Цели урока:
-образовательная - познакомитьобучающихся с понятием «Политический лидер»;
- развивающая- знать особенности механизма формирования политической элиты, уметь анализировать виды лидеров и элит в политике;
-воспитательная- воспитывать студентов в духе глубокого патриотизма;
-методическая - подбор новых и необходимых методом, которые наиболее эффективны при изучении нового материала.
Задачи: 1. Выяснить в чём «теория элит»;
2. Развивать умение различать виды элит и лидеров;
3. Способствовать воспитанию у обучающихся реально и разносторонне осуществлять подходы к анализу
различных политических событий и явлений.
Тип урока: формирование новых знаний, изучение нового материала.
Форма урока: лекция-беседа.
Оборудование: видеопроектор, схема механизма формирования политической элиты.
Интернет- ресурсы: https://studopedia.ru/7_61745_politicheskie-eliti-i-politicheskoe-liderstvo.html
Межпредметные связи: философия (исторический материализм, логика), социология, политология, правоведение,
обществознание.
Методы и приёмы работы: индивидуальный способ (выборочно), демонстрация таблиц и схем по теме.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент (сообщение целей и задач урока).
II. Актуализация опорных знаний.
ВОПРОСЫ:
1). Политическая элита и лидер.
2). Механизмы формирования политической элиты.
III. Основная часть урока. Изложение нового материала.
ВОПРОСЫ:
1). Сущность, типы и особенности политического лидерства.
ХОД УРОКА:
Политический лидер.
«Теория элит». В любом обществесуществуетнемногочисленный высший слой людей, который доминирует над остальными. Из всех видов элит политическая занимает особое место.
Политическая элита – немногочисленная, относительно привилегированная, достаточна самостоятельная,
высшая группа (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающая
определенными психологическими, социальными и политическими качествами,
необходимыми для управления другими людьми и непосредственно участвующая
в осуществлении государственной власти.
Люди, входящие в политическую элиту, как правило, занимаются политикой на профессиональной основе.
Политический лидер – это человек, который руководит не только политическими процессами, но и
осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или
движением, способен изменять ход событий и направленность политических процессов.
Политическое лидерство выполняет ряд важнейших функций:
1) программная – определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов;
2) управленческая – процесс выработки и принятия политических решений;
3) мобилизационная – применение, распределение социальных ролей и функций в обществе;
4) интеграция общества, объединение масс;
5) коммуникация власти и масс;
6) легитимация власти – обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета и влияния на массы.
ТЕОРИЯ политического ЛИДЕРСТВА:
- теория «личностных черт» согласно которой лидерами становятся лица с определенными доминирующими чертами характера (нравственная зрелость, интеллект, способность влиять на окружающих, предприимчивость, сила воли);
- ситуативная теория характеризует лидерство как производное определенной ситуации, т.е. конкретная ситуация требует лидера с определенным набором черт и качеств личности;
- теория конституентов (решающей роли последователей лидера).
Многие исследователи лидерства опираются на типологию легитимного господства, разработанную М. Вебером:
-традиционное лидерство, основанное на традициях, обычаях и привычке к подчинению;
-харизматическое лидерство, основанное на вере в выдающие качества лидера;
-рационально-легальное на основе законов.
М. Херманн подразделяет лидеров по имиджу: Лидеры– «знаменосцы» стремятся к воплощению «великой мечты», изменению политической системы. Лидер- «служитель» выступает в роли выразителя интересов своих приверженцев.
Лидер- «торговец» отличается способность убеждать людей, «продавать» им свои идеи. Лидер– «пожарный» откликается на порожденные ситуацией экстремальные события и проблемы, насущные требования момента.
В современном мире сформировались новые тенденции в развитии лидерства:
- национальные лидеры не могут игнорировать глобальные проблемы;
- возрастание и влияние неформальных лидеров;
- усиливается концентрация активности лидеров на решении экономических и социальных проблем;
- сокращаются границы власти политического лидерства за счет совершенствования системы разделения властей и расширения границ гражданского общества.
IV. Закрепление полученных знаний (путём ответов студентов на вопросы:
- Что такое «политический лидер»?
- Назвать функции политического лидерства.
- Перечислить теории политического лидерства).
V. Заключительная часть. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание (отработать конспект лекции).
ВЫВОД: Политический лидер – это человек, который руководит не только политическими процессами, но и
осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или
движением, способен изменять ход событий и направленность политических
процессов.