Примеры практических заданий.




Акме-психология развития когнитивной сферы личности

Вопросы к зачету.

1. Предмет и задачи когнитивной акме-психологии. Соотношение с другими акмеологическими науками.

2. Основные понятия когнитивной акме-психологии: ресурс, потенциал, резерв, интеллектуальный ресурс, когнитивные ресурсы, акмеологические задатки и т.д.

3. Методология и методы когнитивной акме-психологии.

4. Теоретическое и прикладное значение изучения когнитивной акме-психологии.

5. Новейшие достижения в области исследования динамики когнитивных ресурсов.

6. Развитие системы когнитивных ресурсов человека и познавательных возможностей человеческой психики.

7. Профилактическая работа психолога по минимизации рисков истощения когнитивных ресурсов.

8. Формирование и развитие системы ресурсов саморегуляции и саморазвития человека.

9. Применяемость теории акмеологии к анализу мышления, интеллекта и творчества профессионала.

10. Понятие когнитивный стиль, познавательный стиль деятельности.

11. Акмецелевые программы самореализации творческих потенциалов (И.И.Пирогова, П.Ф.Лесгафта, В.М.Бехтерева, Б.Г.Ананьева, Е.С.Кузьмина).

12. Основные понятия и принципы акме-психологической диагностики когнитивных процессов.

13. Особенности акмеологических методов исследования когнитивных процессов.

14. Акмеологическая экспертиза.

15. Акмеологическая квалиметрия когнитивных процессов.

16. Возрастные особенности когнититвных процессов в период зрелости. Акмеологическая зрелость.

17. Возрастно-психологическая специфика обучения в зрелых возрастах.

18. Когнитивные возможности в зрелом возрасте.

 

Содержание дисциплины

Когнитивная акме-психология как научная дисциплина.

Предмет и задачи когнитивной акме-психологии. Соотношение с другими акмеологическими науками. Основные понятия когнитивной акме-психологии: ресурс, потенциал, резерв, интеллектуальный ресурс, когнитивные ресурсы, акмеологические задатки и т.д. Методология и методы когнитивной акме-психологии. Теоретическое и прикладное значение изучения когнитивной акме-психологии.

Познавательные возможности человеческой психики.

Новейшие достижения в области исследования динамики когнитивных ресурсов. Развитие системы когнитивных ресурсов человека и познавательных возможностей человеческой психики. Профилактическая работа психолога по минимизации рисков истощения когнитивных ресурсов. Формирование и развитие системы ресурсов саморегуляции и саморазвития человека.

Мышление как основа интеллекта и творчества профессионала.

Применяемость теории акмеологии к анализу мышления, интеллекта и творчества профессионала. Понятие когнитивный стиль, познавательный стиль деятельности. Акмецелевые программы самореализации творческих потенциалов (И.И.Пирогова, П.Ф.Лесгафта, В.М.Бехтерева, Б.Г.Ананьева, Е.С.Кузьмина). Место и роль когнитивных процессов в акмеограмме профессионала.

 

Акме-психологическая диагностика когнитивных процессов.

Основные понятия и принципы акме-психологической диагностики когнитивных процессов. Особенности акмеологических методов исследования когнитивных процессов. Развитие способностей анализировать и оценивать ситуацию с различных позиций. Формирование прогностических умений в предвидении результатов своих действий. Акмеологическая экспертиза. Акмеологическая квалиметрия когнитивных процессов.

 

Психолого-акмеологическая специфика развития когнитивных процессов в зрелом возрасте.

Возрастные особенности когнититвных процессов в период зрелости. Акмеологическая зрелость. Возрастно-психологическая специфика обучения в зрелых возрастах. Когнитивные возможности в зрелом возрасте.

 

Примеры практических заданий.

1. Одну из первых моделей интеллекта предложил:

А) Дж. Гилфорд;

Б) Ч. Спирмен;

В) Дж. Равен;

Г) Г. Айзенк;

 

2. Установите соответствие:

Подход: Трактовка интеллекта:

1- биологический а) обучаемость человека;

2- педагогический б) приспосабляемость человека;

3- структурный в) совокупность способностей;

 

3. Глобальная способность человека действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами – это:

А) эвристика;

Б) мышление;

В) креативность;

Г) интеллект;

 

4. Термин «коэффициент интеллектуальности» ввел:

А) В.Штерн;

Б) Ч. Спирмен;

В) Дж. Равен;

Г) Г. Айзенк;

 

5. Крылатую фразу «в тиши зреет интеллект» можно отнести к:

А) сангвиников;

Б) флегматиков;

В) холериков;

Г) меланхоликов;

 

6. По международным стандартам «коэффициента интеллектуальности» дебильность относится к:

А) от 50 до 70 Q;

Б) от 84 до 116 Q;

В) от116 до 120 Q;

Г) от 120 до 200 Q;

 

7. Дж. Гилфорд разработал модель интеллекта, которую назвал:

А) квадратической;

Б) кубической;

В) тетраэдрической;

Г) цилиндрической;

 

8. Вербальный интеллект в большей степени детерминирован:

А) природными задатками;

Б) воспитанием и обучением человека;

В) наследственностью;

Г) скоростью протекания нервных процессов;

 

9. Невербальный интеллект в большей степени детерминирован:

А) природными задатками;

Б) воспитанием и обучением человека;

В) культурой страны, в которой проживает человек;

Г) национальными особенностями;

 

10. Своего оптимума в развитии невербальный интеллект достигает:

А) в момент рождения;

Б) в 40-45 лет;

В) в старости;

Г) в 21-22 года;

 

Литература:

а) основная:

1. Ананьев Б.Г. Человек как субъект познания. СПб.: Питер, 2000.

2. Баранова Л.В. Психолого-акмеологические особенности развития креативного мышления в раннем юношеском возрасте. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2009.

3. Введение в акмеологию / В.Г.Зазыкин, Е.А.Смирнов. – Иваново, 2013.

4. Деркач А.А Акмеология. М.: РАГС, 2004.

5. Евдокимов О.С. Акмеологическое обеспечение развития партнерской позиции руководителя. М.: РАГС, 2009.

6. Селезнева Е.В. Общая акмеология: учебное пособие / Под ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 2009.

 

б) дополнительная:

7. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998.

8. Баранова Л.В. Психолого-акмеологические особенности развития креативного мышления в раннем юношеском возрасте. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2009.

9. Волхонская, Юлия Николаевна. Психолого-акмеологические особенности профессионально-личностной самореализации студентов с творческой направленностью [Электронный ресурс]: дис.... канд. псих. наук: спец. 19 00 13 - психология развития, акмеология (психол. науки) / Ю. Н. Волхонская. - Электрон. текстовые дан. - Кострома, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - 100.00.

10. Деркач А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М.: РАГС, 2001.

11. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999.

12. Деркач А.А., Секач М.Ф., Михайлов Г.С. Акмеологические основы саморегуляции психической устойчивости руководителя. М., 1999.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: