ТЕМА №2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ




 

§ 1. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации

 

До принятия Конституции 1993 года в Российской Федерации существовал двухпалатный высший представительный орган государственной власти - Верховный Совет, две его палаты назывались Совет Республики и Совет Национальностей и различались лишь порядком формирования. Верховный Совет РСФСР возглавлял систему советов, являлся вышестоящим представительно-распорядительным органом, соединял в себе представительные, законодательные и исполнительно-распорядительные полномочия.

Статус Федерального Собрания РФ закреплен в главе 5 Конституции РФ. Рассматривать конституционный статус российского парламента можно лишь в тесной связи с принципиальными положениями Конституции РФ (ст. 10, 11). Теперь из сферы ведения российского парламента исключены распорядительные и исполнительные полномочия, характерные для Верховного Совета России. Федеральное Собрание России не является вышестоящим органом для представительных органов в России, и его правовой статус также закрепляется как в действующем законодательстве, так и в регламентах его палат.

Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания определяет совокупность юридических норм (институтов), содержащихся в Конституции РФ, регламентах палат парламента, других законодательных актах, характеризующих его место и роль в системе органов государственной власти.

В статье 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание - представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

В той же статье Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы конституционного строя.

Согласно ст. 95 Конституции РФ Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Идея представительства всего населения Российской Федерации заложена в Государственной Думе, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих интересы субъектов Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно и раздельно решают вопросы, относящиеся к их ведению. Конституция РФ устанавливает (ст. 100), что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Актуальными проблемами российского парламентаризма остаются способы формирования (выборы, назначение) и модернизации деятельности палат парламента, их роль в формировании Правительства РФ, усиление парламентского контроля, профессиональной подготовки депутатского корпуса и повышение авторитета российского парламента.

 

§ 2. Совет Федерации

 

Совет Федерации является палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.

Количественный состав и принципы формирования Совета Федерации установлены ч. 2 ст. 95 Конституции РФ.

Порядок формирования Совета Федерации до 8 августа 2000 г. был определен Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

В соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответствующим органом государственной власти субъекта Федерации на основе волеизъявления избирателей данного субъекта Федерации. Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Федерации.

Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение 20 лет (при этом закон предусматривает целый ряд исключений из этого правила), предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, и достигший возраста 30 лет.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации по общему правилу может быть только депутат этого органа.

Порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации зависит от того, избран глава субъекта населением или депутатами регионального парламента.

Если высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) избирается гражданами, проживающими на территории данного субъекта, он еще до выборов представляет три кандидатуры, из которых в случае своей победы и выберет представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации в Совете Федерации.

Другая процедура предусмотрена, если главу субъекта Федерации избирают депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации. Тогда каждый кандидат на должность главы представляет трех своих кандидатов на место в Совете Федерации депутатам регионального парламента.

Решение высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительной власти субъекта оформляется его указом (постановлением). Указ (постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации.

Полномочия члена Совета Федерации:

а) начинаются со дня вступления в силу соответствующего решения о наделении его рассматриваемыми полномочиями;

б) прекращаются со дня вступления в силу соответствующего решения о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации - представителя от этого же органа государственной власти субъекта Федерации.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента РФ или Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве, как правило, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Совет Федерации образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты и комиссии.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, входят в состав комитетов. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты, при этом в состав комитета должны входить не менее семи членов Совета Федерации. Состав комитета, комиссии утверждается палатой.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты: осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам, а также по федеральным конституционным законам; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, организуют проведение парламентских слушаний и т.д.

Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком или конкретными задачами.

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией РФ. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией РФ и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

- Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

- в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение 14 дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:

- утверждение изменения границ между субъектами Федерации;

- утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;

- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации;

- назначение выборов Президента РФ;

- отрешение Президента РФ от должности;

- назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции РФ.

Совет Федерации, равно как и каждый его член, обладает правом законодательной инициативы.

По вопросам ведения Совета Федерации палата большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ, принимает постановления.

Совет Федерации принимает Регламент, в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации (Регламент Совета Федерации Федерального Собрания РФ утвержден Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ).

 

Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией РФ, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Кроме того, статус члена Совета Федерации регулируется Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

 

 

§ 3. Государственная Дума

 

Государственная Дума - основная законодательная палата Федерального Собрания. Депутатом Государственной Думы может быть избран любой гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста, если он не признан судом недееспособным и не содержится в местах лишения свободы по приговору суда.

В соответствии с Конституцией РФ в Государственную Думу РФ избирается 450 депутатов (ч. 3 ст. 95).

С 2016 г. выборы депутатов проходят по смешанной (пропорционально-мажоритарной) системе. Половина депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат). Вторая половина - по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (проходной барьер - 5%).

В двух случаях к распределению мандатов могут быть допущены партии, федеральные списки кандидатов которых не смогли преодолеть 5%-ный барьер:

1) если за федеральные списки кандидатов, каждый из которых преодолел установленный барьер по федеральному избирательному округу, в совокупности подано 50 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, тогда, помимо партий-победителей, к распределению депутатских мандатов последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей допускаются списки партий, не преодолевшие барьер, пока общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допускаемые к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50% от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

2) если федеральный список одной из партий получил более 50% голосов, а остальные партии - менее 5%, тогда к распределению депутатских мандатов допускается помимо партии-победительницы партия, федеральный список которой занял второе место (т.е. получившая наибольшее число голосов из тех, чьи федеральные списки также не преодолели 5%-ный барьер).

 

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

 

Государственная Дума условно называется "нижней палатой", но это не означает, что ее роль второстепенна. Основное направление деятельности Государственной Думы - принятие федеральных и федеральных конституционных законов. Для осуществления этих целей Государственная Дума образует из числа своих депутатов комитеты и комиссии. Кроме того, внутри Думы действуют депутатские объединения: фракции и группы, внутренняя деятельность которых организуется самостоятельно. Государственная Дума собирается на сессии: весеннюю - с 12 января по 20 июля; осеннюю - с 1 октября по 25 декабря.

Сессия Государственной Думы состоит в проведении пленарных заседаний палаты, заседаний Совета Государственной Думы, заседаний ее комитетов и комиссий, парламентских слушаний, работы депутатов во фракциях, в депутатских группах, комитетах и комиссиях.

Парламентские слушания проводятся, как правило, открыто, на них обсуждаются:

- законопроекты, требующие широкого публичного обсуждения;

- международные договоры, представленные на ратификацию;

- федеральный бюджет;

- другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.

Кроме основной законодательной деятельности, Государственная Дума вправе решать и другие вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ее ведению. Так, в соответствии со ст. 103 Конституции РФ Председатель Правительства РФ назначается с согласия Государственной Думы. Государственная Дума также по предложению фракции либо депутатской группы численностью не менее 1/5 от общего числа депутатов может рассмотреть вопрос о недоверии Правительству РФ.

Государственной Думе принадлежит право назначать на должность и освобождать от нее Председателя Центрального банка РФ. На первой сессии каждого созыва Государственной Думы эта палата парламента назначает Уполномоченного по правам человека и вправе освободить его от этой должности (т.е. каждые пять лет, если не было досрочного роспуска Думы или если не было досрочного сложения Уполномоченным полномочий).

Государственная Дума принимает деятельное участие в формировании Счетной палаты: она назначает Председателя этой палаты (по представлению Президента РФ) и половину состава ее аудиторов.

Государственная Дума - единственный высший орган государственной власти Российской Федерации, обладающий правом выдвинуть обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности при наличии для этого серьезных оснований, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами. Специальная комиссия, избранная Государственной Думой в составе Председателя и 10 - 12 членов, проверяет фактическую обоснованность выдвинутого обвинения против Президента, соблюдения всех процедурных правил. Постановление о выдвижении обвинения принимается большинством не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, путем тайного голосования, с использованием бюллетеней. Окончательное решение об отрешении Президента РФ от должности принимает другая палата российского парламента - Совет Федерации.

В компетенцию Государственной Думы входит решение следующих вопросов:

- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

- решение вопроса о доверии Правительству РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов;

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

- объявление амнистии;

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной Думы, Государственная Дума принимает постановления. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ. Порядок рассмотрения вышеперечисленных вопросов подробно урегулирован регламентами палат Федерального Собрания.

Федеральным законодательством устанавливается следующая организация Государственной Думы.

Государственную Думу возглавляет Председатель Государственной Думы. Председатель Государственной Думы избирается из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. Для избрания Председателя Государственной Думы требуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Наряду с Председателем Государственная Дума избирает первого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы. Порядок их избрания урегулирован Регламентом Государственной Думы (Регламент Государственной Думы утвержден Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

 

Регламент Государственной Думы устанавливает, что Председатель, первый заместитель и заместители Председателя не могут быть представителями одной фракции, депутатской группы.

Полномочия Председателя Государственной Думы схожи с полномочиями Председателя Совета Федерации. Круг полномочий Председателя Государственной Думы определен в ст. 11 Регламента Государственной Думы.

Совет Государственной Думы - коллегиальный, постоянно действующий орган палаты, созданный для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.

В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. Заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы участвуют в работе Совета Государственной Думы с правом совещательного голоса. В число полномочий Совета Государственной Думы входят: формирование проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; формирование проекта календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц; формирование проекта работы Государственной Думы на очередное заседание. Целый ряд полномочий Совета Государственной Думы связан с техническим обеспечением законотворческой деятельности.

В Государственной Думе создаются депутатские фракции.

Депутатской фракцией является объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов.

Полное наименование фракции должно соответствовать наименованию политической партии, указанному в уставе политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой были избраны соответствующие депутаты. Фракция вправе иметь установленное положением о фракции краткое наименование, соответствующее ее полному наименованию.

Фракция избирает из своего состава руководителя фракции и заместителя (заместителей) руководителя фракции. В соответствии с положением о фракции фракция может образовывать руководящий орган (руководящие органы).

В составе фракции численностью более 100 депутатов Государственной Думы могут создаваться внутрифракционные группы. Численность внутрифракционной группы не может составлять менее 50 депутатов Государственной Думы. Руководителем внутрифракционной группы является первый заместитель руководителя фракции.

Основными структурными подразделениями Государственной Думы являются комитеты. Комитеты Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы; в соответствии с решениями палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд РФ; организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; решают вопросы организации своей деятельности.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва.

Рабочими органами Государственной Думы являются также комиссии. В отличие от комитетов - постоянно действующих органов палаты - деятельность комиссий ограничена определенным сроком или конкретной задачей, по мере выполнения которой они прекращают свою деятельность. Государственная Дума образует следующие комиссии: мандатную, по этике, для дачи заключения, предусмотренного ч. 2 ст. 93 Конституции РФ, и др. Мандатная комиссия Государственной Думы образуется на срок полномочий Государственной Думы данного созыва и имеет статус комитета.

Комитеты и комиссии образуются из числа депутатов палаты, как правило, на основе принципа пропорционального представительства от депутатских объединений. Численный состав данных органов определяется Государственной Думой. Он не может быть менее 12 и более 35 депутатов.

Все депутаты Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязаны состоять в одном из комитетов палаты. При этом депутат Государственной Думы может быть членом только одного комитета.

Основной формой работы комитетов и комиссий являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания правомочны, если на них присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии.

Другой формой работы комитетов и комиссий являются парламентские слушания, конференции, совещания, семинары, проводимые в целях выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности, а также по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий.

 

§ 4.. Органы законодательной власти субъектов

Российской Федерации

 

Законодательными (представительными) органами власти субъектов Федерации являются их парламенты.

Выступая органами власти соответствующего субъекта Федерации, региональные парламенты являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъекта Федерации, т.е. представляют волю граждан Российской Федерации, населяющих территорию этого субъекта, и обладают компетенцией в сфере регионального законотворчества. Контрольная функция парламента субъекта Федерации заключается, в частности, в том, что наряду с другими уполномоченными на то органами он осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Федерации, исполнением бюджета субъекта Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Федерации, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Федерации.

Наименования региональных парламентов, как правило, отражают соответствующие национальные, исторические и культурные традиции (например, Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея, Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан, Народный Хурал Республики Бурятия, Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва, Дума Ставропольского края, Совет народных депутатов Кемеровской области, Законодательное собрание Пензенской области, Законодательная Дума Томской области и т.д.). Но при этом действует только одно ограничение - названия парламентов субъектов Федерации не должны содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти, т.е. на региональном уровне не может и не должно быть, например, государственной думы или федерального собрания.

Порядок формирования парламентов субъектов Федерации определяется конституциями (уставами) этих субъектов и законами о выборах их парламентов. Парламенты субъектов Федерации избираются на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий региональных депутатов одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации, но не может превышать пять лет.

Численный состав парламентов субъектов Федерации до 2010 г. определялся ими самостоятельно. При этом количество депутатов было несоразмерно с количеством избирателей, зарегистрированных на территории этого субъекта Федерации.

В настоящее время установленное число депутатов регионального парламента должно составлять:

- не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тыс. человек;

- не менее 25 и не более 70 депутатов - при численности избирателей от 500 тыс. до 1 млн. человек;

- не менее 35 и не более 90 депутатов - при численности избирателей от 1 млн. до 2 млн. человек;

- не менее 45 и не более 110 депутатов - при численности избирателей свыше 2 млн. человек.

Поэтому, исходя из этого критерия, сейчас максимальный состав парламента субъекта Федерации - 110 депутатов (в Государственном собрании Башкортостана), минимальный - 12 депутатов (в Думе Чукотского автономного округа).

К 2016 г. большинство субъектов Федерации отказались от двухпалатной модели организации парламента в пользу однопалатной.

Компетенция парламентов субъектов Федерации складывается из следующих основных полномочий:

1) принимают конституцию (или устав) субъекта Федерации и вносят в них поправки;

2) осуществляют законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации в пределах полномочий субъекта Федерации;

3) заслушивают ежегодные отчеты высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, в том числе по вопросам, поставленным парламентом субъекта Федерации, и др.

По общему правилу порядок деятельности парламента субъекта Федерации определяется конституцией (уставом) этого субъекта, законами субъекта о региональном парламенте, а также принятым самим этим законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта регламентом работы. Правовой статус депутата парламента, помимо конституции (устава) соответствующего субъекта, определяется также региональным законом этого субъекта Федерации о статусе депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации.

Деятельностью парламента руководят избранный депутатами из своего числа председатель и его заместители (которые исполняют обязанности председателя в случаях его отсутствия, невозможности осуществления им своих обязанностей или по его поручению, а также другие обязанности в соответствии с регламентом). В структуре регионального парламента (как и на федеральном уровне) депутаты объединяются во фракции по партийному принципу и в целях организационного обеспечения своей деятельности образуют постоянные и временные комитеты и комиссии.

Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта Федерации.

В течение всего срока полномочий, как и их федеральные коллеги, депутаты законодательных (представительных) органов власти субъектов Федерации обладают депутатской неприкосновенностью. По общему правилу депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается по представлению прокурора субъекта его парламентом.

Актами парламентов субъектов Федерации являются:

1) законы субъекта Федерации

2) постановления парламента субъекта Федерации

Правом законодательной инициативы в парламенте субъекта Федерации обладают депутаты, высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), представительные органы местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта право законодательной инициативы может быть предоставлено и иным органам, членам Совета Федерации - представителям данного субъекта Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории этого субъекта Федерации.

 

§ 5. Стадии и проблемы реализации федерального

законодательного процесса

 

Законодательный процесс в России реализуется на двух уровнях осуществления государственной власти - федеральном и региональном.

В литературе выделяют множество стадий законодательного процесса. Воспримем следующую последовательность стадий:

1) законодательная инициатива субъекта права законодательной инициативы;

2) предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе;

3) обсуждение и принятие закона Государственной Думой;

4) обсуждение и одобрение закона Советом Федерации;

5) подписание закона главой государства и официальное опубликование закона.

В некоторых случаях возникают дополнительные стадии, поэтому подчеркнем, что данная последовательность носит общий характер и условна.

Первая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива - это правомочие уполномоченных субъектов по внесению законопроектов в парламент.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения

Согласно ст. 107 и 108 Регламента Государственной Думы, спикер палаты направляет зарегистрированный законопроект в профильный комитет, который определяет его соответствие требованиям Конституции РФ и Регламента палаты.

Если, по мнению профильного комитета, подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект соответствует предъявляемым требованиям, Совет Государственной Думы по предложению профильного комитета принимает решение:

- назначить один из комитетов Государственной Думы ответственным по законопроекту;

- включить законопроект в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую либо на очередную сессию;

- направить законопроект в комитеты, комиссии и депутатские объединения, федеральные органы государственной власти (Президенту, Совету Федерации, членам Совета Федерации, высшим судам по вопросам их ведения) для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

В случае если, по мнению комитета, законопроект не соответствует предъявляемым требованиям, Совет Государственной Думы принимает решен<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: