Педагогическая ситуация № 1
Авторская детская литература как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Описание ситуации.
Воспитатель начала проводить занятие на тему «Волшебница сказка». Взяла хрестоматию издательства Самовар, и не нашла в ней сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Дети начали отвлекаться, занятие было прервано.
Оценка ситуации.
Воспитатель заранее не посмотрела есть ли данная сказка в этой хрестоматии, так как думала что если эта сказка есть в программе детского сада «От рождения до школы», то она есть в любой хрестоматии.
Прогнозирование результатов.
Если воспитатель и в дальнейшем не будет заранее готовиться к занятиям и не будет просматривать необходимый материал, в нашем случае хрестоматию, то занятие будет прервано. Дисциплина на занятии будет на низком уровне и у детей пропадает желание заниматься.
Решение.
Необходимо заранее просматривать материал, наличие в них каких-либо деталей, которые нужны на занятии, и без которых занятие в целом не будет эффективным.
Психологическое обоснование.
Неосознаваемые педагогические воздействия – воспитатель не осознает, но объективно они воздействуют на ребенка, формируя его личность.
А. С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или приучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в любой момент, даже тогда, когда вас нет дома… В воспитательной работе нет пустяков… Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них складывается жизнь.
Неосознаваемые воздействия – это внешнее проявление, выражение личности педагога: его характера, кругозора, интеллекта.
Воздействия могут быть прямые и косвенные. Прямые воздействия прямо обращены к детям. Это объяснение, показ, указание, одобрение, порицание.
Косвенными считаются воздействия через других лиц, или через определенную организацию со сменой деятельности, или через оценку деятельности детей.
Наиболее эффективны в воспитании дошкольников, косвенные воздействия: через игру, сказку, песню, произведения искусства дают возможность войти «внутрь жизни», пережить кусок жизни, и в процессе этого переживания усвоить нравственную норму несравнимо глубже, чем ту же нравственную норму, сообщаемую ребенку взрослыми.
Педагогическое обоснование.
Чтобы успешно провести занятие, воспитателю необходимо к нему тщательно подготовиться.
Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию.
Подготовка к занятию начинается с составления плана. Определив тему и программный материал, воспитатель обдумывает, какими приемами и методами он сможет обеспечить наилучшее усвоение учебного материала.
При планировании занятий воспитатель определяет, какая подготовительная работа должна быть проведена с детьми - наблюдения, беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой и т.п. Накануне занятия нужно еще раз посмотреть план, воспроизвести в памяти содержание занятий и методические приемы (вопросы, указания, образец, рассказ), повторить весь литературный материал (стихи, рассказы, сказки, загадки, потешки) смотря по тому, что включено в занятие. Накануне занятия воспитатель готовит необходимый материал для работы.
Необходимо отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.
К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)
Создавать интерес к предстоящей работе. Предупреждать детей о начале занятия заранее, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие
Организовать работу дежурных по подготовке к занятию.
Тщательная подготовка к занятию придает воспитателю уверенность, спокойствие, которое всегда хорошо влияет на детей.
Педагогическая ситуация № 2
Авторская детская литература как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
1. Описание ситуации: во время занятия по развитию речи, воспитатель презентовал книгу и давал каждому ребенку подержать ее в руках. Один ребенок случайно порвал страницу книги, перелистывая ее. Воспитатель начал кричать на него, остальные дети тоже испугались.
2. Оценка ситуации: воспитатель не правильно себя повела в данной ситуации. Воспитатель не имела права кричать на ребенка, так как он случайно порвал страницу. Педагог показала профессиональную некомпетентность в управлении своим поведением, неумение контролировать свои эмоции.
3. Прогнозирование: если воспитатель не изменит свой подход к детям и не начнет контролировать себя то, это приведет к тому, что дети будут расстраиваться, плакать, пропадет желание читать книги, заниматься какой-либо деятельностью, ребенок может затаить обиду.
4. Решение: необходимо предпринять следующие меры:
1) Извинится перед ребенком за свою несдержанность
2) Вместе с другими детьми найти способ выхода из данной ситуации (починить книгу).
3) Проявлять способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.