постоянно изменяться под воздействием маркетинговой среды, представляющей собой совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы, влияющих на ее стратегию и не поддающихся непосредственному контролю. Маркетинговая среда состоит из микро и макро среды.
Микросреда или ближайшее окружение фирмы включает влияние таких факторов как поставщики, потребители, посредники, конкуренты и контактные аудитории.
Поставщики это независимые от данной фирмы организации, обеспечивающие ее материальными ресурсами (сырье, материалы, комплектующие изделия). Эффективность обеспечения материальными ресурсами зависит от знания всех возможностей поставщиков и их потенциала, а также умение работать с ними в непосредственном контакте.
Посредники это лица или организации обеспечивающие распределение и продвижение товаров, распространение информации о самом товаре и предприятии к ним относящихся. Торговые посредники, транспортные организации, рекламные и маркетинговые агентства и др. возможные рынки сбыта продукции, ускорить товародвижение, обеспечивая быстрое получение информацию
Потребители это индикатор состояния предприятия и его благополучия. Именно потребитель решает, сможет ли предприятие возместить свои издержки и получить прибыль. Все многообразие внешних воздействий находит свое отражение именно в потребители и через него влияет на производство, его цели и стратегию. Потребителями могут быть отдельные индивидуумы, семьи, организации, учреждения и предприятия и фирмы товаропроизводители.
Конкуренты это организации оказывающие влияние на весь комплекс маркетинговых действий предприятия. Чаще всего приоритетными элементами конкуренции между предприятиями выступают товар и товарные шлейфы (реклама). При этом различают:
– желания-конкуренты, т.е. желания которые потребитель, возможно, захочет удовлетворить вместо приобретения товаров данного предприятия;
– товарно-родовые конкуренты это др. основные способы удовлетворения конкретной потребности (ср-ва передвижения: авто…);
– товарно-видовая конкуренция возникает между различными разновидностями товаров удовлетворяющих одну и ту же потребность при этом имеется, по крайней мере, один параметр по которому они различаются;
– марки-конкурентов это различные марки одного и того же товара способные удовлетворить желания покупателей.
Контактные аудитории это любая группа лиц проявляющих интерес к деятельности фирмы и которая может оказать влияние на ее способность достичь поставленных целей. К контактным аудиториям относятся: банки, фондовые биржи и др., ср-ва массовой информации, госучреждения, гражданские группы действий (защитники окружающей среды), местные контактные аудитории (окрестные жители) как правило, для работы с местным населением предприятия обычно назначают специального ответственного за связи с жителями данного района, который принимает участие во встречах с ними, отвечает на вопросы жителей и вносит вклад в решение их проблем, внутренние контактные аудитории.
2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫМАКРОСРЕДЫИ ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Макросреда это среда, не поддающаяся контролю со стороны фирмы, в число этих факторов входит демографический, политический и культурно-исторический факторы.
Демографические факторы характеризуют численности и возраст населения, его половой возрастной и этнический состав, рождаемость и смертность, продолжительность жизни, состав семьи, динамику изменения материального и образовательного уровня и др., падение рождаемости и старение населения, детские бумы и все что влияет на поведение, вкусы, желания тех или иных групп населения.
Экономические факторы: уровень инфляции и безработицы, общий уровень и распределение богатства доходов и сбережений в обществе и модели потребительского поведения, система налогообложения, структура доходов и расходов в семьи, продолжительность рабочего дня и др. факторы. Экономическая среда во многом обуславливается соотношением спроса и предложения, доходами и ценами на товары, сложившейсяконьюктурой. Если экономическая среда развивается благополучно, то легче предвидеть спрос, определить его структуру и тенденцию развития в условиях неблагоприятного развития экономики поведение потребителей чрезвычайно сложно предвидеть.
Политические факторы это политическое устройство страны, политический режим и его отношение к бизнесу, возможные повороты экономических и политических курсов, возможная степень их резкости, законодательное регулирование предпринимательской деятельностью. Следовательно, политическая среда слагается из правовых уложений, т.е. законодательных актов, госучреждений, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий в рамках общества. Другими словами в политической среде создаются условия для развития рыночной конкурентной сферы деятельности и вырабатываются «правила игры» для субъектов рынка
Научно-технические факторы: уровень развития науки и техники, темпы научно-технического прогресса, возможности фундаментальных наук, связь науки с производством и др. Научно-технические факторы во многом определяют фундаментальные изменения в жизни людей, производстве материальных благ и окружающей природе. Появление новых товаров формируют, и происходит отмирание старых видов деятельности. Достижения НТП приводят к дефициту и удорожанию некоторых видов сырья, загрязнению окружающей среды. А с другой стороны к появлению новых отраслей по производству новых альтернативных материалов.