Признаки группировки | ||
Обобщенные | Групповые | Единичные |
1. Красота | 1. Техничность | 1. Динамичность |
2. Эффектность | 2. Выразительность | 2. Легкость |
3. Зрелищность | 3. Музыкальность | 3. Ритмичность |
4. Гармоничность | 4. Хореографичность | 4. Амплитудность |
5. Художественность | 5. Артистичность | 5. Точность |
6. Яркость | 6. Культура движений | 6. Пластичность |
7. Виртуозность | 7. Мягкость | |
8. Школа | 8. Элегантность | |
9. Четкость | ||
10. Темп | ||
1 1. Грациозность | ||
12. Изящество | ||
13. Плавность | ||
14. Законченность | ||
15. Слитность | ||
16. Целостность | ||
17. Свобода | ||
18. Чистота | ||
1 9. Согласованность | ||
20. Рациональность |
3. Эффектность, по своему смыслу близка к понятию зрелищности. Однако если зрелищность является характеристикой всего упражнения, то эффектность чаще всего характеризует отдельные моменты выступлений.
4. Гармоничность, характеризуется согласованностью, слаженностью, взаимным соответствием разных частей целого.
5. Художественность - искусное, красивое, изящное, выполнение в соответствии с требованиями искусства, артистически, эстетически. Упражнения, отличающиеся ритмичностью, пластичностью, выразительностью, особой утонченностью движений, органической связью с музыкой.
6. Яркость (близказрелищности и эффектности) – выделение среди других по силе, воздействию, производящий сильное впечатление выразительностью и т.п.
7. Техничность. Под техничностью как качеством исполнительского мастерства понимается система действий спортсмена, соответствующая современным представлениям об образцовой технике исполнения, обеспечивающая максимальную эффективность его движений, уровень владения совокупностью необходимых двигательных навыков.
В качестве критерия технической подготовленности спортсменов может выступать умение легко и красиво двигаться.
8. Выразительность. В общепринятом смысле под выразительностью понимают способность выражать мысль, чувство, настроение. В художественной гимнастике выделяют следующие компоненты выразительности исполнения: соответствие движений характеру музыки, логическую правдивость поз, эмоциональную насыщенность упражнения.
Проявление выразительности движений связано с правильным подбором музыки, соответствующей движениям, техническим возможностям и индивидуальности гимнасток. Выразительность движений невозможна без высокого уровня техники и культуры движений, но в то же время технически грамотное выполнение не всегда бывает выразительным.
9. Музыкальность связана с проявлением определенных способностей спортсменов в этой области и является переживанием музыки как выражения ее содержания. В художественной гимнастике музыкальность характеризуется соответствием движений характеру музыки, соблюдением темпа, заданного композитором, и ритма произведения.
10. Хореографичность связана с соответствием движений рук, ног, туловища и осанки принятым внешним нормам.
Движения в художественной гимнастике связаны с разработкой основных позиций ног, рук, корпуса, головы и должны соответствовать вполне определенным требованиям: сохранению вертикального положения туловища, умению «держать спину», опустить плечи, сомкнуть лопатки, подобрать живот и др.
Высокий уровень развития этого качества позволяет демонстрировать в упражнении культуру движений в соответствии с канонами классического, народного и характерного танцев и достигается в процессе хореографической подготовки, помогающей развить двигательные способности, пластичность, музыкальность, ритмичность и многие другие качества.
11. Артистичность характеризуется искусством исполнения, художественным вкусом, выразительностью, изяществом выполнения движений и упражнения в целом.
В соответствии с правилами соревнований по художественной гимнастике ошибками в проявлении артистичности являются: недостаток легкости, уверенности, элегантности, неловкие, угловатые движения, незаконченное, натянутое исполнение, оставляющее плохое впечатление.
12. Культура движений. Компонентами этого понятия они считают технику исполнения упражнений, манеру держаться, осанку, музыкальность, выразительность, точность, умение в нужный момент изменять направление, амплитуду, скорость, темп, ритм движений, элегантность, пластичность, легкость.
Культура движений включает в себя характеристики отдельных деталей, существенно не влияющих на энергетику выполнения упражнений и на работоспособность спортсменов. Они значимы только с точки зрения эстетики и включают особенности позы, ориентации тела в пространстве, телодвижений, передвижений, ритма.
13. Виртуозность. В технико-эстетических видах спорта в понятие виртуозности исполнения включают такие компоненты как совершенная техника, большая амплитуда, легкость, изящество, элегантность исполнения, выразительность, эмоциональность, артистизм.
В художественной гимнастике виртуозность определяется прежде всего техникой владения предметом.
В широком смысле слова виртуозность — это высшая ступень мастерства гимнаста, проявляемая при исполнении не отдельных элементов, а комбинаций в целом.
14. Школа. В понятие «школы» включают воспитание начальных навыков, необходимых для дальнейшего процесса освоения технически усложняющихся движений. Такими начальными, базовыми, навыками являются сохранение в движениях правильной осанки, правильные положения рук и головы, умение держать ноги натянутыми и выворотность стоп, когда это необходимо, умение выполнять движения под музыку.
15. Динамичность движения рассматривается как сложная характеристика двигательного акта, которая является результатом соотношения внутренних и внешних сил, обусловливающих его выполнение, и конкретно выражается отдельными характеристиками движений — темпом, ритмом, амплитудой.
В гимнастике более динамичным считается упражнение, в котором при заданном времени выполняется большее количество элементов, т.е. выше темп исполнения движения. Идеальной с точки зрения динамичности будет такая комбинация, в которой отсутствуют остановки.
16. Легкость. Легкий — плавный, как бы скользящий, парящий, быстрый, подвижный, скорый. Легкость развивается на основе гибкости, устойчивости, точности движений, музыкальности. Она выражается в приподнято-стройной пластике, особенно в позах, прыжках, вращениях.
17. Ритмичность. Ритм означает чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой. В спорте ритм характеризует закономерное чередование отдельных элементов (длительность, паузы, акцентирование, чередование).
В технико-эстетических видах спорта ритмичность движений тесно связана с ритмом музыкального аккомпанемента, зависит от наличия у спортсмена музыкально-ритмического чувства, позволяющего выполнять движения в неразрывной связи с музыкой.
18. Амплитудностъ. Максимальная амплитуда движений в гимнастике — один из основных признаков современной техники. В соответствии с требованиями правил соревнований при выведении оценки за исполнение судья должен производить сбавки за все отклонения от предельной амплитуды.
Амплитуда движений выражает пространственную характеристику, зависящую от задач двигательного акта, от подвижности суставов.
19. Точность - качество двигательного акта, реализованное соблюдением заранее установленной системы характеристик.
Общим критерием точности спортивных движений может служить вероятность попадания в требуемую (заданную) область.
20. Пластичность. Пластичный — значит плавный, изящный, способный принимать любую форму, сохраняя ее в дальнейшем. В спорте пластичность движений характеризуется закономерной последовательностью сменяющихся положений тела, а также его отдельных частей при условии их гармонической слаженности, непрерывности, слитности. Угловатость, резкость, дисгармония движений исключены. Пластичность обусловливает красивую постановку и непринужденную грациозность движений.
21. Мягкость заключается в умении двигаться эластично, гибко, ритмично.
Мягкость движений достигается путем выполнения следующих требований:
— двигаться с отставанием частей тела;
— выполнять движение с последовательным включением участвующих в нем звеньев — волной;
— добиваться целостного характера движений.
22. Элегантность. Элегантный — означает изящный, изысканный, утонченный.
23. Четкость. Четкий — отчетливый, отличающийся строгой организацией, точностью выполнения.
24. Темп - это степень быстроты движения. Он измеряется количеством движений в единицу времени. Темп может служить показателем совершенства техники, поскольку является величиной, обратной длительности исполнения движений.
25. Грациозность — особый вид красоты, проявляющийся в легкости, пластичности движений и форм, умение выполнять движения с совершенством и легкостью. Грациозность понимают как изящество, красоту в позах, движениях.
26. Изящество - одна из разновидностей красоты, проявляющаяся во внешнем облике предметов и явлений действительности и характеризующаяся особой завершенностью, соразмерностью, легкостью форм, ловкостью, грациозностью движений и несовместимая с вычурностью, показной красивостью.
В спортивной гимнастике изящество исполнения определяется умением двигаться легко, выразительно, целесообразно и точно.
27. Плавность – движения, совершаемые легко и ровно, без резких и крутых изменений, отличающиеся равномерными, ритмичными движениями.
28. Законченность - цельность, завершенность, упражнения, построенные логически оправданно, без разрыва между отдельными частями.
29. Слитность — слаженное исполнение упражнения с согласованием движения всех частей тела. Это непрерывность и единство в движениях частей тела и предмета или умение исполнять элементы в темпе. Слитность движениям придают специфические элементы: волны, взмахи, пружинистые движения и расслабления, выполняемые легко, пластично.
30. Целостность заключается в том, что движения выполняются слитно и плавно, с одновременным или последовательным включением всех частей тела. Целостность исполнения в художественной гимнастике достигается согласованностью движений рук с основными движениями туловища и предметов, придающей движениям мягкость, закругленность.
31. Свобода заключается в выполнении упражнения легко, без затруднений, без напряжений.
32. Чистота заключается в выполнении движения без ошибок.
33. Согласованность - выполнение всех движений в логическом соответствии друг с другом, слаженно.
34. Рациональность проявляется в разумном, целесообразном выполнении упражнений. Одним из критериев рациональной техники в гимнастике может служить красота движений, которая является в этом виде спорта основой спортивного мастерства.
3. Система объективных технических критериев исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта предусматривает три основных уровня:
А. Критерии первого порядка — общие признаки, определяющие уровень технического мастерства в целом.
В этот уровень включаются наиболее общие критерии оценки качества спортивной техники в целом. В двигательных действиях, характеризующихся особой точностью движений в пространстве и времени, общие критерии техники могут определяться следующим:
1. Возможностью надежного и стабильного выполнения упражнений. Техника движений находится на таком уровне, когда спортсмен умеет самостоятельно выполнять эти движения уверенно и надежно. Исключается возможность падений, срывов и травм при выполнении упражнений без посторонней помощи и страховки.
2. Возможностью выполнять двигательное действие в различных соединениях с другими действиями (комбинации действий). Спортсмен в зависимости от характера и особенностей соединения может управлять отдельными элементами своих действий (произвольно изменять скорость перемещения, амплитуду, направление, усилия, менять темп и ритм движений).
3. Возможностью усложнять основное движение (упражнение). Спортсмен умеет выполнять движение в различных по сложности и условиям вариантах.
4. Возможностью выполнять движение с разной степенью строгости соблюдения установленных к внешней форме норм, определяемых правилами соревнований, эстетическими требованиями, видом снаряда, тренером и самим спортсменом.
Спортсмен умеет произвольно регулировать качество исполнения — выполнять упражнение чисто, собранно или умышленно небрежно.
Спортсмен умеет произвольно выполнять движение с разной эмоциональной окраской, выразительностью.
Б. Критерии второго порядка — отдельные дискриминативные (сравнительные) признаки техники движения.
Эти признаки, наиболее характерные для одного движения или однотипной группы движений, отражают самую существенную качественную сторону техники. По этим признакам можно судить о степени эффективности, совершенства техники с учетом квалификации спортсмена. В числе таких признаков могут быть, например, высота прыжка, время отталкивания, скорость вращения тела, определенный ритмический рисунок движения и др.
В. Критерии третьего порядка — частные, единичные признаки техники движения.
Критерии третьего порядка — это отдельные кинематические и динамические характеристики движений (угол сгибания сустава; ускорение; скорость перемещения тела и его отдельных частей; сила отталкивания; время действия и многое другое). Одна из особенностей этих признаков — их многочисленность. В любом спортивном движении может быть выделено от нескольких десятков до нескольких сотен признаков третьего уровня. Но не все они оказывают одинаковое влияние на качество техники движения. В фигурном катании, например при выполнении прыжков, на качество техники могут влиять высота прыжка, скорость вращения, чистота исполнения, положение тела в полете, точность и уверенность приземления и перехода. В отдельных случаях эти характеристики имеют разные значения, особенно у разных исполнителей. Поэтому возникает необходимость во введении еще двух параметров: соотношения значений каждого показателя и весомости каждого из них. С помощью этих дополнительных параметров становится возможным определение качественной разницы двух или нескольких упражнений при самых различных сочетаниях и комбинациях, предлагаемых практикой спорта. Только с учетом весомостей всех признаков или, во всяком случае, ведущих, основных комплексный показатель качества техники движения становится наиболее объективным общим критерием.
4. Применение точных методов к исследованию искусства исполнения композиций в технико-эстетических видах спорта зависит от наличия качественных критериев и их количественного выражения. Основные требования к этим критериям следующие:
— соответствие оцениваемому явлению;
— однозначность оценок;
— наличие количественных характеристик;
— полнота оценки явления;
— гибкость и универсальность применения системы критериев.
Метод графической записи произвольных движений используется в спорте для оценки качественных характеристик движения.
Графическая модель произвольных движений спортсменов представляет собой сила пять сходящихся к нулевой точке линий-шкал.
Каждая из этих линий-шкал, обозначающих отдельные качественные признаки движения (динамичность, гибкость, равновесие, силу, статичность, отдельную нулевую точку, сложность), имеет семибалльную шкалу, позволяющую выразить на графике относительную величину каждого из качеств (признаков) движения в количественных величинах и одновременно наглядно представить наиболее существенные качественные признаки с указанием их ранжированной размерности.
Метод семантического дифференциала. Это метод количественного и качественного индексирования значения с помощью двухполюсных шкал с семью делениями на каждой, задаваемых парой противоположных по смыслу (антонимичных) прилагательных. Содержание шкалы слева направо включает следующие категории: 1) очень; 2) вполне; 3) немного; 4) ни... ни...; 5) немного; 6) вполне; 7) очень. Деления нумеруются от +3 до —3, 0 посередине; или от 1 до 7, 4 посередине. (пример - САН)
Составление шкал семантического дифференциала основывается на выборе группы свойств, адекватно характеризующих изучаемое явление.
Метод групповых экспертных оценок (ГЭО) применительно к спортивно-эстетическим исследованиям заключается в проведении специально отобранными экспертами анализа технико-эстетического выступления спортсмена с количественной оценкой своих суждении (оценка в баллах) и обработкой этих результатов методами математической статистики. В основе метода ГЭО лежат следующие утверждения:
1. Экспертная оценка имеет вероятностный характер и основывается на способности эксперта давать информацию-оценку в условиях неопределенности, т.е. тогда, когда полнота или достоверность информации, необходимой для принятия решении, сравнительно невелика.
2. Считается, что когда оценку дает не один, а несколько экспертов, то истинное значение исследуемой характеристики находится внутри диапазона оценок отдельных экспертов, т.е. обобщенное коллективное мнение более достоверно.
3. Отбор экспертов и обработка полученных экспертных оценок проводится по определенному алгоритму.
В большинстве случаев последовательность получения экспертной оценки следующая:
Шаг 1. Каждому эксперту предоставляется информация по проблеме в виде анкеты, включающей оцениваемые факторы или события.
Шаг 2. Каждый эксперт независимо от других решает сформулированную задачу. Результаты решений собирают организаторы экспертизы.
Шаг 3. Организаторы опроса производят статистическую обработку анкет и формируют коллективное суждение экспертной группы, выявляют и обобщают аргументы, соответствующие различным суждениям.
Шаг 4. Полученная в результате обработки информация вместе с начальной информацией снова сообщается экспертам. Участникам опроса предлагают объяснить причины несогласия с коллективным суждением и пересмотреть первоначальную точку зрения.
Шаг 5. Повторение шага 2 (2-й тур экспертизы) с целью сужения диапазона оценок экспертов и т.д.
Процедура (цикл экспертизы) повторяется 3-4 раза, до установления определенной стабильности в суждениях каждого эксперта.
Данная методика позволяет оценивать спортивно-техническое мастерство гимнастов по качеству исполнения, составу элементов и композиционному содержанию.
Вопросы для самоконтроля
1. Что понимается под исполнительским мастерством спортсмена?
2. Где отражаются требования к эстетическим показателям соревновательных упражнений?
3. Что необходимо для оценки уровня проявления любого качества?
4. Что понимают под красотой как категорией эстетики?
5. Что относится к групповым показателям спортивно-технического мастерства?
6. Что представляет собой графическая модель произвольных движений спортсменов?
7. Как может выглядеть двухполюсная шкала, используемая в методе семантического дифференциала?
8. Какие утверждения лежат в основе метода групповых экспертных оценок?