Инфляция, одна из сложнейших проблем экономики, возникает, если объем денежной массы превышает потребности товарного обращения. Избыточная денежная масса приводит к обесцениванию денег, повышению уровня цен на товары и услуги. Зарождаясь на денежном рынке, инфляция распространяется в отношении производства, распределения и потребления.
Однако не всякое повышение цен означает инфляцию. Так, если цены растут на товары и услуги пропорционально повышению их качества, реальные доходы опережают рост цен то речь не идет об инфляции.
Инфляция – это социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства, которое выражается в непрерывном, устойчивом росте цен и оказывает воздействие на все стороны экономических отношений. Инфляция определяется как рост среднего уровня цен в экономике и измеряется с помощью индексов потребительских цен и дефлятора ВВП (см.тему 7).
Изменение уровня инфляции осуществляется при помощи темпа инфляции, который показывает, с какой скоростью она изменяется или будет изменяться в текущем периоде по отношению к предыдущему:
(11.2)
где
Тu – темп инфляции, %;
– индекс цен текущего периода;
– индекс цен базового периода.
Причины инфляции различают внешние и внутренние.
Внешними причинами являются интернационализация хозяйственных связей (перенос через мировую экономику) и падение курса национальной валюты (растут цены на импорт, требуются дополнительная денежная эмиссия для обмена иностранной валюты).
Внутренней причиной инфляции является монополия в трех видах:
государственная проявляется в:
1. неправильной кредитно-денежной политике Национального банка и выпуске в обращение избыточной денежной массы, не подтвержденной выпуском товаров;
2. бюджетном дефиците, покрываемом эмиссией денежной массы;
3. значительных военных расходах, т.к. могут создать бюджетный и товарный дефицит, который приведет к росту цен, и так же занятые в военном секторе потребляют товары и услуги не поставляя продукцию на товарный рынок.
4. значительных расходах на социальные нужды, что вызывает дефицит бюджета, и как следствие, рост цен.
Профсоюзная монополия проявляется во влиянии на размер заработной платы в соответствии договорами о социальном партнерстве.
Монополия крупных фирм – на определение цен и собственных издержек.
Виды инфляции различают:
- умеренную – темп инфляции не превышает 10 % в год. Стимулирует производителей и является положительным фактором, при условии, что рост реальных доходов опережает рост инфляции;
- галопирующую – рост цен колеблется от 10 до 100 % в год, что создает серьезные трудности для экономики;
- гиперинфляция – принято считать началом месяц, когда рост цен превысил 50 %, а ее концом – месяц, предшествовавший тому, в котором рост цен упал ниже этой отметки и не возвращался к ней в течение года.
Типы инфляции. Выделяют два типа:
Инфляция спроса в случае роста спроса при полной загрузке производственных мощностей и отсутствием возможности в краткосрочный период увеличить объем производства;
Инфляция предложения (издержек) связана с резким повышением стоимости факторов производства и, как следствие, снижением объема производства и ростом цен.