Сценарии игровых программ




Тема: «Разработка сценария игровой программы»

Существует целый ряд различных игр с их законами и правилами. Поэтому перед тем как выбрать игры стоит задача: установить, какие из игр развивают положительные качества; изучить и научно обосновать технологию проведения игры.

Практическая деятельность диктует необходимость классификации игр по целому ряду признаков:

1. По принципу физической активности и по силе физической нагрузки (спокойные, малоподвижные, подвижные);

2. В зависимости от количества играющих и способа их организации (индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые);

3. По месту их проведения (в комнатах отдыха, клубном фойе, игры с эстрады, на игровом поле, на воде и т.д.);

4. По времени действия (зимние, летние);

5. По проявлению способностей (игры-конкурсы, состязания на ловкость, силу, внимание и т.д.);

6. По возрастным группам (детские, юношеские, для взрослых и т.д.)

Заповеди ведущего игровой программы:

1. Твой голос, язык – это твой инструмент, относись к нему бережно.

2. Внешний вид, сценический костюм, сценический образ, твое умение держаться, твое лицо «по одежке встречают, по уму провожают».

3. Помни: «Красота хорошо, но обаяние лучше».

4. Будь приветливым, радушным, доброжелательным по отношению к зрителям.

5. Никогда не успокаивайся на достигнутом, постоянно ищи новое. Совершенствуй свое мастерство и расширяй репертуар.

6. Никогда не говори о том, чего не знаешь, а знай больше того, что говоришь.

7. Яркий красочный реквизит – украшение твой программы.

8. «Больше дела, меньше слов».

9. Не давай ставить себя в неловкое положение, обладай чувством юмора, будь находчивым в нужный момент, импровизируй достойно.

10. Сумей показать свою творческую индивидуальность, наиболее сильные стороны своего дарования.

11. Знай приемы вовлечения в игру.

12. Сумей выбрать из зрителей интересных людей, они твои помощники.

13. Будь тактичен и вежлив с партнером и музыкантом.

14. Не позволяй себе «оскорблять публику».

А теперь по сценарию:

Составление сценария – это наиболее трудоемкая часть работы организатора игры. От его умения работать с литературой, его общей эрудиции, его вкуса зависит качество сценария.

Генкин Д.М. считает, что сценарий – это художественно-педагогическая программа организации информации и управления аудиторией. Сценарий можно составлять по-разному: тезисно, подробно. Вот несколько советов, необходимых в любом случае:

· в сценарий должны быть внесены тексты ведущего и исполнителей ролей;

· в сценарии обязательно должны быть отмечены все музыкальные и шумовые фрагменты (желательно с указанием композиторами и авторов слов);

· в сценарии должны быть указаны световые эффекты, технические приемы, художественно-изобразительные средства, игровой реквизит, средства активизации зрителей;

· при формировании сценария необходимо указывать: место проведения, дату написания, жанр сценария, аудиторию, автора или составителя сценария; действующих лиц, игровой реквизит и дать советы режиссеру-постановщику или организатору программы;

· сценарий должен быть композиционно выстроен (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка-финал).

Существует два периода роботы над сценарием:

1. Подготовительный – рождение замысла. В него входят:

а) выбор темы, определение сверхзадачи,

б) изучение литературы и документов,

в) определение состава действующих лиц, краткая их характеристика, поиск интересных людей, фактического материала.

г) подготовка выразительных средств и средств активизации зрителей,

д) выбор жанра сценария, поиски конфликта,

е) краткое содержание основных вопросов и последовательность событий.

2. Написание сценария

По следующей схеме:

а) Определение сюжета, сценарного хода.

б) Логическое расположение и работа над связками эпизодов сценария, их монтажа.

в) Написание литературного сценария согласно законам драматургии и композиции.

г) Оформление сценария.

Сценарии игровых программ

Такие сценарии могут быть: тематическими, зрелищно-развлекательными, сюжетно-ролевыми, театрализованными. Сложнее всего написать театрализованный сценарий.

Наличие темы, сюжета, конфликта, художественного приема, сценарного хода, образа, в котором выступает ведущий игровой программы, делают ее более выразительной и впечатляющей. Поэтому сценарист, ведущий анимационной программы должен постоянно развивать свои творческие способности и обладать сценарными навыками и умениями. Это прежде всего:

1. Умение анализировать (расчленять общее на составные):

- Определение темы, проблемы, целевой установки;

- Поиск, отбор и изучение материала под углом предполагаемой темы.

2. Умение синтезировать (соединять разрозненное в целом):

- Преобразование и переосмысление материала;

- Использование приема монтажа, композиция построения.

3. Умение прогнозировать поведение участников и аудитории.

4. Литературно-журналистские умения и навыки:

- Описание действия, поведения героев;

- Создание текстов для ведущих, персонажей (монолог, диалог);

- Подбор стихов, фрагментов из произведений, документального материала;

- Проведение интервью, написание заметки, информации, рецензии и т.д.

Сценарист должен постоянно развивать в себе такие качества как наблюдательность, воображение и драматургическую логику при помощи специальных упражнений, тренингов.

 

Типы игровых программ

Вслед за А.Б. Гальченко, Л.Н. Буйловой, Н.В. Клёновой мы выделяем следующие типы игровых программ:

– разовая игровая программа;

– конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

– игра-спектакль;

– театрализованная игра;

В основе предложенной квалификации лежат два фактора: степень соучастия детей в программе и ее протяженность во времени.

 

Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые детям игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников.

Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана.

 

Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей.

Особенности подготовки и проведения конкурсно-игровых программ в форме КВН:

– при организации КВН важно не превратить игру в обычный экзамен, лишить детей возможности импровизировать, проявлять выдумку, фантазию;

– самостоятельность детей должна сопровождаться тонким педагогическим руководством, без которого выступление команды может стать образчиком пошлости и дурного тона;

– основная задача школьного КВН – привить вкус к тонкой, интеллигентной шутке, научить видеть смешное в себе, окружающей жизни.

Для конкурсно-игровой программы в форме КВН необходим полный сценарий с формулировкой педагогических задач, описанием мероприятий подготовительного периода, списком рекомендуемой литературы.

Другой вид конкурсно-игровых программ – интеллектуальные игры. Интеллектуальные игры – это игры, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.

 

Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.

Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки.

В оформленном виде такая программа должна предусматривать для учащихся возможность самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:

– четко изложенные педагогические задачи;

– план подготовки игры;

– экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу действия);

– сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения, учащихся в ту или иную ситуацию;

– список литературы для подготовки детей к игре.

ОЧЕНЬ ВАЖНО воспитать у детей зрительскую культуру – умение спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников и поддерживать соперников по соревнованию.

 

 

ВЫБИРАЯ ТИП ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ, ПОМНИТЕ О ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ АУДИТОРИИ!

Домашнее задание:

Подготовите игровую программу для своего класса на 30-40 минут.

Выполненное домашнее задание ждём по почте kas8707@rambler.ru c указанием Ф.И. автора, школы и класса. Творческого вдохновения!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: